Беспрецедентную по масштабам генеральную уборку затеяла Федеральная налоговая служба в российской экономике. Ее цель – вывести бизнес из тени. Декларируется это уже не первый год и даже не первое десятилетие, но сейчас, похоже, у ФНС достаточно технических и юридических средств, чтобы не просто ловить отдельных предпринимателей, «оптимизирующих» налоги, но выводить на чистую воду целые отрасли. Пионером в этом смысле, как ни парадоксально звучит, стала клининговая отрасль.
Как оказалось, ответственный за чистоту бизнес сам изрядно «запачкался». При этом налоговики хоть и могут применить к нарушителям самые строгие меры, вплоть до привлечения к уголовной ответственности, но, что называется, вошли в положение и дали клининговым компаниям срок привести свои дела в порядок и продемонстрировать положительную динамику по выплатам долгов государству. Так называемый «период толерантности» заканчивается 1 января 2019 года.
Однако не от хорошей жизни бизнес ушел в тень. Да, налоговые платежи действительно «оптимизируются» в грандиозных масштабах (налоговики в ходе нынешних «чисток» рассчитывают получить 50 млрд рублей), но это не значит, что предприниматели кладут эти деньги себе в карман. Ситуация на рынке складывается таким образом, что компании (даже с многомиллиардными оборотами) вынуждены продавать свои услуги по самым минимальным ценам и зарабатывают на контрактах всего 1–2%. А поскольку главный ресурс клининга – это люди, то экономят прежде всего на их зарплатах, а точнее, с налогов на эти зарплаты. Таким образом, своим сотрудникам предприниматели платят причитающееся в конвертах и живут в постоянном страхе, что за ними не сегодня завтра придут инспекторы и правоохранители.
Нельзя просто так взять и стрясти с бизнеса долги – это понимают и налоговики, и антимонопольщики, и предприниматели. Поступить так было бы самым простым решением, но от этого бизнес не превратится из «серого» в «белый», а только «почернеет» еще больше, и тогда его будет уже не отследить. Чтобы решить проблему, впервые в России была создана площадка, на которой в режиме «одного окна» собрались представители так называемой «большой четверки» бизнес-сообщества («Деловая Россия», Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово‑промышленная палата и общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА России»), отраслевые ассоциации и представители властей – ФНС, ФАС, Роструд, миграционная служба МВД. Проект пилотный. Вслед за клининговой отраслью, как ожидается, последуют и другие. «Профиль» разбирался, что из этого может получиться и чего уже удалось достичь.
Индустрия чистоты
Facility management (букв. «управление объектом») – так принято теперь называть сферу бизнеса, специализирующуюся на обслуживании зданий. Это новая отрасль, которая сейчас формируется из аутсорсинговых компаний и активно растет во всем мире. И это не только уборка помещений (клининг). В эту отрасль входит все, что связано с обеспечением нормального функционирования работы в зданиях. Охрана, вывоз мусора, уничтожение насекомых, кейтеринг, ландшафтный дизайн, секретари на ресепшн, обслуживание лифтов, ремонт, освещение, отопление, водоснабжение, кондиционирование, противопожарные системы зданий – все это тоже зона ответственности фасилити менеджмента.
В 2012 году объем этого рынка во всем мире оценивался, по данным ISS Group, в $959 млрд, а по прогнозам на конец текущего года он составит уже $1,314 трлн. Рост наблюдается везде, отмечают аналитики НИУ ВШЭ, – в Северной и Латинской Америке, в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе. В России этот рынок формировался довольно бурно, поскольку войти на него было несложно.
«В клининговые фирмы часто переделывались внутренние службы компаний, – рассказывает исполнительный директор Национальной ассоциации фасилити операторов (НАФО) Юрий Богданов. – Многие считают, что если взял на работу двух уборщиц, купил им ведра-тряпки, то и клининговая компания готова. Сейчас у крупных компаний, которые обслуживают в том числе и различные госорганы, на балансе не только множество техники, но даже профильные университеты». «Отрасль появилась в середине 90‑х годов, и это одна из самых инновационных отраслей в РФ. К нам этот бизнес пришел из-за рубежа, а там это огромная индустрия – индустрия чистоты, – рассказывал на июльском открытом отраслевом форуме глава Ассоциации русских уборочных компаний (АРУК) Юрий Рябичев. – В это вовлечена и масса машиностроительных предприятий, которые делают оборудование, расходные материалы».
Правда, оценивать потенциал рынка профессионального фасилити менеджмента в России сложно, считают аналитики ВШЭ: нет детальной и достоверной информации о его компонентах, что обусловлено недостаточной развитостью самого рынка, нет официального определения фасилити менеджмента, а также и официальной статистической отчетности по нему. Сейчас насчитывается 7,5 тыс. компаний, работающих в сфере уборки и техобслуживания помещений. По разным оценкам, в ней занято от 2 до 4 млн человек.
Фасилити операторы обслуживают таких гигантов, как «Кока-Кола», «Газпром», «Пепсико», «Росатом», «Русал», «Ростелеком», «Роснефть», ряд аэропортов, крупнейшие торговые сети, среди которых ТК Мега, ИКЕА, «Ашан», OBI, Leroy Merlin, Globus, Metro Cash&Carry, Х5 Ритейл групп, «Магнит», «Окей», «Лента», «Азбука вкуса», «М. Видео». По оценкам аналитиков ВШЭ, приблизительные расходы коммерческих и некоммерческих организаций на содержание принадлежащего им недвижимого имущества в 2016 году составили 2,5 трлн рублей на здания и 5,9 трлн на сооружения.
Но в уборке и обслуживании нуждаются все, в том числе и госорганы. Услугами клининга входящих в НАФО компаний, например, пользуются Госдума, МИД, ФСБ, ФНС и другие. Всего из консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов расходы на оплату работ и услуг по содержанию имущества составили 1,14 трлн рублей (на 9,5% больше, чем в 2015‑м), из федерального бюджета – 0,57 трлн рублей (на 6,1% больше), а из консолидированных бюджетов субъектов РФ – 0,56 трлн рублей (на 13,2% больше). Всего, по оценкам экспертов ВШЭ, потенциальная доля фасилити менеджмента может составлять 4,2 трлн руб. Из них на клининг приходится 2,1 трлн руб.
Конкуренция по оптимизации
На фоне этих данных официальная статистика среднесписочной численности работников организаций в сфере услуг клининга и технической эксплуатации просто поражает – она составляет всего 6 700 человек. Эти данные сообщил заместитель руководителя Роструда Иван Шкловец. Где же остальные 2–4 млн занятых? Клининг, по словам чиновника, – это как раз один из тех секторов экономики, «где могут присутствовать риски использования нелегального труда как российских граждан, так и трудящихся мигрантов, неформальные трудовые отношения, серые схемы зарплат, уклонение от налогов». Для кого-то история с зарплатами в конвертах заканчивается плачевно. В частности, в конце июня сотрудники ФСБ и ФНС провели обыски в двух крупных компаниях, специализирующихся на уборке, так как выяснилось, что фирмы занимались аутстаффингом – выводом персонала за штат.
Но такой способ ведения бизнеса, увы, не исключение. «Я сам с 91‑го года в этой отрасли, и я с ужасом наблюдал, как индустрия чистоты превращается в серый и даже, как в некоторых СМИ сказано, в грязный бизнес, – говорит Юрий Рябчев. – Для человека самый большой страх – умереть. Для предпринимателя страшно, когда предприятие перестает работать и уходит. Вот это (уход в тень) происходило под страхом смерти».
Почему так произошло? В последние 10–15 лет на рынке фасилити менеджмента наблюдалась очень бурная конкуренция, так как порог входа был действительно низким. Фиксировался ежегодный рост на 30–40%. Но тенденция ухода в тень наметилась с принятием федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в 2005 году. По словам Юрия Богданова, компании стали конкурировать не столько своими технологиями и профессиональными преимуществами, сколько низкой ценой, а фактически соревнуются в оптимизации налогов.
Что касается госзаказчиков, например, то закон просто обязывает их в ходе тендеров выбирать тех поставщиков услуг, кто предложит наименьшую цену. «У всех госзаказчиков KPI – сокращать затраты, например, на 10% в год, – поясняет он. – Они вычитают эти 10% от суммы прошлогоднего контракта и выставляют на аукцион. Часто контракты в изначальной стоимости уже невозможно выполнить без «налоговой оптимизации», это 90% случаев». Кроме того, в таких схемах часто используются подставные компании, а на объектах людям зарплаты выдают в конвертах. «В этом и есть корень проблемы – уровень цен настолько низок, что налоги в них не вписываются», – сетует исполнительный директор НАФО.
Клининговые компании Юрий Богданов сравнил с колоссами на глиняных ногах – у некоторых из них обороты составляют 10 млрд рублей в год, а зарабатывают они только 1–2% от этой суммы. Потенциальные доначисления налогов при этом составляют 30% выручки. Взять их часто неоткуда, вот и рискуют все эти колоссы рухнуть в один прекрасный день.
Терпение на исходе
И этот день, похоже, настал – ФНС вплотную занялась отраслью. Налоговики подсчитали, что вычеты по НДС клининговых компаний составляют 85%, тогда как этот показатель не должен быть выше 35%. Львиная доля себестоимости отрасли (50–70%) – это фонд оплаты труда, и соблазн раздавать зарплату в конвертах очень высок. «Но сейчас отбиваться от налоговой стало практически невозможно», – говорит Юрий Богданов.
Налоговики действительно во всеоружии. Теперь они работают с big data, а в 2015 году запустили систему АСК НДС (автоматизированная система контроля за уплатой НДС), сообщил на июльском форуме клининговой отрасли заместитель руководителя ФНС Даниил Егоров. Да и зарплатные налоги стали неплохо администрировать. Такая технология позволяет налоговикам не просто ловить отдельных нарушителей, но фокусироваться на целых отраслях, в которых наблюдаются наибольшие проблемы по неплатежам.
Но при этом выяснилось, что «сокрытие налога на добавленную стоимость даже не является дополнительной выгодой» для предпринимателей. «Это то, что позволяет сделать максимальный дисконт к цене заказчика, – поясняет Даниил Егоров. – И мы поняли, что модель классических рейдовых выездных проверок не работает. Тогда мы разработали модели отраслевых проектов».
Суть отраслевого проекта, пояснил Юрий Богданов, заключается в том, что ФНС, обобщив проблемы в той или иной отрасли, выделяет ее лидеров и ставит ультиматум: к определенному сроку продемонстрировать положительную динамику по выплатам налоговых долгов, выйти на показатели выплат в объеме 30–35% от прибыли и полностью «обелиться».
«Мы уже начали довольно серьезные контрольные мероприятия по тем компаниям, которые нас не слышат, – предупреждает Даниил Егоров. – Мы сейчас не будем работать по всему рынку, мы будем выбирать самых плохих, у которых самая большая доля вычетов и самые большие суммы неуплаты, и проводить контрольные мероприятия». До начала 2019 года действует так называемый «период толерантности» – если компании встанут на «путь исправления», им это зачтется при проверке предыдущих периодов отчетности. Если нет, то к налоговикам могут подключиться правоохранители, и тут уже запахнет уголовными делами.
Пока же ситуация на рынке складывается парадоксальная. Государство в лице ФАС требует минимальных цен по госконтрактам, бизнес, приспосабливаясь, перестает платить тому же государству налоги, и в ответ государство в лице ФНС начинает трясти бизнес, понуждая повышать цены на контракты и выплачивать долги, но та же ФАС зорко следит за повышением цен на эти же контракты.
Отмыться добела
Выездные налоговые проверки и блокировки счетов стали ежедневной повесткой для участников индустрии чистоты примерно с 2016 года. К этому еще добавилась политика Центробанка по оздоровлению банковской сферы – заниматься «обналом», как прежде, стало практически невозможно. Все это стимулировало компании объединиться, для того чтобы вместе решать, как из «серых» стать «белыми и пушистыми». Так родилась НАФО.
«Игроки рынка поняли, что существующая парадигма ведения бизнеса стала высокорисковой и явно убыточной, жить так дальше в общем-то стало невозможно», – говорит Юрий Богданов. Теперь их задача – привлечь в ассоциацию как можно больше компаний, чтобы вместе популярно объяснить заказчикам: цены на клининговые услуги придется поднять, так как в них будет включена налоговая нагрузка. Таким образом, цены вырастут примерно на 50–70%. Для примера: сейчас расценки на уборку внутренних помещений варьируются от 40 руб./м2 до 200 руб./м2 в месяц.
И хотя компании, входящие в АРУК и НАФО, взяли на себя обязательство к новому году отказаться от схем налоговой оптимизации, сделать это не так просто. Ведь заказчики (что коммерческие, что государственные) не спешат вникать в проблемы контрагентов, для них важно, чтобы выполнялись условия уже заключенных контрактов. А их невыполнение грозит серьезными штрафами и убытками.
Клининг – не первая отрасль, за которую берется ФНС. Пару лет назад особым вниманием налоговиков пользовался рынок электроники и бытовой техники. И точно так же тогда велся диалог с ведущими компаниями в этой сфере и их ассоциацией. Разница в том, объясняет Юрий Богданов, что на рынке техники всего с десяток крупных игроков‑дистрибьютеров, которым не стоило большого труда пересмотреть цены, консолидировать отрасль и выплатить таможенные и налоговые долги. У индустрии фасилити таких компаний тысячи, и они не могут диктовать цены, так как это сектор b2b, во многом зависящий от заказчиков.
Но уникальность клининга в том, что впервые на помощь предпринимателям пришло все деловое сообщество в лице «большой четверки» – РСПП, ТПП, «Деловой России» и «ОПОРы России». Вместе они организовали «единое окно», куда были приглашены для диалога ФНС, ФАС, миграционная служба, Генпрокуратура, ФСБ, Роструд и отраслевые ассоциации. Ведь очевидно, что отмываться придется не только специалистам по уборке, проблемы, присущие этой отрасли, точно так же характерны и для многих других. А теневой сектор в России сейчас составляет 39% от ВВП. Да и нынешняя тактика ФНС разбираться с проблемами налоговых долгов от отрасли к отрасли как бы намекает, что за клинингом последуют другие сферы.
«Мы на самом деле обсуждаем более широкую тему, чем клининговый бизнес, – сказал на июльском форуме президент РСПП Александр Шохин. – Фасилити менеджмент – только пример того, как мы хотели бы выстраивать работу и внутри бизнеса, и во взаимодействии с властью». Таким образом, задачей участников этой площадки стало принятие «ускоренных мер по обелению российской экономики». При этом реализовать меры планируется в ближайшие два-три года, иначе, говорит глава РСПП, «мы не получим тех знаковых результатов, о которых говорится в майском указе президента, будь то темпы роста выше средних мировых, будь то 25% инвестиций в основной капитал, будь то 5% ежегодного роста производительности». Повысить налоги и пенсионный возраст – это простые схемы, считает он, куда сложнее, но и эффективнее добиться «формализации неформализованной экономики» и ее «обеления» и прощения части старых задолженностей. Адрес налоговой службы при этом забывать не стоит, на всякий случай напомнил Александр Шохин.