В прошлом году объем импорта в Россию крепких спиртных напитков сократился, а вина – вырос. Розничные сети постарались заместить ушедшие международные бренды алкоголем из дружественных стран, налаживается и параллельный импорт. Кроме того, свое место под солнцем активно отвоевывают отечественные производители. Рост продаж крепкого алкоголя эксперты связывают с закупками впрок и считают, что дефицит спиртного нам не грозит ни при каких обстоятельствах.
В 2022-м розничные продажи крепкого алкоголя в России увеличились на 7,5%, с 6,4 до 6,8 литра на человека в год, подсчитала аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Две трети в структуре реализации крепкого спиртного занимает водка, треть приходится на коньяки и ликеро-водочные изделия с содержанием спирта свыше 25%.
Продажи вина (тихих и игристых вин, а также винных напитков) снизились на 5,5% – с 6,6 до 6,2 литра на человека в год. Надо сказать, что эта тенденция была заметна и ранее: в 2020-м продажи крепкого алкоголя выросли на 3,3% год к году, в 2021-м – на 1,2%, а продажи вина сократились на 2,6% и 7,4% соответственно. При этом доля пивной продукции (пиво, пивные напитки, сидр, пуаре, медовуха) за год почти не изменилась и составила 52,2 литра на человека.
Чаще других крепкое спиртное покупали жители северных и дальневосточных регионов, где уровень потребления вдвое превосходит среднероссийский. Среди самых «пьющих» регионов аналитики выделили Карелию (15,5 л на человека за год), Сахалинскую область (14,9 л) и Республику Коми (14,6 л). Меньше всего алкоголя на человека в год было реализовано в Чечне (0,1 л), Ингушетии (0,5 л), Кабардино-Балкарии (1 л), Северной Осетии (1,1), Дагестане (1,5) и Карачаево-Черкесии (1,9).
Максимальный рост продаж, согласно данным исследования Beluga Group по сети магазинов компании, наблюдался в марте (+70,7%) и декабре (+43,9%). Наибольшим спросом пользовался крепкий алкоголь (джин, бренди, ром), а средний чек покупки за год вырос на 11%.
Однако утверждать, что россияне стали больше пить, было бы не совсем корректно. По статистике Минздрава, с 2008 по 2021 год потребление алкоголя сократилось с 15,7 до 9,1 литра этанола на душу населения в год – почти на 43%.
Подтверждают этот тренд и результаты опроса ВЦИОМ, проведенного в декабре 2022 года. 75% респондентов заявили, что стали реже употреблять алкоголь либо не пьют его вообще. Причем показатель с каждым годом улучшается: в декабре 2020-го таковых было 48%, в декабре 2021-го – 60%.
Меняется и структура потребления алкогольной продукции. По данным Росалкогольрегулирования, в динамике за 13 лет можно говорить о том, что все больше потребителей отдают предпочтение слабоалкогольной и пивоваренной продукции, вину, ликеро-водочным изделиям, виски. Отмечают в ведомстве и тенденцию к постепенному отказу от приобретения нелегального алкоголя, что подтверждается ростом легальных розничных продаж.
Импорт меняет акценты
По словам члена совета директоров FinExpertiza Агвана Микаеляна, перемены на алкогольном рынке в 2022 году произошли на фоне ухода из России многих зарубежных брендов: часть россиян закупалась импортным алкоголем впрок. Кроме того, на фоне общего роста цен водка и коньяк подорожали меньше, чем вино и пиво. «В целом употребление спиртного традиционно воспринимается многими людьми как наиболее простой и доступный способ снизить уровень тревоги и стресса», – напомнил Микаелян. По его словам, к середине 2022 года расходы россиян на алкоголь (а также табачную продукцию и сладости) выросли на 20%.
Динамика потребления алкогольной продукции вполне соответствует изменению цен на нее, подтверждает ведущий научный сотрудник центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Денис Терновский. За 2022 год алкоголь в среднем подорожал на 8,1%. При этом цены на водку и коньяк подросли в меньшей степени – на 6% и 5,1% соответственно, вино подорожало на 8,6%, а пиво – на 11,1%. «Но это все равно было меньше уровня инфляции, поэтому можно говорить, что реальные цены на алкоголь снизились», – считает эксперт. Кроме того, в 2022-м с учетом инфляции алкогольная продукция в целом стоила на 11,6% меньше, чем в среднем за пять предыдущих лет. Водка была дешевле на 14,7%, а вино – на 9%.
Вместе с тем приведенные в отчете FinExprtiza данные о среднем сокращении потребления винодельческой продукции на 5,5% нужно рассматривать с учетом их структуры. Так, розничные продажи виноградосодержащих напитков в 2022-м сократились на 40%, зато продажи виноградных вин выросли на 0,8%. На стабильный уровень потребления вина оказали влияние как рост внутреннего производства после спада 2021 года, так и увеличение объемов импорта: в этом сегменте он возрос на 10%.
В противоположность вину импорт крепкого алкоголя упал примерно на треть, главным образом из-за сокращения поставок крупнейших иностранных дистрибьюторов, таких как Diageo, Pernod Ricard Rouss, Maxxium Russia. При этом ведущие отечественные импортеры увеличили (или, по крайней мере, существенно не сократили) объемы поставок крепкого алкоголя.
Например, Beluga Group за 2022 год ввезла в страну 8,98 млн литров крепких напитков, обогнав французскую Pernod Ricard. Также нарастили поставки Luding Group и Ladoga. А X5 Group (сети «Пятерочка», «Перекресток») стала крупнейшим импортером вина.
Однако это не смогло насытить рынок, отмечает Денис Терновский. Восстановление иностранного присутствия в сегменте крепкого алкоголя могли бы обеспечить поставки из стран, ранее не известных широко на отечественном рынке, например, из Индии, считает он: «По объему производства виски Индия сопоставима с Шотландией. Местные производители обеспечивают потребности огромного рынка: в стране потребляется около половины мирового производства этого напитка». Поставки в Россию продукции индийской компании ABD (Allied Blenders & Distillers) начались в феврале 2023-го. Она выпускает виски (третье по популярности в мире), ром, бренди и водку.
Один из главных трендов последних месяцев – сокращение объемов импорта в Россию крепких напитков при росте поставок вина, обращает внимание старший научный сотрудник Международной лаборатории исследований внешней торговли ИПЭИ РАНХиГС Галина Баландина. Она подтверждает, что наблюдается активность в импортных поставках розничных сетей, замещающих объемы импорта официальных дистрибьюторов. При этом параллельный импорт алкоголя разрешен только со 2 ноября прошлого года, и последствия еще предстоит оценить.
Будет ли дефицит алкоголя
Все виды алкогольной продукции в нашей стране доступны, причем как российского производства, так и зарубежного, утверждает генеральный директор «Клуба профессионалов алкогольного рынка», эксперт комиссии по промышленности, экономике и собственности Заксобрания Санкт-Петербурга Максим Черниговский: «Могу успокоить наших граждан: дефицит алкоголя России не грозит».
Конечно, произошло некоторое подорожание легального алкоголя. Если говорить об отечественной продукции, то цены за год выросли на 5–10% в зависимости от ее вида. Импортный алкоголь подорожал сильнее: девальвация рубля спровоцировала рост цен на иностранную продукцию. Причем под западноевропейские санкции попал только алкоголь из Евросоюза дороже 300 евро за бутылку, а его в России всегда продавалось крайне мало, отмечает эксперт.
Однако ряд западноевропейских производителей приняли внутрикорпоративное решение не дистрибутировать на территории нашей страны свою продукцию. Например, часть производителей Великобритании перестали реализовывать в России виски, в результате в начале прошлого года образовался дефицит шотландского виски. Но буквально через несколько месяцев его стали импортировать из других стран – Индии, ЮАР, Бразилии. Кроме того, производство виски наладили отечественные бизнесмены, и их продукция не уступает по своим потребительским свойствам зарубежной соответствующего ценового сегмента. При этом 42 наименования алкогольных напитков попали в систему параллельного импорта и успешно поставляются этим способом в нашу страну.
Вообще, доля импортного алкоголя на российском рынке всегда была не очень высокой по сравнению с объемами отечественной продукции, говорит Черниговский. Например, в сегменте крепкого алкоголя доля импорта в 2021 году составляла около 6%, столько же – в сегменте пива и пивных напитков. Поэтому, когда говорят, что в сегменте крепкого алкоголя объем импорта в 2022-м упал на 40%, нужно понимать, что это 2–2,5% ежегодного объема розничной реализации всего крепкого алкоголя в нашей стране. С другой стороны, в сегменте винодельческой продукции (особенно среди тихих и игристых вин) была и остается достаточно высокой доля импорта.
По данным «Клуба профессионалов алкогольного рынка», в 2022 году производство алкогольной продукции в России выросло почти на 10% по сравнению с 2021-м. Наибольший рост показали слабоалкогольные напитки – 25%. Всего за год в нашей стране было произведено почти 200 тыс. декалитров алкогольной продукции, не считая пива. Из них 115 тыс. декалитров – крепкий алкоголь, 65 тыс. декалитров – винодельческая продукция и 19 тыс. декалитров – слабоалкогольные напитки.
Среди основных проблем, которые необходимо решить, Максим Черниговский назвал изменения в законе «О виноградарстве и виноделии», который вступил в силу в 2020 году. Согласно документу, российскими винами может называться только та продукция, которая произведена на территории РФ и на основе отечественного сырья. В конце 2022 года также были приняты поправки в ряд федеральных законов, а в марте 2023-го Михаил Мишустин подписал постановление о введении специальных марок с эмблемой «Вино России». Они появятся на продукции производителей, входящих в ассоциацию «Федеральная саморегулируемая организация виноградарей и виноделов России» и подтвердивших российское происхождение сырья.
Между тем в России катастрофически не хватает собственного винодельческого сырья, отмечает Черниговский. Для того чтобы полностью обеспечить наших виноделов отечественным сырьем, необходимо порядка 250 тыс. гектаров площадей виноградников на территории РФ. На сегодняшний день их всего около 100 тыс., и прирост составляет примерно 5 тыс. гектаров в год. Дело в том, что первоначальные затраты, связанные с организацией первичного виноделия на одном гектаре земли, составляют порядка 2,5 млн руб. и более. По словам эксперта, инвестиций, которые выделяет государство, хватает на компенсацию 40% от этих затрат.
«Нехватка отечественных виноматериалов провоцирует снижение объемов производства винодельческой продукции российского производства и, соответственно, рост объемов импорта готовой продукции, в первую очередь тихих и игристых вин», – подчеркнул Максим Черниговский. По его мнению, необходимо разрешить отечественным производителям использовать импортное винодельческое сырье для производства российских вин – до тех пор, пока в нашей стране не будет полностью ликвидирован дефицит в виноградном сырье для производства винодельческой продукции. Кроме того, пиво и пивные напитки должны маркироваться акцизными марками, как это происходит в отношении всего остального алкоголя.
Выбились из тренда
Последовательное ужесточение мер по регулированию потребления спиртных напитков началось в России в 2000-х, напоминает академический руководитель магистратуры «Менеджмент в ритейле» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Александр Лебедев. В 2006 году была создана Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС), введены акцизные марки. В 2009 году разработана «Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации».
Эти меры дают результат: общие объемы потребления алкоголя за 15 лет сократились. Доля людей, в принципе не употребляющих алкоголь, выросла с 23,7% в 2006 году до 38,8% в 2018-м. При этом наибольший прирост числа трезвенников наблюдается среди молодежи. Например, по данным исследования 2022 года социолога из НИУ ВШЭ Валерии Кондратенко, доля россиян в возрасте от 14 до 22 лет, употребляющих алкоголь, за последние полтора десятилетия упала более чем вдвое.
Изменились и паттерны потребления алкоголя. Происходит отход от так называемой «северной» модели – с редким, но обильным потреблением крепкого алкоголя к «южной» модели – частому потреблению легких, слабоалкогольных напитков.
События прошлого года изменили устойчивую тенденцию. Введение санкций, решение некоторых поставщиков приостановить сотрудничество с Россией, валютные перепады, изменение логистики – все это оказало влияние на рынок алкогольной продукции. В результате относительное преимущество получили отечественные производители крепкого алкоголя, в первую очередь – предприятия, выпускающие водку. «Импортная продукция в основном была представлена в среднем и высоком ценовых сегментах, где большую роль играет имидж, бренд производителя, – говорит Александр Лебедев. – Если заместить градусы чистого алкоголя – технически легкая задача, то создать аналогично сильный бренд, как у международных гигантов, – задача не из простых».
В результате в 2022-м в России произошел рост потребления крепких спиртных напитков при уменьшении доли потребления вина. При том, что возрастные потребители в ответ на повышение уровня тревожности, возможно, прибегли к помощи крепких спиртных напитков, говорит эксперт, более молодые группы устойчиво демонстрируют снижение интереса к потреблению алкоголя. Однако снижение доли потребления крепких спиртных напитков – общемировой тренд, и единичный всплеск не переломит эту тенденцию, убежден Лебедев.