Период падения цен на нефть может закончиться уже в следующем году, а в 2020-м цены способны вернуться к $100 за баррель. В последние три года из-за очень низких цен компании резко сократили инвестпрограммы, что в 2018-м может привести к кризису предложения на глобальном сырьевом рынке. Такой вывод делает в своем отраслевом исследовании Национальное рейтинговое агентство (НРА), с которым ознакомились "Известия". Согласно прогнозу, уже в этом году доходы федерального бюджета от нефтегазового сектора вернутся к уровням 2015 года и даже превысят их. С одной стороны, рост цен на основной экспортный товар позитивен для бюджета и страны, с другой - он опасен соблазном вернуться к сырьевой модели, говорят эксперты.
Цены на нефть достигали пика в $115 за баррель в 2011-м на фоне "арабской весны", после чего опустились до $99 из-за роста добычи в США, а к началу 2016 года рухнули до минимума в $29 из-за сланцевой революции и сокращения спроса в Китае.
Такой обвал цен вынудил глобальные нефтяные компании сворачивать инвестиции в геологоразведку и замораживать проекты - добыча нефти переставала быть рентабельной. Как результат - последние три года отрасль работает на старых мощностях, ввод новых объектов минимален.
Как указано в отраслевом обзоре НРА "Нефтегазовый сектор", с которым ознакомились "Известия", в условиях избыточного предложения нефти в 2016 году, обусловленного в том числе ростом добычи нетрадиционных запасов, падение цен на сырье снизило прибыльность отрасли и привело к резкому сокращению новых инвестиций в производство.
"Это усилит вероятность глобального кризиса предложения нефти с 2018 года и далее. Более половины мировых запасов нефти достигли своего пика добычи и в настоящее время являются послепиковыми. Открытие нефтяных месторождений упало до рекордно низкого уровня в 2016 году, поскольку компании продолжали сокращать расходы, а прирост добычи за счет новых нефтяных проектов был самым низким за последние 70 лет", - констатировали аналитики.
- Сокращение инвестиций в разведку и разработку новых месторождений имеет отложенный эффект, - пояснил "Известиям" руководитель управления рейтингов корпоративного сектора НРА Кирилл Кукушкин. - Постепенно рост дефицита предложения начнет оказывать влияние на цену, разумеется, в сторону повышения.
По его словам, если сейчас рост цен на нефть преимущественно связан с соглашением ОПЕК+ и вербальными интервенциями насчет его продления, а также периодически подкрепляется локальными климатическими и политическими факторами, то "в дальнейшем преимущественное влияние на ценообразование будут оказывать рыночные законы, и в перспективе двух-трех лет мы снова можем увидеть цены в районе $100 за баррель, но нужно помнить, что изменение цен на нефть имеет циклический характер, и за новым циклом роста последует спад".
Во многом уровень цен на нефть будет зависеть от реакции сланцевых компаний США, уверен эксперт Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Василий Танурков.
- Произошла смена парадигмы сланцевиков, сейчас они отходят от идеи максимального наращивания добычи, основной целью для них становится получение положительных денежных потоков. В сочетании с тем, что за последние несколько лет у них существенно осложнился доступ к финансированию, это приводит к постоянному снижению добычи и, как следствие, более высоким ценам на нефть, - пояснил Василий Танурков. - Таким образом, в будущем году можно ожидать дальнейшего повышения стоимости нефти, но лишь до той поры, пока это не подстегнет увеличение добычи сланцевой нефти в США.
В то время как основные европейские и американские корпорации снижали инвестиции в геолого-разведочные работы, многие азиатские нефтегазовые компании, наоборот их повышали, отметил эксперт нефтегазового рынка Moody's Analytics Крис Лафакис.
- В среднесрочной перспективе дефицит нефти в части предложения будет в большей степени влиять на цены, чем рост предложения в азиатском регионе. К тому же не стоит забывать и о готовящейся пролонгации соглашения ОПЕК+, которое с большей долей вероятности будет одобрено, - подчеркнул аналитик.
По оценке Минфина, разработанные правительством бюджетные правила могут стабилизировать влияние на экономику колебаний цен на нефть.
- Новая конструкция бюджетных правил, на основании которых определен предельный объем расходов федерального бюджета в 2018 - 2020 годах - это ключевой механизм снижения зависимости внутренних экономических условий от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры, - рассказали в пресс-службе ведомства. - Результатами применения переходных положений бюджетных правил в 2017 году уже стало снижение зависимости курсовой динамики от цен на нефть и укрепление доверия инвесторов к проводимой политике.
В пресс-службе Минэнерго напомнили, что, как ранее заявляло ведомство, в ближайшие пару десятилетий спрос на нефть будет расти, но более низкими темпами, чем рост экономики. Балансировка спроса и предложения на рынке сырья может произойти как в первом квартале 2018 года, так и до середины следующего года. При этом дефицит все же возможен, но только при форс-мажорных обстоятельствах.
По оценкам "Роснефти", представленным главой компании Игорем Сечиным на экономическом форуме в Вероне, мировой спрос на жидкие углеводороды будет устойчиво расти в среднесрочном и долгосрочном периоде. Ежегодный рост будет составлять в среднем 770 тыс. барр./сут. в ближайшие 10 лет. Кроме того, по его словам, в 2014-2016 годах инвестиции в разведочное бурение крупных компаний снизились в 2,7 раза.
Позитивное влияние нефтяных цен на российский бюджет будет заметно уже в этом году. По оценке НРА, учитывая их динамику и рост налога на добычу полезных ископаемых, "по итогам 2017 года ожидается рост нефтегазовых доходов до уровня 2015 года или выше".
По данным Минфина, в 2014-м нефтегазовые доходы бюджета составили 7,4 трлн рублей (51,3% доходов), в 2015-м - 5,86 трлн (42,9%), в 2016-м -4,84 трлн (36%). В 2017 году бюджетом запланировано 5,05 трлн, в 2018-м - 5,11 трлн, 2019-м - 5,35 трлн. Базовый прогноз МЭР исходит из цены на нефть в $49 в текущем году и снижения до$41-43 до 2020 года.