Не стало Киры Муратовой - одной из главных фигур современного авторского кинематографа и самой известной женщины-режиссера на постсоветском пространстве. Она была не просто автором фильмов, снискавших фестивальные награды и зрительскую любовь, но создательницей особой, ни на что не похожей киноэстетики. Соединяла эксцентрику, почти буффонаду и пронзительную правду жизни; показывала неприглядную реальность и собирала из ее осколков новый художественный мир.
Кира Георгиевна Короткова родилась в 1934 году в румынском городе Сороки (сейчас - территория Молдавии. - "Известия"). После школы училась на филологическом факультете МГУ, затем - во ВГИКе (режиссерская мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой). Выйдя замуж за режиссера Александра Муратова, сняла с ним в соавторстве свой первый полнометражный фильм "Наш честный хлеб".
Впрочем, настоящим рождением Муратовой-режиссера стала ее первая самостоятельная лента "Короткие встречи" (1967). И уже в этой картине 33-летняя дебютантка обнаружила неповторимые особенности своего киноязыка: предельную искренность, органичную странность персонажей, мозаичный монтаж событий, наводящих на мысль о причудливой и трагической предопределенности судьбы. И главное - особый талант работы с актерами. Как никто другой, она могла не просто раскрыть личность, но фактически создать ее с нуля.
Образ геолога, разрывающегося между буфетчицей Надей и работницей горсовета Валентиной Ивановной, стал одной из первых значительных киноработ Владимира Высоцкого. А его спутниц сыграли Нина Русланова и сама Муратова. Для обеих это был дебют на экране. И начало многолетнего творческого сотрудничества.
- Кира Георгиевна - замечательная женщина, великий режиссер, гениальный сценарист. Это большая потеря для кино, а лично для меня - невосполнимая утрата, - поделилась с "Известиями" Нина Русланова.
"Короткие встречи" и последовавшие за ними "Долгие проводы" (1971) были выпущены в ограниченный прокат, настоящую известность приобрели уже в годы перестройки. Еще более печальная участь ждала картину "Среди серых камней" (1983). Не согласившись с финальной редакцией, Муратова сняла свою фамилию из титров. Эпоха застоя стала для режиссера периодом постоянной и, как правило, безуспешной борьбы с руководством студий: предлагавшиеся ею проекты критиковались, цензурировались, отвергались.
Свободу творчества, а вместе с ней и мировую славу Муратова получила в начале 1990-х. Лента "Астенический синдром" завоевала специальный приз на Берлинском кинофестивале, "Чувствительный милиционер" (1992) был отмечен наградой на фестивале "Кинотавр". Киноязык Муратовой стал более жестким и эксцентричным, а взгляд на реальность - критическим.
Наиболее ярко трагическое мироощущение режиссера выразилось в киноальманахе "Три истории" (1997). Персонажи новелл совершают преступления буднично и абсолютно осознанно, расплаты - на земле или на небе - не следует, они и так живут в аду. "Я не люблю женщин. Я не люблю мужчин. Я не люблю детей. Этой планете я ставлю ноль", - признается медсестра Офелия в одноименной новелле.
Сценарий "Офелии" написала молодая выпускница ВГИКа Рената Литвинова, она же сыграла главную роль. Именно Муратова со своим вторым мужем, сценаристом Евгением Голубенко, убедила Литвинову попробовать себя в кадре - сыграть роль подруги главной героини в "Увлечениях" (1994). Тогда же российские зрители впервые обратили внимание на странную, будто не от мира сего, блондинку.
- Очень часто режиссеры говорят: "Я хочу, чтобы это был фильм мой, а не Ренаты". Хотят от меня дистанцироваться. Зачем? Вот Кира, наоборот, требовала моего все больше и больше. И это было продуктивно, - признавалась Рената Литвинова в интервью "Известиям". - Она брала вроде все мое - меня, мой текст, но получался ее фильм. Кира - поразительный персонаж. Уникальный.
По словам Георгия Делиева, одного из любимых актеров Муратовой, артистов она подбирала каким-то своим, только ей ведомым способом.
- Муратова знала актера, понимала, как использовать его, чтобы добиться своей цели, за какие ниточки можно дернуть. Выуживала природу человека из него самого. И это всегда было интересно, парадоксально. Как взгляд марсианина на нашу жизнь, - рассказал "Известиям" Георгий Делиев.
Именно таков "Настройщик" (2004), где Делиев сыграл главную роль. Атмосфера курортного городка и эстетское черно-белое изображение смягчают муратовский скепсис по поводу человеческой природы, а фирменные абсурд и эксцентрика вызывают ощущение игры. Такой же обманчиво легкой выглядит последняя картина Муратовой "Вечное возвращение" (2012).
Мы видим одну и ту же сцену в исполнении разных артистов, в разном интерьере, с разными постановочными деталями. Мужчина приходит в гости к своей однокурснице, чтобы спросить совета, с кем быть: у него есть любовница, но жену он тоже любит. Глядя за бесконечным повторением сюжета, мы понимаем, что круг замкнулся - не только в этом фильме, но и в творчестве Муратовой: начав с бытового любовного треугольника в "Коротких встречах", им же она и завершила свой путь. Но прощаясь, призналась в любви: к актерам, кинематографу и жизни.