Кадры решают всё. И где взять эффективные кадры, тоже решают кадры. Порой, увы, не самые выдающиеся. Царство превосходства лояльности над профессионализмом, убогое законодательство в сфере малого и среднего бизнеса, запутанность налоговой системы наряду со стабильной пресловутой утечкой мозгов привели к тому, что кадровый голод в стране достиг если не апогея, то близкой к нему точки. В особенности критический уровень стал в последнее время заметен невооруженным глазом в системе госуправления.
Проваленная система образования и отсутствие социальных лифтов, заменяемые все тем же принципом «лояльность выше профессионализма», катастрофически опустили качество человеческого материала на любых государственных должностях.
Ладно бы безграмотный уровень муниципальных служащих и сотрудников бюджетных учреждений, не обученных, но идущих за какой-никакой стабильностью в 12–15 тысяч рублей, так если посмотреть на депутатский корпус всех уровней, не способных двух слов связать по простейшим вопросам и сыплющих патетикой, губернаторов — «молодых технократов» из «золотой сотни», сформированной высшими чиновниками и олигархами от разных госотраслей, то там тоже лишь бледное подобие советской школы управления.
Не сомневаюсь, что при массовом назначении в последние недели врио губернаторов выбрали лучших из лучших. А точнее — меньшее из зол. Многие из них действительно энергичные, деятельные, образованные. Хорошо, нашли десяток человек, они даже попрыгали со скал в реку (интересно, как это им поможет решить, к примеру, проблему прорыва труб горячего водоснабжения зимой?), а дальше что? Почти ни у кого из них нет ни опыта хозяйственной деятельности, ни управления ЖКХ, ни опыта политической борьбы. Тем более никто не собирает все эти навыки в одном лице. В общем, такое положение дел неудивительно. Политический вакуум и управленческая безответственность последних лет просто не давали шанса нынешним «птенцам» набраться опыта.
Итак, какое же решение нам предложили «сверху»? Судя по недавней информации из администрации президента, будущих управленцев теперь будут отбирать совместно с РАНХиГС в программе «Лидеры России», в которой сможет принять участие любой желающий, участники пройдут три отборочных этапа, а сотню финалистов будут курировать чиновники уровня федерального министра.
Дежавю.
В 2007 году я принимал участие в подобном конкурсе. Тогда он назывался «Профессиональная команда страны». И даже стал его победителем. После вручения грамоты и демонстрации меня по телевизору как человека, к тому моменту за свой счет создавшего образовательный проект «Молодежная школа бизнеса», организовавшего телепроект для молодых спортсменов «Футбольная академия», ставшего успешным предпринимателем в страховании и иных сферах без господдержки и прочих ресурсов, я спросил организаторов: «И что дальше?» Ответ был таков: «Вы как устроитесь на госслужбу, на которую вы планируете, сообщите нам, а мы сообщим всем об этом». Занавес...
The Winner Takes It All — победитель получает всё. Нет, ребята, увы, но всё получают, скорее, организаторы подобных конкурсов и программ. Во всяком случае, так было много раз «до», и рождения каких-либо звездных блестящих управленцев так и не произошло. По факту не программа позволяет участникам выстроить карьеру и повысить профессионализм правительства (федерального или регионального — не важно), а участники помогают организаторам конкурса остаться на плаву и продолжать заниматься прежним делом.
Отбор в программе «Кадровый резерв — Профессиональная команда страны» проводится на регулярной основе, есть множество региональных программ вроде «Команды единомышленников», опять-таки под эгидой РАНХиГС, в Татарстане есть свой проект с нехитрым названием «Кадровый резерв», даже движение «Наши» имело схожую задачу. Но результата — ноль.
Вот и получается, что на госслужбу в основном попадают либо люди со связями ради вполне конкретных и не самых общественно-полезных целей, либо желающие обрести стабильный доход хотя бы в 20–30 тысяч рублей. Пусть вас не вводят в заблуждение зарплаты чиновников в 150–200 тысяч рублей в месяц. Такое есть только в нескольких службах и министерствах федерального значения. А вот среднемесячная зарплата гражданских служащих в регионах в прошлом году составила 45 тыс. рублей, муниципальных — 37,8 тыс. рублей. Вычтите из этого налоги, сделайте поправку на то, что более высокие зарплаты высшего руководства оказывают значительное влияние на среднее значение, и выходит, что быть рядовым начальником отдела не так уж весело. А ответственность при этом сохраняется. Естественно, что многие талантливые люди просто не согласны идти на госслужбу на таких условиях.
Ситуация усугубляется тем, что перспективы карьерного роста весьма сомнительны. Хорошие места распределяются далеко не за профессиональные успехи. В США, например, тоже вопрос обеспечения госаппарата квалифицированными кадрами стоит весьма остро, в этой сфере занято порядка 2,8 млн человек. Но уже с 1959 года прошлого века выстроена и отлажена система карьерного роста, основанная на заслугах служащего. Хорошие результаты работы практически гарантируют продвижение по службе. Условия карьерного роста четко прописаны, на вакантную должность рассматривается широкий круг претендентов, а принципы оценки деятельности госслужащих заимствованы у коммерческих предприятий. А 1978 году эти положения и вовсе были закреплены на законодательном уровне. Такие положения создают атмосферу здоровой конкуренции и стремление у честолюбивых молодых людей действительно эффективно выполнять свою работу.
Формально система заслуг у нас тоже является основным принципом формирования кадрового состава. Вот только нет ни должных критериев оценки, ни инструментов для реализации этого принципа. И повсеместное применение этого принципа также не носит обязательного характера. Вся надежда на то, что даже самые молодые из нынешних высокопоставленных чиновников-технократов еще успели захватить хотя бы частичку разваливающейся советской системы образования.
Так что можно по программе «Лидеры России» подготовить и выпустить 100 человек, может быть, кого-то даже трудоустроят (хотя с трудом верится в то, что всем сразу найдут подходящие места), но глобально это ничего не изменит. Сто человек в более чем двухмиллионной армии служащих — капля в море. Эта программа может показать себя неплохо в качестве пилотного проекта, который потом можно будет распространять на различные ведомства и регионы. Но для качественного скачка нам нужно переворачивать с ног на голову всю систему, начиная со школьного образования, которое сейчас не учит быть инициативными и не дает достаточных фундаментальных знаний. Минобрнауки и Росмолодежь должны активно включаться в этот процесс, получая соответствующее финансирование. И все должно быть закреплено четкой системой продвижения по карьерной лестнице. Иначе таланты так и будут застревать на вторых ролях, довольствуясь дипломом в рамочке на стене в кабинете. В лучшем случае — в своем кабинете.