В режиме полупенсиона
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Марина Измайлова, профессор Финансового университета при правительстве РФ. Профиль
Поиск оптимальной модели пенсионной системы в современной России имеет давнюю историю. Практически непрерывно переформатирование продолжается уже четверть века. Начало было положено в 1995 году с принятием Концепции реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации. По сути, это был первый документ, подготовленный правительством, который содержал обоснование целей и принципов перестройки национальной пенсионной системы. Однако многие задачи до сих пор остались нерешенными.
Предпосылки проведения пенсионной реформы возникли еще в СССР. Трансформация отечественной экономики, имевшая место на рубеже 1980–1990‑х годов, поставила государство перед необходимостью заняться ревизией пенсионного обеспечения. Систему, которую несколько десятилетий до этого создавали и настраивали с учетом требований плановой экономики, нужно было адаптировать к условиям свободного рынка.
За это время пенсионная реформа прошла несколько этапов. Первый оказался самым продолжительным. Он начался в 1990 году и завершился только в 2014-м. Правительство приняло ряд законодательных актов, направленных на формирование системы обязательного пенсионного страхования. Среди них закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Документ ввел институт обязательного пенсионного страхования сотрудников предприятий и организаций. Это было важнейшим условием создания пенсионных фондов за счет взносов работодателей.
В 1997 году был принят закон «О правилах расчета и повышения пенсионных выплат», который ввел новую формулу расчета пенсий. Их размер был поставлен в прямую зависимость от индивидуального пенсионного коэффициента. Решение было связано с планомерным повышением зарплат россиян.
В нулевые годы активная законотворческая работа продолжилась. Были приняты федеральные законы «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «О трудовых пенсионных выплатах в Российской Федерации», «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий в Российской Федерации». Нормативные правовые акты создали базу для увеличения пенсионных выплат за счет накопительной части.
В результате пенсии перестали зависеть от продолжительности рабочего стажа. В 2013 году вступил в силу закон «О страховых пенсиях», который определил правила получения страховых пенсий вне зависимости от состояния накопительной части. Это было актуально для граждан, имеющих проблемы со здоровьем, утративших работоспособность либо потерявших кормильца.
К сожалению, выстроенная с таким трудом система на поверку оказалась неработоспособной. В конце 2014 года российская экономика погрузилась в кризис. Кроме того, ухудшилась демографическая ситуация, что привело к сокращению работоспособного населения, численность же пенсионеров выросла. Правительство было поставлено перед необходимостью провести работу над ошибками.
Среди главных нововведений второго этапа реформы можно назвать страховой стаж и пенсионные баллы. Однако этих мер было недостаточно для стабилизации бюджета ПФР. И повышение возраста выхода на заслуженный отдых стало неизбежным. Начали с сотрудников государственных структур. В 2017 году пенсионный возраст чиновникам увеличили на полгода (женщинам – до 55,5 года, мужчинам – до 60,5 года).
Другие ключевые изменения третьего этапа реформы: повышение отчислений в Пенсионный фонд для самозанятых граждан, перевод индексации пенсий в автоматический режим (без участия граждан). Кроме того, администрирование страховых взносов передали Федеральной налоговой службе, а администрирование добровольных взносов оставили в ведении ПФР.
В январе 2019 года стартовал очередной этап пенсионной реформы, который продлится ближайшие 10 лет. За это время пошагово будет повышен возраст выхода на пенсию: для женщин – с 55 до 60 лет, для мужчин – с 60 до 65 лет. Одновременно за счет образовавшейся экономии средств ПФР планируется поднять средний размер пенсий. Выплаты действующим пенсионерам будут увеличиваться примерно на 1 тысячу рублей в год.
Как известно, правил без исключений не бывает. Есть они и в данном случае. Так, повышение пенсионного возраста не затронет представителей профессий, внесенных в специальный перечень, и жителей северных регионов. Есть льготы у многодетных матерей, а также у лиц, занятых на производствах с вредными условиями труда. Те, кто имеет трудовой стаж более 37 лет (женщины) и более 42 лет (мужчины), тоже могут оформить пенсию до достижения предельного возраста.
Сложность в том, что демографическую ситуацию в России много лет определяет устойчивая тенденция старения населения. За последние шесть десятилетий численность поколения 60+ практически удвоилась и продолжает расти опережающими темпами на фоне остальных возрастных групп. Между тем стабильное функционирование пенсионной системы на основе концепции солидарности поколений поддерживается при соотношении 10:1 (10 плательщиков пенсионных взносов приходится на одного пенсионера).
Статистика же свидетельствует, что в 90‑е годы прошлого века в нашей стране это соотношение, называемое «коэффициентом поддержки», составляло всего 2,7. Демографический сдвиг привел к усилению налоговой нагрузки на работающих граждан вне зависимости от субъектности плательщика – работодатель это или наемный работник.
Таким образом, изменилось соотношение численности плательщиков пенсионных взносов и получателей пенсий. Если в 1990 году в экономике было занято 75,3 млн человек, которые «содержали» 32,8 млн пенсионеров, то к 2002 году количество работающих россиян снизилось до 65,4 млн, а пенсионеров стало 38,4 млн. Эти демографические «ножницы» на рынке труда вынуждают правительство сохранять высокие ставки взносов в Пенсионный фонд. В 1995 году отчисления достигали 29% фонда оплаты труда, в настоящее время – 22%, что является тяжелым бременем для предприятий.
Не случайно глава Минфина Антон Силуанов недавно признал, что общая фискальная нагрузка на бизнес «запредельно высокая» и правительство думает, как ее снизить. Дело за малым – найти источник, чтобы компенсировать потери. Ведь уменьшение ставки пенсионных взносов всего на 2% образует «дыру» в 2 трлн рублей в бюджете ПФР, закрыть которую государству нечем.
Поэтому заявление министра не означает перевода дискуссии о целесообразности снижения налогов в практическую плоскость. Хотя такая тактическая задача сегодня стоит, очевидно, что решить ее можно только комплексно. В частности, важно обеспечить легализацию трудовых доходов и ликвидировать монополию государства в пенсионной сфере.
Однако реализовать долгосрочные планы будет сложнее, чем повысить пенсионный возраст. Эта мера дала быструю отдачу. В 2019 году Росстат опубликовал прогноз демографической нагрузки на период до 2035 года. Этот показатель отражает, сколько детей и пенсионеров приходится на 1 тысячу граждан трудоспособного возраста. По данным статистического ведомства, ситуация начала меняться к лучшему. Произошло это за счет сокращения населения старше трудоспособного возраста после начала постепенного повышения возраста выхода на заслуженный отдых.
В Росстате исходят из того, что через 25 лет на 1 тысячу трудоспособных россиян будет приходиться 622 нетрудоспособных, в том числе 391 пенсионер. В предыдущем прогнозе ожидания были пессимистичнее – на 1 тысячу работающих могло быть 839 нетрудоспособных, из которых 553 пенсионера.
С оптимизмом смотрят в будущее и аналитики Минэкономразвития. По их расчетам, численность россиян, занятых в экономике, вырастет с 75,8 млн человек в 2018 году до 79,2 млн в 2036 году. Проблема в том, что в обществе очередная попытка оздоровить пенсионную систему так и не получила единодушной поддержки. Большинство россиян настроены скептически и просто не верят в успех. Их можно понять, если вспомнить, что на протяжении 25 лет все реформы в этой сфере заканчивались одинаково неудачно.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.