За какие-то считанные недели случилось столько всего, что одолевает тревога – к чему приведёт и чем завершится это сюжетное перенапряжение? То ли войной, то ли неким качественным переломом истории? Просто разложим по полочкам происходящее – чтобы попристальнее рассмотреть его со стороны.
Тем самым освободились от украинского шантажа. Истратили 8 млрд долларов, зато решили вопрос газового транзита в Европу. Ежегодно можно прокачивать до 55 млрд (!) кубометров газа в год. Но речь не столько о денежной прибыли, сколько о будущем российско-германских отношений и о месте в мире Германии, избавляющейся от американской зависимости. Для нас два газовых поводка, северный и южный, означают возможность влиять на Берлин с Анкарой. А можно сказать и иначе – это возможность выстроить тройственный союз в пику США и Великобритании. Ну, не вполне тройственный – не следует недооценивать роль Китая, которому ситуация на руку ничуть не меньше, чем нашей стране. Таким образом, ввод в эксплуатацию СП-2 чреват страшным сном англосаксов – российско-германским альянсом в Европе. Как отреагирует Вашингтон? Проглотит? Потерять Германию – потерять почти всю Старую Европу. Потому-то англосаксы науськивают Польшу инициировать антимонопольное разбирательство в Брюсселе. Ну а если с судом не задастся – что дальше?
С прошлой весны не проводятся крупные военные операции. Вокруг Идлиба, впрочем, всё ещё горячо – Эрдоган то и дело грозит двинуть туда турецкие войска. И отчаянно торгуется с Москвой, стараясь как можно дороже продать свой токсичный актив. В Идлибе беда с продовольствием – россияне отрезали трассу М5 и «подарили» её сирийцам. В общем, толку туркам от Идлиба мало, но контроль над неудобной провинцией – гипотетическая возможность появления газовой трубы из Катара в Европу, с которой и начались все сирийские беды. Тем не менее идея строительства трубы через Турцию, Иорданию, Сирию и Саудовскую Аравию всё ещё будоражит Вашингтон. А если Анкара сдаст Идлиб Москве, даже гипотетической возможности её появления в перспективе не будет. И вновь возникает вопрос: а чем же ответят американцы? Новой попыткой военного бунта в Турции? Ликвидацией Эрдогана? Или – ответят не туркам, а нам?
«Дорожная карта» из 28 пунктов чётко оговаривает как экономическую, так и военно-политическую составляющую строящегося союза. Эксперты, ранее чуть ли не поголовно сомневавшиеся в перспективах союза, теперь отмеряют всего полтора-два года до его полного оформления. Но мы, кажется, забыли, как в прошлом году на улицы Минска выходили десятки тысяч протестующих. Они ведь никуда не делись – те, кто чуть ли не с оружием в руках был готов отстаивать право на независимость Белорусского государства? Для них воссоединение – очевидный проигрыш Лукашенко и Белоруссии. Немалая часть белорусской молодёжи поглядывает на Европу, а не на Россию и с большей охотой интегрировалась бы в противоположном от нашей страны направлении. Развивая Союзное государство, не упускаем ли мы этих людей с их чаяниями? Впрочем, так или иначе, несмотря на фронду, России всё-таки удалось заключить в объятия нашу западную соседку – Белоруссию. Посмотрим теперь, как пойдёт интеграция, ускорится ли.
Кстати, вслед за Белоруссией в единое государство засобирались и узбеки с таджиками. Нет общей границы с Россией – не беда, она может появиться уже совсем скоро, если удастся убедить в целесообразности объединения другие бывшие советские республики Средней Азии. А перспективы такие имеются – если, конечно, их одобрят наши партнёры из Поднебесной. Фактически же на постсоветском пространстве вновь формируется сверхдержава – вокруг России. Сегодня к союзу присоединилась Белоруссия, завтра – Узбекистан и Таджикистан (да и у киргизов с армянами выбор, в общем-то, невелик). А послезавтра – вслед за непризнанными республиками? Экономические перспективы независимых Украины с Молдавией плачевны, да и у Латвии они, очевидно, нехороши (вкупе с оттоком населения). Ноябрьское заседание Высшего госсовета Союзного государства примерно очерчивает перспективу: по признанию Александра Лукашенко, союз – «приоритет из приоритетов», нацеленный «на дальнейшую интеграцию братских народов». Ну, все поняли, каких именно, да, украинцы и молдаване? Похоже, кстати, что Госсовет становится новой наднациональной управленческой структурой. Вот вам и трансферт власти – в рамках этого самого общего для нескольких государств Госсовета. И для элит из бывших советских республик это явный сигнал – кто удержится у штурвала нового большого корабля, тот и поплывёт вместе с нами дальше.
На границах пахнет кровью
Лукашенко, похоже, решил подразнить соседей. Если так – глупо. Ни Минску, ни тем паче Москве оно не нужно. Тем не менее несколько тысяч беженцев – данность, и она – детонатор возможного взрыва. Ведь беженцы всё прибывают. А в Польшу уже устремились добровольцы с Украины – члены бандеровского «Национального корпуса». При этом над Белоруссией, буквально под носом у поляков с литовцами, членов НАТО, в небе уже барражируют российские стратегические бомбардировщики. А в Восточной Европе, пожалуй, впервые почувствовали вкус членства в НАТО – солоновато выходит. Американцам только и остаётся, что демонстрировать глубокую озабоченность. Провокации не просто не исключены, они буквально запрограммированы. И эта проблема – на недели и месяцы.
На украинской границе у белорусов, впрочем, ничуть не менее тревожно – туда уже выдвинулись соединения МВД, от 15 до 25 тыс. штыков. В свою очередь, и в мин-
обороны Украины тоже готовятся к бою – у крымской сухопутной границы и на линии разграничения с республиками Донбасса. Главком Залужный бьёт копытом от нетерпения – ни он, ни новый военный министр Резников не станут раздумывать, отдавать ли приказ к наступлению. Ещё бы – американские боевые суда вошли в Чёрное море, а в небе барражируют американские военные самолёты! Как-то уж слишком явно запахло порохом, и отчасти успокаивает лишь то, что это не в первый раз за последние месяцы. Но фото «российских оккупационных войск» из космоса, опубликованные тремя влиятельными американскими изданиями, обнародовали явно не случайно?
Россия и США ведут тайные переговоры
В октябре Москва и Вашингтон внесли в ООН «историческую» совместную резолюцию по кибербезопасности. По мнению представителя российского МИДа Андрея Крутских, резолюция важна «не столько с точки зрения содержания, сколько в стратегическом плане». Одновременно Россия возвращает американских дипломатов, явно при этом рассчитывая на «алаверды». У нас обычно принято замалчивать сотрудничество с американцами в рамках мирной ядерной программы, но и там всё тип-топ, куда лучше, чем ещё полтора года назад. Всё готово к большой встрече Путина и Байдена в начале грядущего года – возможно, именно с неё и начнётся долгожданная разрядка?
«Зелёная» подножка для Москвы
Развивается и стратегическое партнёрство с Китаем. На саммитах и международных площадках мы говорим и действуем в унисон. На климатическом саммите в Глазго (где Москва и Пекин были представлены виртуально) фактически был анонсирован передел рынков на основе «зелёных» технологий, и в этом нам без китайцев никак не обойтись. Хотя «зелёный переход» будет непростым делом – там и реальные требования к экономике, и аудит, и биржи по продаже квот. Однако нужно отдавать себе отчёт, что «зелёные» технологии – это и новые барьеры. С нашими стратегическими партнёрами, которые объективно могущественнее и богаче нас, нам придётся несладко. Под видом партнёрской заботы нас будут скорее всего по-братски душить в объятиях, наплевав на отжившие век принципы свободной торговли и дух ВТО. И когда водородная энергетика, ветряки, экологический аудит и торговля квотами станут реальностью, а это случится не сегодня завтра, нашей ориентированной на экспорт сырья экономике легче, наверное, не станет. А столько денег, сколько могут вложить китайцы, наш бизнес в новые технологии вряд ли сможет (или захочет) вложить. Угроза? Пожалуй. Тем не менее оформляется новый сектор экономики, и он может стать для нашей страны настоящим локомотивом развития. Вопрос в реакции Запада. В Глазго Москва и Пекин отказались подписывать декларацию о сокращении выбросов метана (при соучастии Дели и Тегерана), за что немедленно подверглись обструкции со стороны США. «Зелёный переход» – это новая гонка за мировое лидерство, и едва ли американцы намерены уступить нам или китайцам пальму первенства.
Большие деньги – большие проблемы?
Зато в традиционной экономике дела наши неплохи. Цены на газ штурмуют исторические максимумы, а нефть уже по 83 доллара за бочку – почти как до «крымского консенсуса»! Золотовалютные резервы России скакнули к неслыханным 624 млрд долларов – рекорд за всю историю нашего государства! Советскому Союзу такие накопления и не снились. Но ведь американцы, кажется, особенно чутки к таким сюжетам? Уж не готовят ли для нас раскулачивание? Большие деньги всегда сочетаются с большими рисками, а на фоне падения экономики США это ли не искушение из искушений? Уж не по этой ли причине против нашей страны Запад развязал информационную войну?
Информация – новая нефть. Чтобы сохранить свою информационную безопасность (а заодно и государственность в её нынешней форме, и накопленные ресурсы), Китай отгораживается от мира новой Великой Китайской стеной с собственным интернетом и социальными сетями. Тысячи тысяч камер просматривают всё вокруг, а люди – на мобильной привязи телефонного трекинга. С отчётами обо всех покупках и даже о тех, что ещё не сделаны, а только планируются. Раньше интернет объединял людей, теперь, кажется, наоборот. Китайцы спешат вывести на орбиту тонны собственных спутников, запустить независимый спутниковый интернет, но при этом они вовсе не прочь подключить весь мир к своей сети. А что же мы? Последуем в фарватере китайского курса? Или всё же предложим свой собственный?
От пандемии – к войне
Вашингтон и Пекин изо всех сил изображают взаимное сдерживание, но при этом разрабатывают и строят новейшее оружие. К 2030 году у Пекина будет не менее 1000 ядерных боеголовок. И – неразрешённая проблема Южно-Китайского моря, где флоты США и КНР регулярно проверяют друг друга на стойкость. Плюс Тайвань, на который претендует Пекин и который пока что находится под «зонтиком» американцев. Кто сказал, что конфликт не вспыхнет уже завтра, а послезавтра не начнётся его горячая фаза? Си Цзиньпин заявил, что «проблема Тайваня» будет окончательно решена в течение полутора-двух лет. Значит, война неизбежна? Но мы же с китайцами – стратегические, а не какие-то там партнёры. Значит, и нас с вами затронет эта война?
А вокруг – пандемия бушует. Пессимисты вообще считают, что это теперь навсегда. В России население косит, как в войну. От ковида у нас умирают в 7 раз чаще, чем в остальном мире, сосчитал политолог Павел Данилин. Но вот что особенно опасно. Люди, прежде обоснованно опасавшиеся вспышек малоизученных заболеваний, привыкают к угрозе и начинают вести себя безответственно, можно сказать, безумно. «Антипрививочники» появляются даже среди медработников, подыгрывая этому массовому безумию. Почему мы, предложившие вакцину одними из первых в мире, так и не смогли убедить население вакцинироваться? Кстати, с мест сообщают, что в глубинке вакцины порой не хватает – мы, выходит, и обеспечить-то ею смогли далеко не всех? С начала пандемии в России умерли 251 691 человек (данные на 11 ноября), заболели порядка 9 миллионов. Это те, кого посчитали, реальное положение, надо понимать, несколько хуже.
Богатые богатеют, бедные беднеют
Народ не только вымирает (за год смертность в России выросла на 17%). Народ ещё и нищает. В глубинке буквально ищут еду на помойках (Дальний Восток, Оренбург, Пенза – несть числа таким сообщениям). А в соцсетях размещается уйма фото на эту тему – с голодными гражданами, роющимися в мусоре. Получается, что государство об этих бедных забыло. Между тем в Китае запущена государственная программа борьбы с бедностью, у нас такой пока нет. А ещё цены на еду выросли, как никогда раньше, хотя продукты питания мы производим сами, а уж хлеба, картофеля и свинины с курятиной – и вовсе в избытке. Но угрозу, кажется, недооценивают. Хотя она есть. Как есть расслоение на богатых и бедных, да такое, какого нет ни в Европе, ни в Америке. Между тем эпидемия стала настоящим золотым дном для богатых россиян – их общее состояние за неполный год выросло на 65 млрд долларов. Кто-то помнит, что Бог велел делиться, тем паче в сегодняшней непростой для страны ситуации? Не похоже. А ведь богатые богатеют, зарабатывая свои капиталы в том числе на государстве Российском и его гражданах, на наших с вами налогах. Так как будем поступать с расслоением населения? Продолжим не обращать внимания? А если война? Не станет ли это одним из дополнительных рисков?
А в России – масштабное строительство. От Крымского моста до второй ветки БАМа. «Стройку века» уже оценили в 700 млрд рублей, и «удвоение магистрали» наверняка принесёт рост экономики Дальнего Востока. А ещё, увы, стройка чревата обострением отношений с Пекином – партнёры нашему БАМу не рады. Давненько в центральной китайской печати не появлялись карты территориальных претензий к России – но они появились после апрельских публикаций нашей центральной прессы о масштабном строительстве железной дороги на Дальний Восток. Угрозы – они не всегда прямые и явные. А партнёры – не всегда долговременные, увы.
ЮКОСу указали место
Верховный суд Нидерландов отменил решение по делу о взыскании акционерами ЮКОСа с России 50 млрд долларов? Точка в судебном процессе отнюдь не поставлена, но решение, как считают эксперты, знаковое для нашей страны. Оно принято, когда за российскими активами за рубежом могла начаться настоящая охота. Но нашей стране удалось сохранить лицо. Да ещё и одиозных оппонентов России в лице Ходорковского и Невзлина со товарищи суд попросил проверить на мошенничество. Что же, нас наконец-то зауважали в Европе? Или хотя бы стали адекватно относиться к России? Едва ли, скорее у заграничных сутяжников закончились аргументы. Но если нам удалось выиграть в кои-то веки один суд, кто знает, что нас ждёт в следующем (а они последуют, и первый, который приходит на ум, суд по сбитому над Донбассом малайзийскому «Боингу»). Напомним, что решение по делу ЮКОСа было принято в этапном для нашей страны (да и для всей новейшей истории) 2014 году. И судебное решение может восприниматься в том числе и как своеобразный «откат». Разрядка? Или – наоборот?
Каждая из описанных выше угроз может оказаться фатальной для нашей страны. Смотрите, сколько их, этих угроз, и как же совпало, что они проявились одновременно. Волна за волной, и страну, кажется, вот-вот накроет «идеальным штормом». Дело идёт к войне? К новому переделу мира, в котором богатым лентяям придётся уступить место пассионарным беднякам? И станут ли назревающие перемены толчком к новому жизненному укладу? Но ведь есть риск, что перемены могут нести не только прогресс (говорят, что после каждой войны происходит экономический всплеск – но какой ценой?). Ведь и война может случиться такая, что вместо прогресса наш мир может рухнуть в ядерный апокалипсис.