Вот теперь можно и посмеяться. И они смеются, а тяжеленная медаль, от которой, как говорит Маша Пасека, она чуть носом не тюкнулась вниз прямо на пьедестале, уже удобно устроилась на куртке у каждой. Девушки совершили в этот день невероятное. Они прыгнули к командному серебру в прямом смысле слова. Опорный прыжок в исполнении сборной России заставил плакать китаянок, уже почти примеривающих серебряные награды. И ахнуть россиян – что творят девчонки! Не сдались. Теперь и тренеры могут пошутить: сработали, мол, вовремя найденные волшебные слова - или мы уезжаем из Рио на велосипедах или все-таки нас встречают в Москве, как положено!
В бесконечной смешанной зоне – а попробуйте пройти через все эти телевизионные камеры и кучкующиеся со всех сторон диктофоны – каждой уже хотелось лишь одного: лечь и расслабиться. Мышцы, которым был дан строгий приказ не халтурить и выдать на-гора результат, просто молили о пощаде.
Драматичная для китаянок и счастливая для россиянок концовка командного многоборья была достойна Олимпийских игр. Именно это стало интригой командного первенства у женщин. Они уходили на последний снаряд вторыми, наши – четвертыми, они – на вольные упражнения, наши – на опорный прыжок. Китаянка Мао И заступила за ковер и получила 12,633. Наши девочки ошибок не допустили. Итог: Россия - 176,688, Китай - 176,003. Алия Мустафина, Мария Пасека, Дарья Спиридонова, Седа Тутхалян и Ангелина Мельникова вышли из схватки победительницами.
А накануне финала девчонки – не поверите – почти дружно ревели. Правда, то были слезы счастья. Даша, Маша и Седа попросту разрыдались, когда узнали, что мужская команда завоевала серебро. Как хохмили уже после собственного награждения, «видать, мы за мальчиков все слезы отплакали, на себя самих не осталось». Только Геля, пропустившая сеанс коллективных слез из-за назначенных процедур, проплакалась у олимпийского помоста от души – за себя и подруг. Уже было можно.
За команду перед финалом было тревожно. Даже очень и очень тревожно. Все знали, что придется биться за медаль самоотверженно. Но хватит ли сил? Тот случай, когда индивидуальные ошибки – удар под дых всей команде разом. Сказывались потери, которые преследовали сборную накануне Рио. По медицинским причинам не оказалось на помосте Рио-де-Жанейро Вики Комовой, на восстановление которой рассчитывали, Ксении Афанасьевой – титулованного, проверенного и стойкого бойца сборной. Так и получилось, что Мустафина и Пасека – чемпионка и призер Олимпийских игр в Лондоне – взяли под опытное крыло Тутхалян и Мельникову. Для Спиридоновой это тоже был дебют на Играх, правда, титул чемпионки мира уже накидал в олимпийский рюкзак и дополнительный груз.
Нет, американок в Рио-де-Жанейро обыграть было нельзя, сегодня их команда вышла просто на фантастический уровень прочности (184,897). Они могли падать, ошибаться и все равно не проиграли бы. Могли, а не падали, да и не ошибались.
- Сборная США – это космос, - говорит тренер Марина Ульянкина, которая еще и судит на Играх в Рио. Мария Пасека и Седа Тутхалян – ее ученицы. – Да, Америка пока недосягаема. Дело в том, что у них сейчас собралась именно атлетическая команда. Они работают на уровне верхней подкачки. Это давно не секрет ни для кого - надо закачивать мышечную систему и развивать прыгучесть, и делать на более высоком мастерстве всю акробатику. Наверное, мы сейчас как раз об этом задумаемся в первую очередь – будем стараться поднять вольные упражнения. Думали, что проскочим с этими поворотиками, прыжочками. Но, видите, надо идти по другому пути. Нам надо работать над сложностью, чтобы можно было реально конкурировать с американками. Потому что мир работает на очень высоком уровне. А нам еще и здоровья не хватает. Надо как-то начинать со своей медициной – российской - дружить. Не летать куда-то, а искать хороших врачей на месте. Чтобы не получилось, как сейчас. То, что Мельникова вышла с травмой и устояла - это, как сказка! Мельникова на последней прикидке в Москве получила травму задней поверхности бедра. И здесь она начала тренироваться только в последние четыре дня. Сама себя проверяла. И надо ей отдать должное - вышла и сделала все, что от нее требовалось…
- Геля, как ты? – я спрошу ее, понимая, что Мельникова сейчас, после олимпийского крещения медалью, уже может позволить себе немного расслабиться. Шестнадцатилетняя дебютантка заулыбается и бодро констатирует: «Хорошо!». Потом, не дожидаясь вопроса, заявит: «А там, на помосте, было еще лучше!». Потом подумает еще: «На бревне, правда, было падение, мне очень стыдно. Очень-очень. Потому что я знаю: нельзя было падать. Оправдание ли это, что выступала с травмой? Да, перед стартом я практически неделю не тренировалась. Может, на бревне и не хватило немного работы». Чтобы закончить с самобичеванием в столь радостный момент, я задам ей, закончившей уже выступления в Рио-де-Жанейро, прямой вопрос: «Хочется ли тебе снова на Олимпийские игры?». – «Хочется. Снова. И очень!». Оставалось лишь констатировать: вирус олимпийского нерва занесен.
Погрызла себя и Дарья Спиридонова. На брусьях она могла сделать больше, чем получилось. Говорит, очень много эмоций было, боялась подвести команду, поэтому не сделала один элемент - главное было не упасть.
А вот Маша Пасека, дважды призер Лондона, чемпионка мира в опорном прыжке утверждала, что по сравнению с событиями четырех лет назад в этот раз «как-то спокойнее было. Может, потому что я на каком-то подсознательном уровне знала, что так будет? Встала утром и подумала: мы – вторые! Так классно…».
Смешливая же Седа Тутхалян гордо заявила: «Мне не страшно было нисколько. Я уверена была в себе, в хорошей форме подошла к Играм. Но я могу еще лучше! На вольных вот не все получилось, да и бревно, наверное, чуть не дотянула. Хотя мне могли и повыше оценку поставить. Тренеры подавали протест даже».
Алия Мустафина… Это – особая песня нашей команды. Шикарная и надежная. Стержень. Уверенность и буквально материнская опека. Она знала: в этой команде многое держалось на ней. И все держались за нее и друг друга.
«Самую главную цель я выполнила. И очень счастлива. То, что мы сделали, это наш максимум. Мы просто настраивались бороться до конца».
Именно Алия успокаивала свою команду перед последним снарядом. Тогда, когда четвертое место еще вовсе не обещало превратиться во второе. «Держаться до конца, держаться!».
Они не просто продержались – выпрыгнули в свой космос Олимпиады. И это не было фантастикой.