Благородная бледность, любовь к черному цвету, изысканные любовные предпочтения — красавец вампир был и остается запретным объектом желания для любой романтичной барышни. Роман Полански называл «Бал вампиров» самым сентиментальным своим произведением. В Москве компания Stage Entertainment поставила одноименный мюзикл — нам будет с чем сравнить.
«Мама, он такой белый!» — «Нет, милый, он не белый. Он мертвый» «Настоящая кровь» Всередине XVIII века Европу охватило «вампирское безумие»: то тут, то там возникали слухи о страшных обрядах, которые практиковали в своих замках аристократы, об обескровленных трупах, которые потом находили. О вампирах стали сочинять стихи. Но по-настоящему популярными они стали век спустя, когда самый модный поэт Старого Света лорд Байрон сделал вампира героем своих произведений.
Вампиры покорили Голливуд
В наше время отношение к вампирам несколько иное, чем столетия назад. Их уже почти не боятся — но в них по-прежнему влюбляются. Они остаются последними романтиками, которые знают толк в ухаживаниях, и могут поддержать разговор о литературе. Ролевая модель маленьких девочек — кукла Дракулаура, с очаровательными крыльями, как у летучей мыши. Их старшие сестры влюблены в сильную половину семейства Каллен из «Сумерек». Ну а их мамы могут приобщиться к теме на мюзикле «Бал вампиров», который рассказывает о том, что любовь вечна, вне зависимости от того, сколько тебе лет.
«Бал вампиров» — сценическая версия одноименного фильма Романа Полански, о котором мы вам еще расскажем. Ну а пока немного истории — о том, как вампиры пришли в наш мир, использовав в качестве проводника экран в кинотеатре.
Наверное, это что-то мистическое, но первый фильм о вампирах не сохранился. Он так и назывался, «Вампир» («Vampire»), и был снят в 1913 году Робертом Виньолой. Вторая картина, о которой мы знаем, рассказывала о вампирах метафорически, но зато подарила истории термин «женщина-вамп». Это был фильм «Жил-был дурак» по стихотворению Редьярда Киплинга «Вампир»: история о несчастном, из которого любимая женщина выпила все соки — в переносном смысле, но все-таки.
Первым «официальным» вампирским фильмом считается «Носферату. Симфония ужаса» Фридриха Мурнау. Немецкий продюсер Альбин Грау хотел экранизировать знаменитый роман «Дракула» Брэма Стокера, но получил отказ. Тем не менее он все равно решил снять фильм по книге, изменив имена главных героев, время и место действия. Граф Дракула таким образом превратился в графа Орлока, и пил он кровь не лондонцев, а немецких провинциалов. Главную роль в фильме сыграл Макс Шрек, и, говорят, съемочная группа подозревала в нем настоящего вампира. Лысый, длинноногий Шрек снимался только по ночам, словно боялся солнечного света, почти ничего не ел, зато крайне плотоядно косился на хорошеньких актрис.
В 1927 году вышел первый голливудский фильм о кровопийцах — вампиры начали осваивать Новый Свет. В «Лондоне после полуночи» главную роль сыграл Лон Чейни — гримеры сделали ему накладные вампирские клыки из акульих зубов. Зрители на показах падали в обморок, поэтому, когда вышло продолжение, «Знак вампира», продюсеры зазывали: «Кто отважится посмотреть этот фильм в совершенно пустом зале в полночь, тому будет предоставлена награда». Желающих, насколько мы знаем, не было.
Cледующий фильм о Дракуле был вполне официальной экранизацией романа. Съемки «Дракулы» (1931) сопровождались цепочкой непрерывных и загадочных смертей. Сначала умер от рака горла Лон Чейни, мечтавший сыграть главную роль. Потом настал черед режиссера Пауля Лени. Студия предлагала главную роль и кресло режиссера многим, но почти все претенденты отказывались из-за суеверий: своя жизнь дороже. Наконец нашелся самый отважный, Бела Лугоши. Он уже был в теме: играл Дракулу на театральной сцене. Как и у всех исполнителей этой роли, у Белы Лугоши была репутация странного и опасного человека, у которого наверняка много скелетов в шкафах. Быть может, и настоящих.
Чем страшнее на экране — тем громче смех в зале
В 1950-1960-х годах вампиры вернулись в Европу: «маэстро ужаса» Марио Бава снял несколько фильмов на эту тему, в том числе «Вампиров» (вместе с Риккардо Фредой) и «Маску Сатаны». В 1958-м роль Дракулы примеряет на себя великий и ужасный Кристофер Ли: будущий Саруман и граф Дуку стал эталонным монстром, бесчувственным и беспощадным, — поэтому, когда в финальной сцене «Дракулы» он гибнет под лучами солнца, мы не испытываем ни боли, ни жалости.
Наконец, в 1967 году выходит «Бал вампиров» Романа Полански, и это был первый случай, когда за историю монстров взялся режиссер такого уровня.
Полански придумал эту историю, гуляя по своему любимому парижскому кварталу — Сорбонне. Это студенческое место, и все кафе, магазины и кинотеатры поблизости заполнены молодыми людьми. Кинотеатры особенно. В этих кинотеатрах, как правило, идет как раз то, что любят студенты, — дешевые фильмы ужасов, вестерны, незатейливые комедии. И разумеется, страшные сказки про вампиров. На одном из сеансов Полански заметил, что чем страшнее то, что происходит на экране, тем громче смех в зале. «Увидев, что ужас провоцирует смех, я понял, что хочу сделать фильм-пародию, который будет ужасным и смешным одновременно!»
В истории профессора Кенигсбергского университета, который со своим помощником отправляется в Трансильванию, чтобы проверить слухи о вампирах, живущих здесь несколько столетий, сам Полански сыграл очень важную роль — как раз этого ассистента, у которого впоследствии будет роман с вампиршей. Сам режиссер прямо на съемках влюбился в свою экранную партнершу Шарон Тейт.
Полански говорил, что всегда считал вампиров трагическими и романтичными созданиями. При создании фильма он вдохновлялся и волшебными сказками Александра Птушко, и картинами Шагала. Но при этом его вампиры еще и трогательные, и смешные — недаром на американских афишах было совсем другое название: «Бесстрашные убийцы вампиров, или Простите, но ваши зубы впились мне в шею». «В картине нет никакого скрытого смысла, нового послания для общества, назидания, — говорил режиссер. — Мы просто получали удовольствие от съемок. Это был один из лучших периодов в моей жизни. Вся группа легко сработалась, относилась ко всему с юмором. И никто не считал, что вампиры существуют, мы просто развлекались!»
Полюбить вампира
1970-е — эпоха свободной любви: в это десятилетие вампиры осваивают новый для себя жанр — жанр эротической драмы. «Вампиры-любовники», «Влечение к вампиру», «Графиня Дракула» и просто «Дракула» с Фрэнком Ланджеллой (в котором по настоянию актера граф появляется в облике вполне нормального мужчины — без клыков и кроваво-красных глаз). Выходит «Жажда» Рода Харди, картина сразу же стала культовой.
Вампиров стали играть звезды. В «Голоде» (1983) парочку влюбленных вампиров сыграли Катрин Денев и Дэвид Боуи: более экзотических Ромео и Джульетту трудно себе представить. В «Поцелуе вампира» (1989) «кровопийцу» играл Николас Кейдж. В «Дракуле» Фрэнсиса Форда Копполы роль графа досталась молодому Гэри Олдману. Красавицу Мину, чью кровь Дракула мечтает попробовать, сыграла Вайнона Райдер (а маленькая роль одной из невест Дракулы досталась Монике Беллуччи).
В 1990-е тема вампиров становится особенно популярной. «Интервью с вампиром» стало настоящим событием как для фанатов жанра, так и для фанатов голливудских звезд. Главные роли в «Интервью…» Брэд Питт и Том Круз.
В «Интервью…» два вампира не столько друзья, сколько соперники: их взгляды на жизнь, смерть и отношения с женщинами в корне различаются. В конце концов с помощью маленькой девочки-вампирши (Кирстен Данст) образуется своеобразный менаж-а-труа: фильм Нила Джордана явно заходит на территорию набоковской «Лолиты».
Через пару лет уже Роберт Родригес поэкспериментировал с жанром, сняв «От заката до рассвета» по сценарию Квентина Тарантино и Роберта Куртцмана. В нем главные герои оказываются то ли в борделе, то ли в притоне на мексиканской границе: важно то, что хозяева заведения — вампиры, питающиеся кровью дальнобойщиков и просто случайных посетителей.
Потом были «Ван Хельсинг» и «Другой мир», «Впусти меня» — где вампиром являлась маленькая девочка (а может, и мальчик), тетралогия о прекрасной любви вампиров-вегетарианцев «Сумерки», арт-хаусно-декадентская картина «Выживут только любовники», в которой герой-вампир коллекционирует накопленные за столетия приятные знакомства — к примеру, с Францем Кафкой, Эдгаром По и Брюсом Ли. Вышел детский мультфильм «Монстры на каникулах», после которого даже самым маленьким, наверное, стало ясно: бояться нечего.
Но это только так кажется. С вампирами нужно быть начеку: они проникают в наше подсознание, усыпляют нашу бдительность. Мы приходим в театр и смотрим на вампиров со сцены, не подозревая, что именно в театре граф Дракула подыскивал себе новых жертв.
На балу вампиров
В октябре 1997 года в Вене состоялась премьера мюзикла «Бал вампиров» — по тому самому фильму Романа Полански. Он выступил режиссером и постановщиком спектакля. «Мы работали с размахом, могли ни в чем себе не отказывать. В Вене был задействован большой хор, сделаны хорошие декорации, много артистов — полная свобода творчества!»
Кроме музыки, написанной специально для «Бала вампиров», в мюзикле есть и знаменитые хиты глэм-рока, главный из которых — «Total Eclipse of the Heart» Бонни Тайлер. Хит зрители узнавали с первых же аккордов. «Я сам удивился, насколько хорошо эта песня вписалась, — говорит композитор и продюсер мюзикла Джим Стейнман. — Если кто-то вслушивался в слова «Total Eclipse…», то они действительно похожи на речь вампиров. Там все про тьму, про силу тьмы и место любви во тьме».
Мюзикл показали в Германии, Японии, Венгрии, Франции, он с большим размахом был поставлен на Бродвее (на главную роль графа фон Кролока в бродвейской версии рассматривались кандидатуры Дэвида Боуи и Джона Траволты). В разных странах мюзикл посмотрели более 7,5 млн человек. До России дошла очередь в 2011 году: «Бал вампиров» (у нас он называется именно так) был поставлен в Санкт-Петербурге и получил три премии «Золотая маска» в главных категориях: «Лучший мюзикл», «Лучшая мужская роль» и «Лучшая женская роль».
Московский «Бал вампиров» поставлен с необыкновенным размахом: 75 смен декораций, шикарные костюмы, уникальный свет с 3D-эффектом. По традиции исполнитель роли графа фон Кролока Иван Ожогин получил боевое крещение (и дополнительный источник вдохновения) в самой Трансильвании, побывав в замке Дракулы, а исполнители ролей влюбленных, Сары и Альфреда, спели свои арии перед самим Романом Полански. Московскую премьеру «Бала» посетил весь столичный бомонд. Зрители смеялись и восторженно вздыхали, а после представления устроили артистам овацию. После премьеры вопрос, заданный в другой старой сказке, «Вы поедете на бал?», можно считать риторическим. На бал поедут все — даже те, кто падает в обморок при виде крови.