ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Nov. 8, 2024

Особенности национальной измены

Рейтинг: 1.0

Автор: Кирилл Иванов. МК Московский Комсомолец

"В далеком 1612 году благодаря совместным усилиям наших мужественных предков иностранные интервенты были изгнаны из сердца страны..." Процитированное "патриаршее слово по случаю Дня народного единства" произнесено два года, но вряд ли его можно считать устаревшим: и новая проповедь патриарха, и большинство других торжественных речей по случаю очередного 4 ноября будут, можно не сомневаться, выдержаны в том же духе. Дух, в принципе, правильный. Но некоторые детали все-таки нуждаются в уточнении.

Бывали на Руси и хуже времена, но, пожалуй, не было сложней, запутанней и противоречивей. Вся история Смутного времени соткана из парадоксов, а уж финальная ее глава - вообще один сплошной парадокс.

Всем хорошо известно, например, что в момент избрания Михаила Романова на царство Земским собором, юный государь находился вместе со своей матерью, инокиней Марфой (в миру - Ксения Ивановна Романова, урожденная Шестова) в Костроме, в тамошнем Ипатьевском монастыре, где они укрывались от рыскавших по стране польско-литовских отрядов.

И чуть было не стали жертвами одного из них: спас избранного царя Иван Сусанин, крестьянин села Домнина, родовой вотчины предков Михаила Романова по материнской линии. Будучи схваченный интервентами, он был подвергнут ими жестоким пыткам и погиб, но не выдал убежища государя и его матери.

Не все, правда, историки согласны с этой трактовкой. По мнению, например, такого классика русской историографии, как Сергей Соловьев, Сусанина, скорее всего, замучили не поляки, а "воровские казаки", то есть соотечественники, потому что "поляков не было тогда более в этих местах". Но самое интересное в этой истории другое.

Самое интересное то, где спасались Михаил и Ксения-Марфа от интервентов до того, как оказались в Костроме. До начала ноября 1612 года они находились в занятом поляками Московском Кремле. И вовсе не в качестве пленников. Михаил с мамой гостили у дяди юноши, младшего брата его отца - Ивана Никитича Романова. Дядя же в Кремле не прохлаждался, а работал: входил в состав временного боярского правительства, вошедшего в историю как Семибоярщина.

Именно оно поляков в Москву и Кремль и пригласило. С формально-юридической точки зрения это были не оккупанты, не захватчики, а ограниченный контингент иностранный войск, введенный в столицу по приглашению международно признанного правительства страны для обеспечения его, правительства, безопасности и наведения порядка.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Other issues View all
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни