В 2020 году каждый восьмой житель планеты голодает — и экономический кризис, спровоцированный пандемией коронавируса, только усугубил ситуацию. Ее драматизм заключается и в том, что продовольствия в мире достаточно, чтобы накормить всех на планете, но логистические сложности, барьеры в торговле, алчность производителей-монополистов и масштабы бедности не дают этого сделать и ставят на грань выживания сотни миллионов людей. В результате одни недоедают, другие, можно сказать, с жиру бесятся, потребляя все больше нездоровой пищи. Нашей стране массовый голод, к счастью, не грозит, однако и российское население не свободно от продовольственных проблем. Пора ли в России внедрять систему продуктовых карточек и правильно ли уничтожать тонны еды бульдозерами, «МК» рассказал директор отделения Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) для связи с Российской Федерацией Олег КОБЯКОВ.
— Руководитель Всемирной продовольственной программы ООН Дэвид Бизли рассказал об угрозе голода «библейских масштабов». Ситуация в результате пандемии и экономического спада может привести к тому, что число людей, нуждающихся в продовольствии, вырастет на 80% до конца года. Между тем первоначальная миссия ФАО — именно борьба с голодом. Удается ли справиться с этим вызовом?
— ФАО создавалась после войны как организация по борьбе с голодом, основной причиной которого была нехватка продовольствия. Простое решение этой проблемы до сих пор не найдено. Не будучи знатоком Библии, не могу судить о том, что конкретно имеет в виду Дэвид Бизли. Пусть слова о голоде «библейских масштабов» останутся на его совести. Вместе с тем, к глубокому сожалению, в наше время голод действительно остается одной из важнейших глобальных проблем, тормозящих развитие человечества и затрудняющих переход на путь устойчивого развития. О проблеме голода надо говорить во весь голос. От него каждый день умирает гораздо больше людей, чем от СПИДа, туберкулеза и других заболеваний, вместе взятых, поэтому желание Бизли обозначить проблему так, чтобы на нее все обратили внимание, вполне оправданно.
— Хорошо, давайте от «библейских масштабов» перейдем к точным цифрам. Каковы они применительно к голоду?
— В последние годы динамика распространения голода неблагоприятная. По последним данным ФАО, в мире голодают 680 млн человек. Речь идет о людях, живущих в состоянии хронического голода, пищевой рацион которых не дает достаточного количества полноценной пищи, необходимой для жизнедеятельности. Причем последние пять лет масштабы голода увеличиваются приблизительно по 10 млн человек в год. Пандемия коронавируса может до конца 2020-го добавить к этому еще порядка 130 млн людей. Выходит, что каждый восьмой житель планеты сегодня голодает.
Помимо голода как такового ФАО выделяет проблему отсутствия продовольственной безопасности: у многих людей нет возможности на постоянной основе, стабильно и предсказуемо обеспечивать себя и членов своих семей продуктами. Сейчас более 1 миллиарда человек живут в условиях отсутствия продовольственной безопасности. В первую очередь это жители стран Южной Азии, Африки и ряда государств Латинской Америки.
— Мы же живем в XXI веке. В чем причины столь масштабного голода?
— Их немало: недостаточный уровень развития экономики, внутренние и внешние вооруженные конфликты, стихийные бедствия. «На голодный желудок не может быть мира», — сказал более полувека назад «отец Зеленой революции» американский ученый Норман Борлоуг. Высказывание стало аксиомой. Замечу, что во всех развитых странах есть доля населения, причем иногда достаточно значительная, которая испытывает и голод, и состояние (по терминологии ФАО) «временного или хронического отсутствия продовольственной безопасности». Это касается наименее защищенных социальных слоев общества.
— Как на этом фоне выглядит Россия?
— Спешу заверить читателей — россиянам не грозит голод ни сегодня, ни в обозримом будущем. Россия входит в число стран, покончивших с хроническим голодом как с явлением. Это огромное историческое достижение для страны, население которой за последнее столетие не раз сталкивалось с масштабным голодом. Согласно данным российского национального обзора достижения Целей устойчивого развития, доля голодающих в России в 2019 году составила 1,6%, что, по сути, в пределах статистической погрешности. Вместе с тем, как и в любой стране, даже развитой, часть россиян сталкивается с нехваткой продовольствия. Это люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации из-за потери работы или кормильца, многодетные семьи, одинокие пожилые люди, жители моногородов и другие социально незащищенные слои населения. Но тут надо учитывать: даже в США, стране с одним из самых высоких доходов на душу населения, несколько миллионов человек голодает. При этом, разумеется, развитым странам проще справиться с этой проблемой: государство или выделяет субсидии, или выдает продовольственные талоны, или бесплатно кормит детей в детских садах и школах.
— В России с реализацией такой поддержки зачастую возникают трудности. Например, давно обсуждается идея бесплатной раздачи малоимущим продовольствия с почти истекшим сроком годности, но ретейлерам это невыгодно. Им проще утилизировать еще пригодный товар, чем отдать его на благотворительные цели.
— Действительно, раньше предприятие розничной торговли обязано было выплачивать НДС с той продукции, которая предназначалась нуждающимся. Не так давно ситуация изменилась. В России несколько лет назад начали работать продовольственные банки, фонды. Это движение приобрело достаточно большие масштабы. Благодаря деятельности активистов, а также поддержке законодателей в этом году были приняты соответствующие поправки в Налоговый кодекс. В результате благотворительная работа стала экономически выгодна и для всех звеньев товаропроводящей цепи. Это очень положительный момент. Ведь в России ежегодно выбрасывается более 50 кг продовольствия в пересчете на каждого жителя. Общая тенденция для развитых стран — потеря и порча продуктов растет. В основном речь о высокоценной и скоропортящейся продукции, которую не успевают реализовать.
Возьмем, к примеру, высококачественную говядину. Сейчас предложение превышает потребительский спрос, но производители не могут продавать товар с большим дисконтом. Говядина — в плане своего экологического следа — очень ресурсоемкий продукт: чтобы изготовить килограммовый стейк, лишь воды придется затратить около 20 тонн, а еще сюда плюсуются электроэнергия, оплата человеческого труда. Благодаря принятым поправкам теперь продукты, включая наш кусок мяса, срок годности которого приближается к концу, будет передан нуждающимся, а не утилизирован.
— Еще одна идея, которую периодически активно обсуждают в обществе, но все время откладывают в долгий ящик в высоких кабинетах — введение льготных продовольственных карточек для малоимущих. Есть ли в этом необходимость в нашей стране?
— Продуктовые талоны — вариант помощи нуждающимся, который был принят во многих странах. К внедрению аналогичной системы в России я лично отношусь положительно. Это позволит людям, которые станут получателями такого рода помощи, планировать свои расходы, а также меню на несколько дней вперед, зная, какие базовые продукты они смогут получить от государства. Можно посмотреть на опыт продовольственных марок, которые используют в США — там это эквивалент товара. Они могут передаваться другим людям, если получатель решит, что в данный момент с нехваткой продуктов у него проблем нет. За счет таких карточек мы повысим и стабилизируем доходы малообеспеченных семей. Конечно, как и в случае денежных выплат, нужно считаться с тем, что есть люди с пониженной социальной ответственностью, которые не могут правильно распорядиться такой помощью. Но социальная политика государства строится в расчете на сознательных граждан. Данная инициатива рассматривается и в Госдуме, и в Совете Федерации, но так как этот вопрос имеет последствия для бюджетной и налоговой систем, он решается довольно медленно.
Думаю, что продовольственные марки или талоны рано или поздно появятся в России. В выдаче реальных денег есть свои опасности, например элемент коррупции: средства могут не дойти до получателей. Другая проблема: некоторые маргинализированные семьи могут не всегда целевым образом расходовать деньги, которые предназначались на приобретение продуктов.
— Помимо голода есть и другой бич — некачественные продукты, которые зачастую приводят к ожирению. Относится ли Россия к числу стран, подверженных этой напасти?
— Неполноценное питание представляет собой трехглавую гидру. Голод — это одна составляющая, но есть еще избыточный вес и ожирение, а также недостаток витаминов. В принципе для того, чтобы поддерживать жизнедеятельность организма, достаточно небольшого набора продуктов: хлеб, макароны, картофель, крупы. Но с этими продуктами не получится обеспечить здоровую жизнь. Кроме углеводов организм, особенно растущий, должен получать белки, жиры, а также витамины и микроэлементы.
Нездоровая еда — это пища с избытком углеводов и жиров. На фоне малоподвижного образа жизни и потребления высококалорийных блюд человек обычно получает букет смертельно опасных неинфекционных заболеваний, прежде всего сердечно-сосудистых и диабет. Опасна продукция, прошедшая высокую степень обработки, и то, что поджарено во фритюре.
Повышение уровня образованности населения, экономическая и физическая доступность здоровых продуктов — главные факторы, способствующие переходу населения на здоровое питание. Традиционные кухни народов России, несмотря на разнообразие и отменные вкусовые качества, к сожалению, в основном далеки от эталонов здорового питания.
Но главный ограничитель — недостаточные доходы населения. В итоге каждый третий, а то и второй взрослый россиянин страдает избыточным весом либо ожирением. Тяжелый рюкзак пищевых привычек, которые граждане несут из прошлого, пока перевешивает в нездоровую сторону. Например, из-за особенностей климата далеко не все включают в свой рацион достаточное количество овощей и фруктов. На севере страны до сих пор предпочитают жирную пищу. Но тенденция меняется в лучшую сторону. Эталонным рационом питания можно назвать кухню Средиземноморья, где в рационе высока доля рыбы и морепродуктов, свежих овощей и фруктов, бобовых и хлеба из муки грубого помола. Весьма здорова кухня кавказских народов с высокой долей молочной продукции, овощей, фруктов и зернобобовых — недаром там много долгожителей. Сегодня в России нет проблем с предложением по рыбе и с доступностью овощей и фруктов. Больше пользы организм получит от оливкового масла, а не от сливочного или от сала.
— Богатая белком рыба, оливковое масло, овощи и фрукты в изобилии — это прекрасно, спору нет. Но такой рацион не каждому россиянину по карману…
— Это верно. Важный вопрос: кто может позволить себе такой замечательный, здоровый, питательный и полезный рацион на прожиточный минимум в 16 тысяч рублей и при МРОТ чуть выше 12 тысяч? Ответ такой: в силу неправильного питания можно быть богатым и очень больным, а можно быть малообеспеченным, но достаточно здоровым человеком. В принципе можно и на небольшие доходы позволить себе полноценный рацион. Безусловно, это будет базовый набор продуктов без изысков, но это будут качественные продукты. По душевому доходу Россия находится не в самом худшем положении, даже несмотря на экономический кризис и падение цен на нефть.
— Прошло 6 лет с начала действия закона о продовольственных контрсанкциях и импортозамещении. В список запрещенных входят мясные и молочные продукты, рыба, овощи и фрукты, орехи и соль. Россия уничтожила более 36 тыс. тонн незаконно ввезенной продукции. Разумная ли это политика с учетом того, что у нас официально около 20 млн бедных?
— Проблема имеет несколько граней: экономическую, политическую и моральную. ФАО против любых ограничительных мер в международной торговле продовольствием. Мы поддерживаем международное разделение труда, нормы ВТО. Международная торговля должна носить равный и справедливый характер. Главное — потребитель выигрывает от этого. Он может сделать осознанный выбор. Если возникают искусственные барьеры, страдает экономика страны-изготовителя, люди, которые работают на производствах. ФАО старается всюду проводить мысль о необходимости обеспечить беспрепятственную торговлю продовольственными товарами, так как это источник питания и доходов людей.
От российских контрсанкций потери понесла экономика Польши, например садоводы, выращивающие яблоки. Греция пострадала от запрета на поставки в Россию охлажденной рыбы, овощей и фруктов. Товаропроизводители мясной продукции, сыров и колбасных изделий Европы также понесли большие убытки.
Уничтожение продукции, произведенной легально, но ввезенной на территорию страны с нарушением санкционного режима — второй важный момент. Мое личное мнение — нельзя уничтожать пищевые продукты, пригодные в пищу. Нужно было найти возможность использовать это продовольствие по назначению — для питания людей, которые в этом нуждаются. Ежегодно сталкиваясь с информацией о масштабах голода, я бы попытался найти иной способ решить проблему незаконного ввоза продуктов. Однако эта сфера — объект суверенного регулирования каждым государством.
— В России продолжают говорить об успехах в развитии АПК на волне импортозамещения, но из-за отсутствия конкуренции наши аграрии получили возможность задирать цены на свой товар, что очень болезненно воспринимает потребитель, доходы которого упали из-за пандемии. Насколько остро стоит эта проблема с точки зрения ФАО?
— По информации о производстве продуктов различных групп в России, которую ФАО регулярно получает, видно, что за последние годы наша страна существенно увеличила производство продовольствия и расширила его ассортимент. Сложно провести прямую корреляцию с контрсанкциями, но развитие собственного производства в России идет, и это несомненный плюс. Если говорить о ценах, то рынок является лучшим регулятором в период изменения спроса и предложения. В целом по стране сохраняется конкурентное предложение по многим видам продукции, что стабилизирует стоимость. Даже если брать высококачественные товары, например твердые сыры, в России много производителей, которые не задирают цены. В стране продовольствия производится больше, чем потребляется, что вкупе с растущим платежеспособным спросом населения является хорошей предпосылкой для его стабильности и качественного роста.