Снизившиеся котировки на фондовых биржах, явное смятение в Брюсселе по поводу будущего еврозоны, народная эйфория в Афинах и кадровые перестановки в греческом правительстве - таковы первые результаты прошедшего в Греции воскресного референдума, в ходе которого греки сказали твердое "охи" ("нет") ультимативным требованиям международных кредиторов.
Убедительные результаты плебисцита - 61 процент голосов в пользу ответа "нет" и лишь 39 за ответ "да" жестким требованиям "тройки" кредиторов (ЕС, МВФ и ЕЦБ) стали сюрпризом для многих комментаторов. Ведь вплоть до последнего момента опросы общественного мнения показывали практически равное соотношение голосов, а многие эксперты и вовсе говорили о "расколе Эллады на два лагеря". Тем более удивительным стало то, что знаменитое "охи" победило во всех без исключения избирательных округах Греции, наглядно продемонстрировав отношение к проводимой с подачи Брюсселя и Берлина политики жесткой бюджетной экономии.
В понедельник президент России Владимир Путин по телефону обсудил с премьер-министром Греции Алексисом Ципрасом итоги референдума. Он также выразил поддержку народу Греции в преодолении стоящих перед страной трудностей, сообщила пресс-служба Кремля. Вместе с тем, если Греции будет необходима финансовая помощь со стороны России, Афины должны сами о ней попросить. Об этом заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Он отметил, что Москва пока не получала от Греции обращений о финансовой помощи и что эта тема "никак не фигурировала" на двухсторонних переговорах.
"Мы желаем нашим греческим партнерам как можно скорее достичь необходимого компромисса с кредиторами и принять те решения, которые наилучшим образом будут способствовать экономической и социальной стабильности в этой стране", - добавил Песков.
В структурах ЕС, которые в последнюю неделю всеми правдами и неправдами пытались убедить население Греции ответить "да" кредиторам, результаты волеизъявления греков вызвали весьма болезненную реакцию. Так, глава Еврогруппы Йерун Дейсселблум назвал решение 11-миллионного населения Греции "печальным". А заместитель председателя Еврокомиссии Валдис Домбровскис заявил, что отрицательный ответ на греческом референдуме в Греции ослабит переговорную позицию страны с кредиторами. Впрочем, в Брюсселе не могут не понимать, что, так или иначе, евробюрократам придется считаться с результатом прошедшего плебисцита на "родине демократии". По крайней мере, в официальном заявлении председателя ЕК Жана-Клода Юнкера речь идет о "принятии Европейской комиссией результатов референдума". А глава Европарламента Мартин Шульц заявил, что суверенный выбор греческого народа необходимо уважать.
Уже сегодня министры финансов стран ЕС соберутся в бельгийской столице для того, чтобы решить, какие шаги предпринимать в отношении Афин, поставивших еврозону на грань полномасштабного политико-экономического кризиса. При этом существуют два варианта: либо рекомендовать Еврокомиссии быстро обеспечить ликвидность для греческой банковской системы через механизмы ЕЦБ, либо "умыть руки" и смотреть, как медленно гибнет греческая экономика в условиях затягивающихся "банковских каникул". "В Брюсселе осознали, что правительство партии СИРИЗА сохранило свой мандат, и ЕС придется и дальше иметь дело с премьер-министром Алексисом Ципрасом. Мы продолжим переговоры с Брюсселем с учетом результата прошедшего референдума", - говорит "РГ" Георгиос Ципрас, двоюродный брат греческого премьера. По его словам, в Афинах ожидают прекращения давления со стороны ЕЦБ и нормализации ситуации в банковском секторе Греции "в течение ближайших нескольких дней".
Обращает на себя внимание, что примирительный тон в отношениях с европейскими партнерами взял и заручившийся однозначным мандатом избирателей премьер-министр Греции Алексис Ципрас. "Я полностью осознаю, что данный мне мандат нацелен не на разрыв с Европой, но на укрепление нашей переговорной позиции, - сказал глава греческого правительства по итогам референдума. - Мы доказали, причем в сложнейших условиях, что демократия не поддается шантажу... На референдуме нет победителей и проигравших, народ преодолел страх. Нашим непосредственным приоритетом служит скорейшее восстановление нашей банковской системы и экономической стабильности".
В понедельник в резиденции греческого премьера прошло заседание лидеров ведущих политических партий Греции, в ходе которого глава правительства призвал министров к сотрудничеству в исполнении воли избирателей. Теперь уже бывший глава греческого минфина, харизматичный Янис Варуфакис, который так и не смог найти общий язык со своими коллегами в ЕС, объявил о своей отставке.
Многие обозреватели в Афинах расценили отставку "неудобного" для кредиторов министра в качестве свидетельства предварительных условий, которые "тройка" выставила Афинам для продолжения переговоров по греческим долговым проблемам.
Новым министром финансов Греции назначен Евклид Цакалотос, занимавший ранее пост первого заместителя главы МИД по международным экономическим связям.
Комментарий
Дмитрий Офицеров-Бельский, доцент Высшей школы экономики:
- Фигура Алексиса Ципраса очень неудобна для ЕС. И в Брюсселе, и в Берлине очень хотели бы, чтобы его правительство было скомпрометировано и ушло в отставку. Я согласен с мнением американского экономиста Пола Кругмана и других экспертов, которые полагают, что грекам намеренно предъявляли чересчур жесткие требования, чтобы они не смогли их выполнить. Однако теперь Ципрас заручился поддержкой населения, и ни о какой отставке его правительства в ближайшее время речи идти не может. Это становится проблемой для европейцев.
Требования ЕС и исход референдума поставили ситуацию в состояние цуцванга, как говорят в шахматах. Это означает, что любой следующий ход ведет к ухудшению позиций. Сложилась патовая ситуация, в которой ни одна из сторон не может пойти навстречу другой. Греки, конечно, могли бы взять и сократить все социальные программы, уволить большое число госслужащих. Но, скорее всего, и в этом случае они бы не выплатили долги.
Европейцы тоже не могут смягчить требования, поскольку это означало бы победу Ципраса - крайне нежелательную для Берлина и Брюсселя. Кроме того, такой сценарий может вызвать аналогичную постановку вопроса о долгах среди южных стран Европы, которые также находятся в проблемном экономическом положении. Вспомним Португалию, поступившую так, как хотели европейцы: там урезали расходы, в стране выросла безработица, появились огромные проблемы с экономикой. В Брюсселе и Берлине им говорят - мол, у вас все замечательно, правительство движется в правильном направлении. Но население видит, что все происходит как раз наоборот. Таким образом, у ряда государств может возникнуть искушение пойти по греческому пути. В том числе и поэтому европейское руководство постарается жесткость требований к Афинам не уменьшать.
Ситуация вокруг Греции меняется не по дням, а по часам. Сейчас они находятся в той ситуации, когда им так или иначе придется договариваться. Ушедший в отставку министр финансов Варуфакис говорил: мы все равно достигнем соглашения вне зависимости от результатов референдума. Я не думаю, что Ципрас будет занимать позицию сверхжесткую. Выход из еврозоны и возвращение к драхме стали бы для Греции в данной ситуации катастрофой. Думаю, Ципрас делает ставку на то, что ему удастся добиться несколько лучших условий.
Скорее всего, Греция останется и в еврозоне, и в ЕС, поэтому реноме Евросоюза не пострадает. Но если Греция объявит дефолт и при этом останется в еврозоне, это будет беспрецедентным событием для Евросоюза. Оно повлияет на качество долговых обязательств других южных европейских стран с проблемными экономиками. Им будут давать в долг под более высокие проценты, учитывая греческий прецедент. И если какие-то проблемы возникнут у Испании, Португалии, Италии, их спасать тоже никто не будет, если не спасти сейчас Грецию. Это будет серьезной нагрузкой на ряд европейских стран.
Екатерина Забродина
Досье "рг"
Большинство жителей Германии хотят, чтобы Греция покинула зону евро, большинство французов - чтобы осталась, а шведам все равно. По данным социологической службы Statista, 53 процента опрошенных немцев считают, что Греция должна покинуть зону единой европейской валюты, и почти в два раза меньше респондентов - 29 процентов - хотят сохранения статус-кво. Вслед за Германией идет Финляндия - 47 процентов противников Греции в еврозоне и 26 процентов сторонников.
В Норвегии греков не стали бы удерживать в зоне евро 36 процентов, а в Великобритании и Швеции - по 35 процентов. Единственная представленная в опросе страна, в которой противников исхода Греции больше, чем сторонников, - это Франция, вторая после Германии по величине экономика Евросоюза: 36 процентов против 33. Достаточно велик процент тех, кто не знает, каким должно быть будущее Греции, а следовательно, не интересуется этим и не имеет определенного мнения по данному вопросу.
В Швеции судьба Эллады оставила равнодушными 40 процентов респондентов, в Норвегии - 39, в Великобритании - 38, во Франции и Дании - по 32, в Финляндии - 27. И только разозленные жители Германии ответили "не знаю" в 18 процентах случаев из ста.
Ариадна Рокоссовская