В России уже зарегистрировано две вакцины против коронавируса, еще один препарат – на подходе. Однако большинство жителей страны пока не готовы делать прививку. Несмотря на наличие успешных разработок, надеяться во многом придется на естественный иммунитет, который россияне получают при столкновении с инфекцией.
Разработку вакцин против коронавируса в России начали широким фронтом еще во время первой волны пандемии. В мае вице-премьер Татьяна Голикова рассказывала, что всего в стране разрабатывают 47 вакцин на 14 разных платформах. «Мы очень рассчитываем, что какие-то из них дадут ощутимый результат», – надеялась зампред правительства.
К июлю количество препаратов, над которыми ведется работа, сократилось почти вдвое – до 26. Среди них были очень разные вакцины – на основе ДНК и РНК, белков вируса, а также классические вакцины, которые используют ослабленный или убитый возбудитель инфекции.
Из этого длинного списка два препарата прошли первые стадии испытаний в рекордные сроки. Вакцину «ГамКовидВак» представили под торговой маркой «Спутник V». Ее создали в Национальном исследовательском центре (НИЦ) эпидемиологии и микробиологии им. Г.Ф. Гамалеи.
Разработка велась на той же платформе, где делали вакцины от лихорадки Эбола и вируса MERS, вызывающего ближневосточный респираторный синдром. MERS тоже относится к группе коронавирусов, объясняют в НИЦ.
Для доставки в организм частиц SARS-CoV-2 разработчики вакцины использовали аденовирусы. Они легко проникают в организм человека, но не могут в нем размножаться, поэтому безобидны для носителя. «Мы с помощью аденовирусного контейнера создали этакое «такси». С его помощью, как и в случае обычного такси, которое доставляет пассажира из точки А в точку Б, мы транспортируем любой ген», – рассказывал в интервью «Красной звезде» директор НИЦ им. Гамалеи Александр Гинцбург.
На таком «такси» создатели вакцины отправляют в организм ген, который кодирует всем известную «корону» у коронавируса. В результате иммунная система знакомится с возбудителем и учится от него защищаться.
Вторую российскую вакцину – «ЭпиВакКорона» – зарегистрировали 14 октября. Разработка новосибирского центра «Вектор» имеет другой принцип действия. Препарат сделан из коротких фрагментов белков-пептидов коронавируса, искусственно синтезированных в лаборатории. На них человеческий иммунитет обучается распознавать и обезвреживать SARS-CoV-2.
Вскоре обещают зарегистрировать еще одну отечественную вакцину, над которой работает Научный центр исследований и разработки иммунобиологических препаратов им. М.П. Чумакова. По механизму она отличается от двух предыдущих – такие вакцины называют «цельновирионными». В основе препарата – вирус SARS-Cov-2 – практически целый, но «убитый» в лаборатории. Он может вызывать иммунный ответ, но не способен распространять инфекцию по организму.
В Центре им. Чумакова подчеркивают, что именно ослабленные и убитые вирусы чаще всего используются при создании вакцин. А более новые технологии пока развиты не так хорошо.
Регистрация с ускорением
Первые отечественные вакцины от коронавируса прошли регистрацию в ускоренном порядке – еще до полного завершения исследований. Так, например, о регистрации «Спутник V» министр здравоохранения Михаил Мурашко доложил президенту 11 августа. А третья, наиболее массовая стадия испытаний началась 26 августа.
«ЭпиВакКорону» зарегистрировали похожим образом. К тому моменту, когда вакцина получила регистрационное удостоверение, набор участников для третьей стадии испытаний еще не начался. К этой стадии планируется перейти только после того, как наработают промышленные объемы препаратов.
Когда зарегистрируют третью вакцину, точно неизвестно. В середине октября глава Роспотребнадзора Анна Попова говорила, что это может произойти примерно через месяц. И, судя по озвученным срокам, регистрация «ЭпиВакКороны» пройдет по той же схеме, что и двух предыдущих вакцин.
Сама по себе ускоренная процедура стала возможна после того, как правительство одобрило особый порядок доступа на рынок препаратов для профилактики COVID-19. Но такая регистрация, по сути, является условной. Для «Спутника V» она действует до 1 января 2021 года и может быть отозвана, если во время третьей стадии испытаний обнаружатся серьезные негативные эффекты. Если же все пройдет хорошо, вакцину зарегистрируют на постоянной основе.
Предполагалось, что к дате окончания временной регистрации испытания «Спутника V» уже завершатся. Но не факт, что сроки удастся соблюсти. Глава НИЦ им. Гамалеи в интервью ТАСС говорил, что привить всех участников третьей стадии планируется лишь «к концу января».
По его словам, в целом исследования должны завершиться в конце июля – начале августа 2021 года. За это время ученые смогут статистически обработать и проанализировать результаты.
Введение вакцины в гражданский оборот и испытания будут идти параллельно. Помимо тех 40 тыс. добровольцев, которые участвуют в исследованиях, Минздрав хочет в приоритетном порядке вакцинировать группы риска. Сюда входят медики, работники образования, полицейские, студенты и призывники. По информации главы Минздрава, массовая вакцинация может начаться в конце ноября.
Невостребованная прививка
Однако проблема в том, что сами россияне не очень хотят прививаться. Хотя среди испытателей первой вакцины было много представителей «элиты» и медийных персон и все они отзывались о препарате позитивно, следовать их примеру обычные граждане не спешат.
Сделать прививку от коронавируса готовы только 23% жителей страны, сообщило РИА «Новости» со ссылкой на исследование «Единой России». 73% респондентов признались, что вакцинироваться пока не намерены. Еще 4% считают, что переболели COVID-19 и не нуждаются в прививке.
Похожие данные получил по результатам октябрьского опроса портал Superjob: только 22% опрошенных готовы сделать прививку от коронавируса. При этом 5% хотят вакцинироваться «Спутником V», столько же – «ЭпиВакКороной». Оставшиеся 12% заявили о готовности привиться любой вакциной.
Чуть более трети опрошенных (34%) пока не определились насчет прививок. Они собираются принять решение после того, как испытания препаратов завершатся.
В сентябре исследование на ту же тему проводила Высшая школа экономики. Выяснилось, что 45,6% россиян никогда не планируют делать прививку против коронавируса. Причем для них не важно, о какой именно вакцине идет речь – российской или зарубежной. Более того, несмотря на угрозу второй волны пандемии и новых ограничений, за лето количество противников вакцинации выросло почти на 8%.
По сравнению с жителями других стран россияне оказались намного более осторожны по части вакцинации. Так, например, в Великобритании 78% респондентов готовы привиться в течение первых шести месяцев после появления вакцины, выяснил Deutsche Bank. Только 9% британцев сообщили, что не хотят вакцинироваться, еще 13% пока не приняли решение.
Среди изученных банком западных стран меньше всего желающих пройти вакцинацию во Франции. Но и там цифры несопоставимы с российскими: к прививкам от коронавируса готовы 61% французов, и только 19% дают на этот вопрос отрицательный ответ.
Россияне в целом с подозрением относятся к любым прививкам. По данным благотворительного фонда Wellcome Trust, только 77% россиян уверены, что детей нужно прививать (в мире этот показатель составляет 92%). И лишь 50% считают, что вакцины в целом безопасны.
Неготовность к вакцинации от коронавируса можно было бы списать на страхи обывателей, стереотипы и движение антипрививочников. Но среди профессиональных медиков картина почти такая же.
Только 23,8% из них планируют добровольно пройти вакцинацию от COVID-19, показало исследование компании «Доктор на работе». Еще 20,3% рассказали, что готовы вакцинироваться «скорее добровольно-принудительно». 52% медиков не планируют этого делать.
Аналогичные результаты в августе получил сервис «Справочник врача». Многие респонденты объясняли нежелание прививаться тем, что пока нет достаточных данных об эффективности вакцины. Кроме того, медиков смущали слишком сжатые сроки создания препарата.
Привитые и переболевшие
Оценки специалистов по поводу того, сколько людей надо привить, чтобы остановить распространение инфекции, различаются. Например, заслуженный врач России Наталья Геппе уверена, что для защиты от различных эпидемий нужен уровень иммунизации 85–90%. Профессор и эксперт ВОЗ Лариса Руденко указывала на более низкую планку. «Как показали исследования по гриппу, надо привить 50–60% населения страны, чтобы инфекция пошла на убыль и не было вспышек», – считает она.
Вирусолог и заведующий Лабораторией геномной инженерии МФТИ Павел Волчков полагает, что истина где-то посередине. «Чтобы остановить распространение инфекции, нам нужно, чтобы у 70% населения так или иначе сформировался иммунитет», – говорит он. При этом эксперт обращает внимание, что иммунитет формируется не только при вакцинации, но и естественным путем, если человек контактировал с вирусом.
По оценке Волчкова, уже к июлю с вирусом SARS-CoV-2 проконтактировали более 30 млн человек, выработав таким образом иммунитет к новой коронавирусной инфекции. Вместе с вакцинацией это может обеспечить необходимый порог иммунизации в стране. «Даже если всего 30% населения вакцинируется, то с учетом значительного количества переболевших людей это уже неплохой показатель. Надеюсь, в сумме это даст нам уровень иммунизации около 60–70% нарастающим итогом», – говорит вирусолог.
В то же время пока неясно, как долго защищает человека иммунитет, полученный естественным путем и через прививку.
Обе зарегистрированные в России вакцины вводятся в два приема с интервалом две-три недели. Минздрав утверждает, что такая двухэтапная схема обеспечивает длительный иммунитет, который сохраняется до двух лет.
Центр «Вектор», создавший вторую вакцину, дает более скромные оценки. По данным разработчиков, их препарат обеспечит иммунитет минимум на полгода.
Однако, если человек не вакцинировался, а переболел инфекцией в легкой форме, срок иммунизации может быть намного короче. Директор Санкт-Петербургского НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера Арег Тотолян отмечал, что 15–20% переболевших теряют антитела к коронавирусу всего за пару месяцев.
Возможно, дело в тест-системах, которые обнаруживают только очень высокие концентрации антител. Эксперты не исключают, что даже при отрицательных тестах на антитела человек может обладать иммунитетом. Но чтобы до конца разобраться в этом вопросе, нужно время и масштабные исследования, которые фактически только начались.