Не успели еще просохнуть чернила на законе, разрешающем дачникам и садоводам держать курочек на своих участках, как производители мяса птицы уже намерены внести в документ существенные поправки. Догадайтесь с трех раз: какие? Разумеется, не разрешающие, а наоборот, запрещающие разводить птицу в частных владениях.
По мнению Росптицесоюза, разведение курочек и петушков горожанами не выдерживает никакой санитарно-гигиенической критики. Здесь тысяча и одно нарушение — начиная от непонятного происхождения такого поголовья до кормления, которое не проходит экспертизу. Все это вместе взятое может привести к вспышкам птичьего гриппа на крупных птицефабриках — ведь ветеринары, призванные следить за содержанием птицы, просто физически не смогут добраться до каждого садового или огородного участка.
В общем и целом, горожане еще не успели закупить на рынках поголовье «неизвестного происхождения» после июльского разрешающего закона, как над всей птицеводческой отраслью страны нависла смертельная опасность птичьего гриппа.
То ли дело массовое, промышленное производство бройлеров. Здесь нет никаких рисков заболевания. Забил — и тушку для дезинфекции сразу опустил в хлорный раствор — чтобы никаких патогенов. Распотрошил — снова в раствор, чтобы наверняка вымыть антибиотики, попадающие в курицу через корма. На торговые прилавки тушка попадает уже хоть и не совсем вкусная, зато абсолютно безопасная для употребления.
Желание птицеводов умерить аппетиты дачников, размечтавшихся о своей продовольственной безопасности, некоторые эксперты расценивают как опасение конкуренции. Ведь если процесс пойдет, на внутреннем рынке окажутся мясо и яйца домашней птицы — не напичканной дезинфицирующими растворами и гормонами роста. Скорее всего, такая продукция будет подороже, чем с птицефабрики, но она будет домашней и натуральной. Покупатель сам сможет делать выбор — что ему покупать.
Прецеденты с устранением конкурентов в нашем селе уже были. После того как в стране появились крупные свинокомплексы с мясной породой скота, свиней запретили держать в личных подсобных хозяйствах и даже на крестьянских подворьях. Официально производители опасались, конечно же, не конкуренции от частников и фермеров, а вспышек африканской чумы свиней, которая может перекинуться на крупные свинарники. Теперь вот хотим победить куриный грипп...
Здесь как бы все логично. Нас переводят на промышленное питание — пускай, не очень вкусное, зато сравнительно дешевое (в сравнению с фермерской продукцией) и безопасное. Никаких пищевых отравлений и патогенов.
По птицеводству мы добились 100-процентного насыщения внутреннего рынка, отрасль продолжает уверенно наращивать объемы производства. За первое полугодие нынешнего года — почти на 6%. И зачем кому-то связываться с курятниками, если все можно купить в магазине — за сравнительно дешевую (по отношению к говядине или баранине) цену? Хотя и она, как известно, на месте не стоит, по прогнозам за второе полугодие курятина подорожает примерно на 5%.
А про домашнюю еду, выращенную своими руками, без всяких химических усилителей и увкуснителей, лучше всего забыть, положиться на государство, на промышленное производство.
Но зачем тогда закон, подписанный Владимиром Путиным всего два месяца назад? Ответ представлялся очевидным: чтобы насытить рынок отечественными продуктами, сбить цены в магазинах, чтобы горожане самостоятельно могли себя обеспечивать продуктами питания. В условиях высокой продовольственной инфляции такие меры не кажутся излишними..
— Действия наших властей не поддаются простой логике, — говорит уральский фермер Василий Мельниченко. — Разве после выхода закона все горожане кинулись держать кур на своих фазендах? Не стали. Зачем же тогда их ограничивать в разведении?
— Что нужно сделать, чтобы дать импульс частному производству?
— Для начала создать развитую кооперацию. Я должен знать — кто у меня купит излишки продукции, по какой цене, будет ли оказана в случае необходимости ветеринарная помощь моему хозяйству. А у нас одни полумеры. Запретили держать на подворьях свиней, с которых кормились десятки тысяч крестьян и их родственников в городе. Теперь вроде бы хотят частично разрешить — но на расстоянии дальше 30 километров от крупного свинокомплекса. Значит, поросят придется перевозить за 31-й километр?
Агропромышленная политика страны в целом не соответствует интересам людей, потому мы и бросаемся из стороны в сторону: разрешить-не разрешить...