Процесс полной передачи регионам доходов с акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла предложено поставить на паузу. Как выяснили "Известия", несмотря на то что субъекты должны были начать получать эти средства уже в 2024 году, Минфин подготовил законопроект по увеличению срока поэтапной передачи зачисления доходов от акцизов на нефтепродукты в местные бюджеты. Согласно изменившимся планам министерства, в стопроцентном объёме "бензиновые деньги" придут в регионы лишь в 2030-м. В большинстве фракций Госдумы отнеслись к инициативе скептически. По мнению депутатов, Минфин мог пойти на эти меры, чтобы получить дополнительные доходы для федерального бюджета, который пострадал после пандемии. Эксперты также не понимают, почему сроки сдвигаются на столь долгое время.
По информации "Известий", Минфин разработал законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". Им предлагается с 2025 по 2030 год поэтапно передать регионам 100% доходов с акцизов на нефтепродукты. Согласно тексту документа, который имеется в распоряжении "Известий", доля поступлений в федеральный бюджет за это время будет постепенно сокращаться. Так, в 2025 году казна страны получит 21,1% доходов, а бюджеты субъектов - 78,9%. В 2026-м соотношение изменится -17,1 к 82,9%, в 2027-м - 13,1 к 86,9%, в 2028-м -9,1 к 90,9%, в 2029-м - 5,1 к 94,9%. 100-процентная передача этих доходов должна произойти в 2030 году.
Хотя ранее это планировалось на 2024 год. Такое поручение в 2018-м давал правительству президент России Владимир Путин. Кроме того, это было прописано в паспорте национального проекта "Безопасные и качественные дороги", опубликованном на сайте кабмина в 2019 году. Однако Минфин предложил передвинуть сроки и в тексте финансового экономического обоснования уточнил, что нормативы зачисления в федеральный бюджет в 2022 - 2024 годах акцизов на нефтепродукты останутся на уровне 2021 года. Благодаря чему, по расчётам министерства казна страны получит дополнительно 428,5 млрд рублей. В ведомстве разработку новых норм "Известиям" подтвердили.
"Законопроект не предполагает увеличения акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории РФ и, следовательно, не приведёт к увеличению цены автомобильного топлива. Законопроектом предполагается сохранение нормативов зачисления налоговых доходов федерального бюджета от акцизов на нефтепродукты, направляемых в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, в 2022-2024 годах на уровне 2021 года", -пояснили в пресс-службе министерства.
Также там уточнили, что в 2021-м акцизы зачисляются по нормативу 25,1% в федеральный бюджет, 74,9% - в бюджеты субъектов. Впрочем, как пояснили в ведомстве, все дополнительные средства Минфин хочет отдать в пользу финансирования нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги".
ВЫЗЫВАЕТ ВОПРОСЫ
В профильном комитете Госдумы по транспорту и строительству отнеслись к предложению министерства скептически. Зампред комитета Александр Старовойтов не понимает, зачем нужен перенос этих сроков, да ещё на столь длительное время.
- У нас основная масса регионов находится в не очень хорошем финансовом положении: только пять-шесть субъектов - доноры, а остальные живут на дотации. Поэтому для них очень важны эти деньги для решения огромного количества вопросов, связанных с дорожным хозяйством, - пояснил "Известиям" парламентарий.
По его словам, Госдума получает огромное количество жалоб из различных уголков страны на качество дорожного покрытия.
- Эти деньги с акцизов были бы очень хорошим подспорьем для решения этих вопросов, поэтому я пока не очень понимаю Минфин. Понятно, что там всегда смотрят с позиции цифр, особенно если они не сходятся. Но мы в Госдуме всё-таки исходим из того, что за этими цифрами стоят люди и безопасность дорожного движения. Поэтому я крайне негативно отношусь к переводу на 2030 год, - подчеркнул депутат.
Во фракциях Госдумы также не понимают логики министерства.
- Мы, конечно, изучим законопроект, когда он будет внесён в Госдуму. Но это манёвр. Где гарантия, что эти доходы федерального бюджета потом не будут перераспределены на другие цели, - заявил "Известиям" зампред фракции ЛДПР Ярослав Нилов.
По его словам, например, между Ненецким автономным округом, который он курирует, и соседней Республикой Коми до сих пор нет дороги. Если бы субъекты получили эти доходы в 2024 году, она бы, наверное, появилась, отметил парламентарий.
Первый зампред комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Николай Арефьев предположил, что инициатива Минфина связана с растущей ценой на нефть.
- Смысла действительно в этом переносе никакого нет, если Минфин и правда намерен отдать эти деньги регионам. Но если они проговорились о дополнительных доходах федерального бюджета, то думаю, что регионы всех этих денег не увидят. Тем более что сейчас опять начался рост цен на нефть. Жаба заела, и отдавать не хочется, тем более экономика страны оставляет желать лучшего, - пояснил он "Известиям".
Аналогичного мнения придерживается зампред фракции "Справедливой России" Михаил Емельянов.
- Вместо того чтобы отдать деньги регионам, Минфин концентрирует их у себя, а потом как посредник опять их отдаёт. Совершенно непонятная история. Лично у меня есть сомнения, что все эти средства дойдут до регионов, - заявил депутат.
Политолог Дмитрий Фетисов считает, что Минфин явно что-то недоговаривает. Лично его сильно смущают такие далёкие сроки этого переноса. По его словам, возможно, в перспективе Минфин захочет отказаться от передачи этих доходов регионам, так как ему нужны эти деньги в федеральном бюджете. Также эксперт сомневается, что названная в финансово-экономическом обосновании сумма вся будет потрачена на ремонт дорог.