Министерство финансов предлагает правительству исключить из 25 действующих законов обязательную индексацию зарплат госслужащих, военных и силовиков, равно как и размера всех социальных выплат — от материнского капитала до пособий Героям Советского Союза. Если идею одобрят, индексация по инфляции сохранится только для части пенсионной системы. Реализовать радикальные изменения в социальной политике предлагается немедленно — уже при весенней правке бюджета.
Минфин предлагает в 2015 году отказаться от индексации зарплат госслужащим и социальных выплат некоторым категориям граждан — с таким заявлением вчера, после встречи стран G20 в Стамбуле, выступил министр финансов РФ Антон Силуанов. "Мы предлагаем, хотя в правительстве это еще не обсуждалось, отвязать индексацию соцвыплат и зарплат госслужащих и других категорий граждан от прогнозной инфляции, внеся поправки в закон о бюджете 2015 года",— сообщил глава ведомства. По его словам, обсуждавшегося ранее бюджетного сокращения на 10% будет недостаточно — теперь расходы необходимо уменьшить еще на 600 млрд руб., и мораторий на индексацию выплат поможет частично сократить этот дефицит.
Впрочем, как заявила вчера член Общественной палаты Елена Тополева-Солдунова, соответствующий законопроект Минфина в понедельник, 9 февраля, уже был представлен на заседании правительственной комиссии по законопроектной деятельности. В списке вынесенных комиссией проектов он не значится, а пресс-служба Белого дома публикует эти решения выборочно. "Ъ" удалось ознакомиться с содержанием документа, который передан из Минфина в правительство достаточно давно — 6 февраля, он также направлен в Счетную палату и экспертную структуру Белого дома — в Институт законодательства и сравнительного правоведения. В переписке Минфина с ними указано: проект создан во исполнение антикризисного плана Белого дома в рамках коррекции бюджета на 2015 год.
Впрочем, проект гораздо более интересен, чем просто мораторий. Это не правка бюджета-2015, а поправки к профильным законопроектам, устанавливающие индексацию социальных и прочих выплат в целом по каким-либо объективным критериям. Всего исправляемых законопроектов 25, они устанавливают более 30 видов соцвыплат или категорий получателей зарплат из федерального бюджета. Так, как стало известно "Ъ", инициатива Минфина касается зарплат большей части чиновников (государственных гражданских служащих), депутатов Госдумы и Совета федерации, военнослужащих и приравненных к ним лиц, судей. Сам по себе принцип индексации заработных плат Минфин не предлагает отменять, однако на постоянной основе предлагается изъять из документов любые упоминания о размере индексации. Если инициатива Белого дома будет реализована, размеры индексации будут определяться ежегодно исключительно законом о бюджете без упоминаний о том, какой должна быть эта индексация (и даже в какую сторону она производится). Привязки к "прогнозируемым уровням инфляции" (например, в законе о похоронной деятельности) заменяются в проектах уровнем индексации, "установленным правительством РФ" или "в размере, установленном федеральным законом о федеральном бюджете".
В список попали не только зарплаты, но и большая часть социальных выплат в федеральном бюджете. Это в том числе и пособия по беременности, родам и уходу за ребенком, премии донорам крови и компенсации гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В соответствии с предложением Минфина индексация для выплат этим категориям населения будет ежегодно определяться в ходе формирования параметров бюджета — сейчас они осуществляются автоматически с 1 октября на прогнозируемый уровень инфляции соответствующего года. Тот же принцип Минфин предлагает применить и к суммам, выделяемым, например, на страхование сотрудников ФСКН, на выплату госпенсий военнослужащим, на пособия детям погибших военнослужащих.
Позиция Минфина принципиальна: идея "индексация зависит только от решений по бюджету" применена и к почти не обременяющим бюджет выплатам Героям Советского Союза и России, и к крайне дорогостоящей для бюджета индексации материнского капитала.
Идея ликвидации в самом законодательстве принципов привязки социальных выплат и зарплат госслужащих к уровню инфляции или иным измеряемым величинам в корне меняет одну из основополагающих идей социальной политики в РФ. Так, госслужба во многом рассматривается населением пусть не как высокодоходный, но сверхнадежный работодатель с гарантированной индексацией доходов по инфляции. Как заявили в пресс-службе Минтруда, в данный момент прокомментировать инициативу Минфина они не могут, помощник вице-премьера Ольги Голодец Алексей Левченко от комментариев также отказался, сославшись на то, что в правительстве предложение ведомства пока не обсуждалось (одобрение проекта комиссией по законопроектной деятельности будет означать, что документ будет вынесен на заседание правительства в последующие недели).
Следует отметить: одна из наиболее расходных статей социальных обязательств правительства — пенсионные выплаты — в список Минфина не попала. Возможно, ведомство предполагает, что согласовать такое предложение с социальным блоком правительства однозначно не удастся, особенно с учетом того, что ранее госпоже Голодец удалось оставить в окончательной версии антикризисного пакета индексацию пенсий в 2015 году по фактической, а не по прогнозной инфляции. Впрочем, в Стамбуле Антон Силуанов в очередной раз подтвердил, что другой вариант сокращения социальных расходов федерального бюджета — через коррекцию ежегодных трансфертов Пенсионному фонду — финансово-экономический блок Белого дома рассматривать также не планирует. "В правительстве не рассматривается возможность продления заморозки пенсионных накоплений",— заявил он. Министр отметил, что уже сейчас целый ряд проектов, которые раньше базировались на использовании ресурсов пенсионных накоплений, реализуются с участием Фонда национального благосостояния. "ФНБ, по сути, замещает своими ресурсами ресурсы НПФ, это неправильно",— сказал господин Силуанов.
По данным "Ъ", Минфин объясняет необходимость исключения из законов принципа постоянной и определяемой внешними обстоятельствами (например, инфляции) индексации необходимостью "безусловного исполнения" обязательств РФ по ним, а также защиты бюджета от "несогласованных решений" (видимо, Госдумы.— "Ъ") по индексации. Оценить экономию бюджета от применения идеи Минфина невозможно — основной смысл проекта заключается в том, чтобы Белый дом, а за ним парламент ежегодно в рамках подготовки бюджета самостоятельно определяли размеры всех возможных индексаций в ручном режиме.