Александр Лукашенко навлек на себя гнев Европы. На этот раз из-за задержания редактора оппозиционного Telegram-канала «Беларусь головного мозга» и создателя популярнейшего паблика Nexta Романа Протасевича. Авиалайнер, в котором тот летел из Афин в Вильнюс, экстренно посадили в Минске — якобы из-за сообщения о минировании самолета. Угроза оказалась ложной, и лайнер уже без господина Протасевича продолжил путь в пункт назначения. На действия белорусских властей отреагировали как руководители ЕС и НАТО, так и страны в них входящие. Белорусская тема почти гарантированно станет одной из главных на открывающемся 24 мая саммите Евросоюза.
В руки белорусских властей в воскресенье попал один из создателей паблика Nexta, а ныне редактор Telegram-канала «Беларусь головного мозга» Роман Протасевич. Указанные паблики пользуются большой популярностью — у каждого сотни тысяч подписчиков (у Telegram-канала Nexta Live их более 1,2 млн) и похожая позиция: они жестко критикуют белорусскую власть и персонально Александра Лукашенко, исходят из того, что прошлогодние президентские выборы он проиграл Светлане Тихановской, и поддерживают оппозицию. Во время прошлогодних массовых протестов в Белоруссии, начавшихся после признания победителем выборов господина Лукашенко, именно канал Nexta, а вовсе не оппозиционеры стал главным координатором антиправительственных акций. Власти признали эти Telegram-каналы экстремистскими.
26-летний господин Протасевич в последние годы проживал в Евросоюзе и на родине оказался не по своей воле. 23 мая он летел из Афин, где проводил отпуск, в Вильнюс, куда перебрался из Польши. Примерно в 13:30 появилась новость, что самолет ирландского лоукостера Ryanair, которым он летел, экстренно посадили в Минске.
Вскоре появились версии вынужденной посадки.
Белорусская была такой: поступило сообщение о минировании борта, о создавшейся ситуации доложили президенту Лукашенко, и тот дал команду разворачивать и принимать самолет в Минске. В небо для сопровождения авиалайнера был поднят истребитель МиГ-29 белорусских ВВС.
Провластный Telegram-канал «Пул Первого», служащий, по сути, пресс-службой белорусского президента, написал по этому поводу: «Хотя по скриншоту маршрута видно, что борт был почти над границей, обратились к Минску, чтобы приняли самолет. Тут же о ситуации было доложено президенту. Лукашенко дал безоговорочную команду: самолет разворачивать и принимать. В этой ситуации самое главное — безопасность и жизни людей!»
Из этого поста, на который потом ссылались официальные белорусские СМИ, включая государственное информагентство «Белта», следует, что к белорусским властям обратились за помощью в экстренной ситуации. Но вскоре появилось сообщение Ryanair, из которого следовало, что это белорусские диспетчеры связались с экипажем, сообщили ему об угрозе минирования и дали указание сесть в Минске.
Один из пассажиров позже опишет ресурсу Delfi.lt ситуацию на борту и реакцию Романа Протасевича на внезапные маневры самолета: «Один мальчик запаниковал, взялся за голову. Никакого конфликта не было, до тех поворотов самолета не было скандалов, никто ни на кого не злился. Только когда парень узнал, что мы приземляемся, опешил. Нас всех четверых вывели, собаки все обнюхали. Этого парнишку отвели в сторону и вытряхнули все его вещи. Мы спросили его, что происходит. Он сказал, кто он такой, и добавил: "Здесь меня ждет смертная казнь". Он был уже спокойнее, но дрожал. Рядом с ним все время стоял сотрудник органов, и вскоре они просто вывели его».
Канал «Беларусь головного мозга», которым Роман Протасевич непосредственно руководил в последнее время, выложил скриншот переписки с ним. В ней он рассказывает, что человек, который стоял за ним в очереди в аэропорту Афин, пытался сфотографировать его документы, а потом просто развернулся и ушел. «Я стоял и молчал, а он обратился ко мне по-русски с каким-то тупым вопросом,— написал друзьям господин Протасевич.— Такой средних лет, подтянутый, с лысиной. В одной майке, в тканевых светлых штанах и с кожаным чемоданчиком». Авторы канала считают это доказательством того, что за Романом Протасевичем начали следить еще в Афинах.
Как бы то ни было, никакой взрывчатки на севшем в Минске борту в итоге не обнаружили, и вечером самолет вылетел в Вильнюс уже без Романа Протасевича.
После того как ряд Telegram-каналов, среди которых Nexta и «Беларусь головного мозга», были признаны в Белоруссии экстремистскими, против их создателей и администраторов стали открывать уголовные дела.
В случае с господином Протасевичем, по данным недавно заблокированного независимого портала Tut.by, речь идет о ст. 130, 293 и 342 Уголовного кодекса Белоруссии — «Совершение умышленных действий, направленных на возбуждение социальной вражды по признаку профессиональной принадлежности», «Ответственность за массовые беспорядки» и «Организация групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок». Каждая из них предполагает весьма длительное тюремное заключение (от 2 до 15 лет), но не смертную казнь.
Прилет от Европы
Инцидент с вынужденной посадкой самолета ради задержания Романа Протасевича вызвал мощную реакцию среди белорусских оппозиционеров. Многие из них назвали случай «беспрецедентным», а действия Минска — «актом государственного терроризма».
«То, что сегодня по указанию военного диктатора Лукашенко в Беларуси был посажен гражданский самолет компании Ryanair c применением военно-воздушных сил Беларуси, является еще одним свидетельством того, что в Беларуси нарушается международное право, подвергаются опасности жизни и здоровье иностранных и белорусских граждан»,— заявил член президиума Координационного совета белорусской оппозиции Павел Латушко. Позже он сообщил, что вылетевшим в Вильнюс бортом улетели из Минска не все пассажиры: по его сведениям, помимо Романа Протасевича не улетели еще один гражданин Белоруссии и четверо россиян.
Светлана Тихановская, которая была главным конкурентом Александра Лукашенко на президентских выборах 2020 года, не сомневается, что все произошедшее — операция белорусских спецслужб.
«Мы уже сообщили в офис Ryanair и Международную организацию гражданской авиации (ICAO), потребовав начать расследование по факту произошедшего и принять меры вплоть до исключения Беларуси из ICAO,— сообщила пресс-служба госпожи Тихановской.— С сегодняшнего дня ни один человек, который совершает полет над Беларусью, не может быть уверен в своей безопасности. Ведь режим злоупотребляет правилами воздушного сообщения ради того, чтобы захватывать несогласных».
Волна комментариев поднялась в ЕС и европейских столицах, включая такие влиятельные, как Берлин и Париж. Одним из первых высказался Гитанас Науседа — президент Литвы, которая стала домом для многих белорусских оппозиционеров, включая господина Протасевича. «Гражданский пассажирский самолет, летевший в Вильнюс, принудительно сел в Минске. В самолете был белорусский политический активист и основатель Nexta. Он задержан. За этим отвратительным действием стоит белорусский режим. Я требую немедленного освобождения Романа Протасевича»,— написал он в Twitter, призвав к реакции НАТО и Европейский союз.
Дальше началась цепь реакций. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен пообещала не оставить произошедшее без последствий. «Любое нарушение правил международного воздушного транспорта влечет за собой последствия. Недопустимо принуждать самолет Ryanair, летевший из Афин в Вильнюс, садиться в Минске»,— написала она в Twitter. Генсек НАТО Йенс Столтенберг назвал инцидент опасным и требующим международного расследования. В пользу расследования высказался и МИД Австрии.
Будет проводиться расследование или нет, но выводы из ситуации точно будут, и весьма скоро.
Глава французской дипломатии Жан-Ив Ле Дриан обвинил белорусские власти в угоне самолета, заявив, что должна последовать «твердая и единая» реакция Европы. Жестко высказался и его немецкий коллега Хайко Маас: «Тот факт, что самолет, курсирующий между двумя государствами ЕС, был вынужден совершить промежуточную посадку под предлогом угрозы минирования, является вопиющим вмешательством в гражданское авиасообщение в Европе. Мы очень обеспокоены сообщениями о том, что таким образом был произведен арест журналиста Романа Протасевича». При этом министр финансов Германии Олаф Шольц уже отметил, что против Александра Лукашенко из-за инцидента с самолетом придется ввести санкции.
Польша уже предприняла конкретные шаги. Польский премьер Матеуш Моравецкий сообщил, что обратился к руководству ЕС с просьбой расширить повестку открывающегося 24 мая саммита Евросоюза с тем, чтобы обсудить Белоруссию. Он также заявил, что следует запретить полеты белорусских авиакомпаний над территорией ЕС.