— Это уже традиция: к дням рождения Саши, Феди и Илюши папа создает фильмы. Выходит по три каждый год. Я собираю фотографии, видео — все то, что произошло с ребенком за год, — а Дима монтирует это в десятиминутный ролик. Мы могли бы и двухчасовой смотреть, но хочется, чтобы наши друзья не устали, поэтому фильм коротенький. И еще традиция: когда папа работает до утра и поздно встает, будят его дети. Он получает от этого большое удовольствие. Как раз сейчас направлю мальчишек в спальню.
— Полина, чьи дни рождения отмечаете с большей пышностью? Детские или ваши с Дмитрием?
— Мы все празднуем ярко — и дни рождения, и Новый год, и годовщины свадьбы… Еще в детстве я обожала устраивать праздники, больше всего любила, конечно, свой день рождения и готовилась к нему год. Составляла список гостей, придумывала викторины. Это сейчас есть аниматоры и разные квесты, а в пору моего детства, учитывая, что оно прошло в Ростове-на-Дону, о таком и не мечтали. До сих пор люблю устраивать вечеринки, обязательно тематические.
Новый год мы отмечаем три дня. В этом году главной темой была игра «Точь-в-точь». Просто и дико весело. Все выбрали любимых персонажей и пародировали их. Моя мама изображала певицу Натали — было настолько смешно, что гости четыре раза вызывали ее на бис.
Я была Лерой Кудрявцевой и вела вечер. А Дима с Аришей Шараповой сидели в жюри. На Димин день рождения мы часто куда-нибудь улетаем. В этом году подарила ему поездку в Токио — он очень любит Японию. В прошлый раз была Швейцария. Но при этом я обязательно записываю видеопоздравления от друзей. Как-то пригласила из Ростова его давних, еще студенческих лет, приятелей, которых он сто лет не видел. В общем, стараюсь затрагивать струны его души.
— А на ваш день рождения кто программу готовит?
— Я сама. Меня часто спрашивают: наверное, вы любите 8 Марта — как мама мальчиков. Нет! Потому что лишь к ночи понимаю, что был праздник. Пока всех поздравишь — бабушек, прабабушек, педагогов, — день прошел. Мне не до отдыха, я — главный организатор.
— В обеспеченных семьях часто стоит проблема подарков. Дети уже ни о чем особо не мечтают. Что просят ваши сыновья?
— Я ими горжусь! Ничего вообще не просят. Наверное, потому что всего достаточно. Я в детстве доводила маму, канючила в магазине с игрушками: ну купи, купи. Наши дети другие. Например, Саша попросил на день рождения Книгу рекордов Гиннесса. Я ожидала банальных лего или спиннера.
— Или айпад…
— Планшет у него есть. Мы с Димой считаем, что ребенку нельзя запрещать пользоваться интернетом, чтобы не акцентировать его внимание на этом виде досуга. Саша когда угодно может выйти в Сеть, но не выходит, так как у него нет времени. Приведу такой пример. Недавно захожу в Сашину комнату, он сидит с айпадом в руках. И говорит: «Я прослушал Лещенко, Высоцкого и хочу поставить Феде и Илюше Майкла Джексона».
— Лещенко Льва или Петра?
— Петра. Я тоже удивилась — не представляла, что он вообще знает о существовании его романсов. Оказалось, что Дима как-то слушал их с ним. Сашке нравятся песни Высоцкого, например. Это к вашему вопросу про айпад… При этом ребенок загружен до вечера в школе. У нас она нестандартная. Есть гончарный кабинет, музыкальный, ювелирный, театральная студия. Дети сами выбирают, что им интересно. Вчера педагог прислала видео, как Саша играет на гитаре. Мы с Димой в восторге. В музыкальную школу не стали сына отдавать, чтобы не отбить желание. Знаете, как всех в детстве мучают сольфеджио и гаммами, и, повзрослев, никто уже к инструменту не подходит. Мой муж, к примеру, в музыкальную школу ходил из-под палки и фортепиано ненавидел. А вот гитару, которую освоил самостоятельно, когда ему уже было за 30, обожает до сих пор.
— Между вашими сыновьями небольшая разница в возрасте. Они похожи между собой?
— Это очень разные дети — у каждого свой характер, поведение, манера общения даже со мной. Федя, например, больше к папе тянется. Саша — мой хвостик. Часто приходит обниматься: мамочка, мамочка. Илюша благодаря братьям очень общительный, ведь ему необходимо как можно чаще обращать на себя внимание — он же самый маленький. Но и развивается гораздо быстрее. Ему еще нет 3 лет, а словарный запас — основательный. Он заговорил сразу предложениями и так красиво! «Мама, дай мне, пожалуйста, хлебец. Огромное спасибо, мама». От старших таких речей не дождешься.
— Старшие дети еще не задают сложных вопросов?
— Саша недавно спросил: почему у нас не восемь детей?
— Кстати, хороший вопрос! Так почему не восемь, действительно?
— Дима вчера звонит: «Полечка, я сижу с другом, так представь, за три года у них с женой родилось трое детей!» Говорят, там, где два, там и три, и четыре… Здорово, я не против. Но если серьезно, то, пока дети маленькие, я возьму паузу. Хочу максимально вложить в каждого ребенка, а это требует сил и, главное, времени.
— Признайтесь, бывали случаи, чтобы вы уехали куда-то по делам, а сыновей оставили на Дмитрия?
— Разные бывают папы. Наш не будет менять памперсы. Он лучше посмотрит с мальчишками фильм, послушает Лещенко и расскажет о Мюнхгаузене. Я берегу его от ненужных стрессов. Когда мы путешествуем семьей на приличные расстояния, я лечу с детьми отдельно. Хочу, чтобы они доставляли папе удовольствие, а не ненужные хлопоты, чтобы Дима хотел проводить с ними как можно больше времени. И искренне хвалю, когда он с ними занимается.
— Полина, у девушек вашего возраста в приоритете карьера. О первом ребенке в лучшем случае задумываются после 33. Вам же всего 28 лет, а вы мама троих парней.
— Если любишь мужчину, то мечтаешь стать матерью его детей.
— Когда выйдет номер, 28 марта, вы отметите девятую годовщину свадьбы.
— Да, мы поженились 28 марта 2009 года. Жду с нетерпением 28-го, потому что в этот день прибудет Димин подарок, который он подарил мне на Новый год, — автомобиль.
— Дмитрий часто делает вам такие роскошные подарки?
— За девять лет брака машину я получила первый раз. Мы вообще вещизмом не страдаем. Муж — щедрый мужчина, но я редко что-то прошу. Так, чтобы в лоб сказать — хочу то или то, — нет! Могу намекнуть… Этот автомобиль, признаюсь, попросила. Старый не хотела менять, пока дети маленькие, чтобы не волноваться за чистоту салона. Теперь они подросли, и я захотела немножко пофорсить.
— Как известно, Дмитрий — эрудит. Он не пытается вас подтягивать к своему уровню? Часто желание перевоспитать супруга или супругу приводит к ссорам.
— Мы познакомились одиннадцать лет назад, мне было 17. Конечно, Дима хотел повлиять на мой кругозор, составлял списки книг, которые требовалось прочитать. Говорил: купи шоколадки, заберись под плед и читай. Сладкое я съедала и шла гулять, потому что — напомню — мне было 17! Вообще мне больше нравятся аудиокниги или — слушать Диму. Он же невероятно умный! Чтобы претензий не возникало, я занимаюсь самообразованием, создала даже женский клуб, где мы с девочками читаем, слушаем лекции — по психологии, по педагогике. Я и французский начинала учить. Причем трижды! Но каждый раз беременела и бросала. Больше к нему не притронусь. Но чтобы вы правильно понимали, Дима никогда в повелительном тоне ничего мне не говорит. Для него я еще один ребенок. Он меня даже дочей называет. Воспитывал лишь в начале наших отношений: терпеливо объяснял, почему следует смотреть продавцу в глаза и говорить официанту «Будьте любезны!». Не сказать, что я была невоспитанной девушкой, нет. Скорее, по-детски непосредственной.
В гостиную спускается Дмитрий — спокойный, расслабленный, с улыбкой на лице. И подключается к разговору.
— Неужели вы думаете, что Полина не изменилась с тех пор, как переступила порог этого дома? Конечно, изменилась. Она была ростовской девочкой, милой, воспитанной — пусть на себя не наговаривает! И невероятно красивой. Но я же ее сам сделал! И отношусь к ней действительно как к дочке. Это жене не простишь, что она вечно копается, когда надо ехать в гости, а дочери слова не скажешь. Слушайте, она ровесница моей Лады (дочь от второго брака Дмитрия. — Прим. «ТН»)!
— То есть совсем не перевоспитываете жену…
— Бывает, только когда зашкаливает. Ну, например, когда появился Instagram, Поля настолько увлеклась, что даже при мне рассматривала что-то в телефоне. Представляете, с ней Дибров сидит, а она смотрит не пойми что. Пришлось немножко, так сказать, вставить мозги. Но сейчас подобного не случается.
Мои знакомые миллионеры, которые в зрелом возрасте развелись, спрашивают: «А подружки у твоей жены есть? Поехали в Ростов — нам найдем…» Женихам говорю так: дело в том, что придется педиатрию изучить, ведь брать девушку надо прямо со школьной скамьи. Пока она чистая, пока учителя не нашлись… Мне просто повезло! Разница в возрасте — ничему не гарантия, это лотерея, как если супруги — ровесники. А дети еще никогда никого не удерживали…
— Дмитрий, наши читательницы — женщины взрослые. Им наверняка будет интересно узнать: а ваши друзья-миллионеры не хотят жениться на ровесницах? Вон их сколько одиноких!
— По поводу взрослых одиноких женщин я выступлю в роли свекрови, то есть со стороны жениха. Значит, голубка, так! Надо было первые звоночки о том, что в 45 останешься одна, слышать в 25. Вопрос: а кто тогда предупреждал? Ну, девочка, вспомни, что всегда можно было купить книжку и почитать умные советы — «Как удержать мужа», «Как сберечь семью». Хорошо, в 25 не подумала. Идем дальше.
Если женщина осталась одна в 45+, это означает, что, скорее всего, опыт, накопленный ею в жизни, отрицательный. И мужчина, женившись на такой, не получит другиню-берегиню, понималку-обещалку, которая будет спокойно ждать его до утра дома, пока он будет в поте лица трудиться. Умудренная опытом женщина скажет: «Да пошел ты, Петя». При этом кто из вас хочет алкашей, вышвырнутых на обочину жизни, или сторожей автомоек? Нет, все хотят миллионера. А миллионер — он же достиг успеха благодаря незаурядным способностям. Эти мужчины по складу — властители. Они не могут быть подкаблучниками с пятницы по воскресенье, а в понедельник приходить в офис и достигать новых миллионов. Им не нужны 45-летние бетонные подруги жизни. Заметьте, я сейчас ни слова не говорю о признаках старения. Потому что вся Швейцария стоит по стойке смирно и работает безупречно в индустрии красоты.
Успокою ваших прекрасных взрослых читательниц еще и тем, что любой профессиональный бабник, из тех, что описаны Миллером или Мопассаном, прекрасно знает — с юными девушками секса нет. Есть эмоциональный всплеск, а секс может быть со зрелой женщиной. Сексуальную привлекательность вы теряете лишь у дураков.
— Золотые слова!
— Если они кому-то кажутся сексуально непривлекательными, — надо бежать от таких кретинов, поскорее и подальше.
— Дмитрий, если попросить вас назвать важные для семьи даты, например, дни рождения детей, без подсказки Полины вспомните?
— Конечно, я же им троим пуповины перерезал. Я не Джигурда и с гитарой в родовспомогательное отделение не приходил, но с Полиной был, за руку держал. Несмотря на разные уколы, это все-таки стресс для женщины. А надо, чтобы материнство приносило радость.
— Вам кажется, что Полине легко справляться с тремя малышами?
— Разумеется. Ведь все ужасы материнства — на профессионалах. Есть няни, полный набор прислуги, кухарка. Чтобы Полина чувствовала: юность замужеством не заканчивается.
— То есть вы хотите облегчить ей жизнь.
— Да не хочу, а облегчаю. И что такое заниматься детьми? Понимаете, заниматься нужно умом, а за санитарию и разную рутину пусть отвечают те, кому это положено по работе. Например, учить детей завязывать шнурки. Это какое адское терпение нужно иметь! Вот как раз этого занятия я Полину лишил.
Но остается другое. Мама — главное слово в жизни ребенка. Книжку почитать надо? Надо. Музыку послушать надо? Надо. Благодаря тому, что Полина много занимается детьми, они развитые парни. Скажем, Саша — главный книгочей в своем втором классе. Недавно Саше дали задание нарисовать литературного героя. Все дети как дети — Карлсон, Винни Пух. Я говорю: «А давай Мюнхгаузена?» Он: «Кто это?» Ну, я и рассказал, как маленький человек на ядре летал, как он лошадь вместе с собой за волосы из болота тянул. Саша его нарисовал, все были в восторге. Кстати, много зависит от окружения. Школу надо тщательно выбирать. Но не по принципу, сколько бассейнов и сколько «ламборгини» подъезжает к подъезду, — тут недолго и до кокаина добраться к восьмому классу. А насколько книги в почете.
— Если подсмотреть за вашей семьей, когда вы предоставлены сами себе, что можно увидеть? Чем вы, к примеру, занимаетесь?
— Я спускаюсь из студии сверху или, если был рабочий день, возвращаюсь домой и рявкаю на все три этажа: «Где мои дети?» И два комка — средний сын и младший — вылетают навстречу с криком: «Папа!» Саша более степенно выходит из своей, уже школьной, кельи. Все вместе ужинаем — у нас заведено в семь вечера садиться за стол, — а потом я спрашиваю: «Так, что будем смотреть?» В последнее время выбираем или выступления Майкла Джексона, или фильмы Чаплина. Саша ими увлечен. А где Саша, там Федя, затем и Илюша. Дети дают мне возможность инвентаризировать мозги. Наблюдаю, что им интересно. И про это рассказываю, показываю.
Дети — такие же люди, как мы, только инопланетяне, у них свой мир. Поэтому нельзя сказать: смотри! Следует предложить: не хотел бы ты посмотреть? Или пойдем поужинать? Нужно все делать исподволь, чтобы у ребенка не было иного выбора.
— При этом Полина признается, что не оставляет на вас одного детей. Вам было бы это трудно?
— Если папа будет таскаться с детьми, то он обязательно станет источником запретов. И когда вечером он попытается поговорить про ноосферу или Достоевского, дети и слушать не станут! Ведь это же тот, кто запрещает нам ковыряться в носу!
— Неприятный тип.
— Поэтому папа — подарок. Не секрет, что мои дети будут всю жизнь Дибровы. Это что означает? Знать больше, чем остальные. Представляете проклятье ребенка: да я, может, и не хочу ничего знать. Не получится, сынок. У тебя всегда будет право на первое слово. Даже в шеренге солдат первым назовут рядового Диброва. Или скажут: мне не нравились передачи твоего папы, иди чистить гальюн.
— Вряд ли в случае с вашими детьми дело до армии дойдет.
— А я не знаю, что будет за армия, когда они вырастут. Мне приходится бывать в различных оборонных концернах, и я вижу, как все изменилось, какое сегодня оружие. Скоро казарм не будет, вместо них кампусы и интеллектуалы с джойстиками. И потом! Не дай бог мне заподозрить хоть какой-нибудь кокаин, хоть среди их будущих друзей или в институте, — немедленно в армию, без разговоров!
— Смотрю на ваше большое хозяйство — прекрасный дом, мудрая жена, дети красивые. И думаю: а ведь человек всегда чем-то недоволен. Неужели и вы не ощущаете себя счастливым?
— Есть то, что мешает, да. Зимой были в Майами, жили в квартире с видом на океан. Прямо хемингуэевская обстановка. Я стал писать роман. И так хорошо все шло, пока не вернулись домой. Уже месяц — ни строчки…
— Роман не пишется, зато на экраны выходит фильм «Каникулы президента» с вашим участием! Какая это по счету роль в кино?
— Не считаю. Я слишком хорошо знаю свои актерские способности — они на нуле. Выхожу на съемочную площадку, только если просят друзья. В данном случае — креативный продюсер картины Катюша Семенова, мой друг. Я очень ценю этого человека — творческого, интеллигентного, веселого, глубокого. Поэтому, когда она попросила, не смог отказать… Мне понравилась съемочная группа. Поразился, насколько добросовестно работают молодые люди. Уверен, что фильм получится хорошим.
— Не опасаетесь, что те самые молодые люди, из нового поколения, займут ваше место на ТВ?
— Сделать телеведущего просто. Это как Буратино: можно с носом, можно с колпачком, а можно и без носа, главное — чтобы полено говорило. Так вот, одинаково часто встречаются и ведущие, и говорящие поленья. Я езжу на «Студенческие ТЭФИ» в Ростов-на-Дону. Вижу, есть двадцатилетние крепкие ребята, что-то из них может выйти. А вот выйдет ли, не знаю.
— Новых Дибровых пока нет...
— Ну как? Вон же трое бегают! Хотя про их будущее не загадываю. Даже на их свадьбах не особенно хочу побывать — мне точно не понравятся те, кого они приведут в первый раз, а до вторых уже не доживу. Мое дело — поставить на рельсы, засунуть их в гомеостат, чтобы могли сами себя поддерживать, дальше пусть делают что угодно.
«Каникулы президента» в кино с 29 марта«Кто хочет стать миллионером?» в 18:15 суббота на Первом канале