ТОП 10 лучших статей российской прессы за Aug. 8, 2018
«Татары тут абсолютно ни при чём»
Автор: Юлия Борта. Аргументы и Факты Москва
Как противостоять фальсификации истории? Нужно ли детям раскрывать спорные страницы нашего прошлого? И почему герои в одночасье превращаются в злодеев?
Ответы на эти вопросы постоянно приходится искать школьным учителям истории. К счастью, талантливых педагогов, любящих свой предмет и умеющих его преподнести, немало. Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин и министр просвещения Ольга Васильева наградили 24 лучших учителей-историков на 3-м Всероссийском конкурсе педагогического мастерства «История в школе: традиции и новации».
«АиФ» побеседовал с одним из победителей, учителем истории и обществознания из подмосковного города Котельники Владимиром Шуляковым.
А был ли подвиг?
Юлия Борта, «АиФ»: Владимир Николаевич, какие темы в учебниках самые трудные, что сложнее всего объяснить сегодняшним детям?
Владимир Шуляков: Конечно же, это история России XX - начала XXI века. Статистика ЕГЭ показывает, что больше всего ошибок школьники допускают в заданиях, связанных именно с этим периодом. И проблема возникает из года в год не потому, что мы, учителя, никудышные или дети ленятся учить предмет. Причины неудач как раз в «спорности» вопросов. Очень многие факты этого времени до сих пор засекречены. Из-за закрытости архивов учитель элементарно не может предоставить своим ученикам точные сведения об историческом событии. Вот недавний красноречивый пример такого длительного сокрытия фактов - развенчание мифа о героях-панфиловцах на всех федеральных телеканалах. Двадцать семь лет, изучая Отечественную войну со своими учениками, я рассказывал о подвиге панфиловцев как о примере беспрецедентного служения Отечеству. И вот за одну минуту СМИ опровергли все мои уроки мужества, назвав панфиловцев идеологической легендой, созданной для поддержания боевого духа советских солдат в самый тяжёлый период войны. Понятно, что на следующий день ребята засыпали меня вопросами. То же самое с подвигом Зои Космодемьянской, который поставили под сомнение. Выход один - никогда не настаивать на своей или официальной трактовке исторического факта. Надо предлагать детям обсуждать разные версии и оценки событий и деятелей истории.
Вообще же официально, согласно новому стандарту преподавания, «трудных» вопросов в истории России насчитано 20.
- А кого современные подростки считают героем?
- Мы недавно провели на эту тему опрос среди учеников нашей школы. И оказалось, что лишь 26% детей считают героем человека, совершившего подвиг. Для 27% герой - это персонаж литературного произведения, для 10% - знаменитость, у 7% - близкий человек. А треть ребят вообще затруднилась дать определение. Что касается конкретных личностей, то ученики 6-7-х классов «кумирами русской истории XII-XIV веков» называют Александра Невского, Дмитрия Донского, Пересвета, Минина и Пожарского. Среди учащихся 8-11-х классов список «кумиров» увеличивается: это Михаил Кутузов, Александр II, Юрий Гагарин, Георгий Жуков, Александр Солженицын, Лев Толстой, Андрей Сахаров, Владимир Высоцкий, Майя Плисецкая, Ирина Роднина, даже Ленин и Сталин. Понятия о героях и героизме зачастую формируются под влиянием кино, СМИ, Интернета, где выражается подчас крайне субъективная точка зрения автора. Многие молодые люди, посмотрев фильм про Колчака, стали идеализировать личность адмирала, посчитав его едва ли не единственным героем Гражданской войны. Или фильмы о Махно и Котовском, сделавшие из первого национального героя-освободителя, а из второго - полукриминального авторитета. Но ведь и Колчак, и Котовский, и Махно, и Будённый с Тухачевским принимали участие в братоубийстве. Да, Колчак - талантливый исследователь, первооткрыватель и адмирал, но... Есть исторический документ, где Колчак за своей подписью отдаёт приказ о чудовищных по своей жестокости карательных операциях. Так герои ли они? И как трактовать на их фоне личности В. Короленко, М. Горького, М. Волошина? Здесь полезен метод «погружения в историю». Пусть ученик сам ответит на этот вопрос. Как только ученики поймут, что исторические факты могут быть абсолютными (не подвергаются сомнениям), предполагаемыми (версии, например смерть С. М. Кирова в 1934 г.) и ложными (Павлик Морозов), но все они без исключения имеют историческую значимость и право на существование, считайте, что главной цели вы достигли: воспитали думающего, сомневающегося, терпимого к различным точкам зрения гражданина.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.