Искусствовед и журналист рассказывает, как проходила ее французско-русская свадьба: четыре кутюрных платья, триста гостей и виды на Прованс сложились в один потрясающий праздник, который длился три дня подряд.
Мой муж — француз, рожденный в Вашингтоне и работающий в Лондоне. Я — выросшая в Нью-Йорке русская. Наши друзья и семьи разбросаны по разным уголкам земли, но когда мы стали планировать свою свадьбу, на первое место сразу вышел национальный вопрос. Мы решили, что это будет праздник про французско-русскую любовь! Чтобы сразу и «Война и мир», и Русские сезоны Дягилева с рисунками Бакста на приглашениях, и павловопосадские платки на фоне пейзажей Прованса, и подарки гостям — свечи с нашей монограммой и ароматом «Янтарь» марки Quintessenсe. Но самый трогательный момент был сюрпризом для нас: сразу после наших клятв моя мама вышла с хлебом-солью и словами, что этим русским обрядом она принимает Адриена в нашу семью.
Расписались мы еще в апреле, а торжественную церемонию в живописной деревушке Ле-Бо-де-Прованс назначили на август. В этой прованской деревне потрясающие пейзажи, а еще там прекрасный отель Baumanière, которым владеет шеф-повар с двумя мишленовскими звездами месье Шореаль. Все организационные вопросы мы поручили нью-йоркскому агентству WCMG, с которым я давно сотрудничаю, и каждый вернулся к своим делам. Адриен — к работе в фонде частных инвестиций Onex, я — к руководству своей компанией в сфере современного искусства Baibakov Art Projects. И поиску свадебного платья мечты.
Я искусствовед и к ремеслу Haute Couture отношусь как к искусству, но такого платья у меня еще никогда не было. Поэтому в январе в Париж на Неделю Высокой моды я поехала с подругой, стилистом Екатериной Мухиной: ее поддержка, профессиональные советы и чувство юмора были очень кстати.
Это была сказка, я побывала на дефиле всех любимых дизайнеров! Больше всего мне понравился показ Valentino, потому что коллекция была посвящена России. На примерке в ателье все было под стать: от обернутых березовой корой ваз с луговыми цветами до ампирных бальных платьев в стиле Наташи Ростовой, царских накидок, рубашек-вышиванок и сарафанов, украшающих демонстрационные манекены. С удовольствием перемерила их все, но оказалось, что они наиболее эффектно смотрятся в красном, зеленом или оттенке кофе с молоком. Как только портные переносили дизайн на свадебное белое кружево, терялись и объем, и магия.
В Сhanel для меня придумали платье-трансформер: в одном месте можно было закрыть, здесь открыть, здесь тугая юбка снимается, вторая надевается — многоуровневая хитроумная конструкция. В Dior мне предложили выбрать платье из книги готовых образцов — сам Раф Симонс не занимается свадебной линией. Но ничего из увиденного не подошло.
Мое идеальное платье родилось из разговора с дизайнером Джамбаттистой Валли. Этот итальянец владеет секретом классического шика, за что его так любят женщины всего мира от Дельфины Делеттре-Фенди до королевы Иордании Рании. Платья Валли — классика Высокой моды: многометровые шлейфы, кружево, воланы, драпировки. Я посмотрела коллекцию, мы обсудили тему свадебного торжества — Ballets Russes в Париже. Фирменные юбки Джамбаттисты очень подходили к теме балета, ведь они напоминают пачки танцовщиц. Впереди нас ждали еще долгие месяцы обсуждений и корректировок, но в итоге Валли создал для меня платье из трех сотен метров тюля разных оттенков: от белого до нежно-кремового — воздушное, как наряд балерины. Он же сшил для меня наряд на вечер после торжественного ужина — к нашему с Адриеном первому танцу под песню When a Man Loves a Woman я переоделась в платье-бюстье с пышной юбкой до щиколоток, которая была расшита бисером и моими любимыми анемонами.
Так как торжества были запланированы на весь уик-энд, мне были нужны еще два платья. Когда мы продумывали пятничный ужин, на котором наши гости впервые соберутся вместе, мне вспомнилась глава из «Войны и мира», в которой Пьер идет на вечеринку, а там какое-то дикое русское веселье, танцы с медведем, цыгане и все в таком духе. Цыган с медведем у нас, конечно, не было, зато были просто танцы, водка, малосольные огурцы из парижского ресторана Сaviar Kaspia.
Платье должно было быть под стать, и я обратилась к специалисту по русскому фольклору, московскому дизайнеру Ольге Вильшенко. Она училась в Лондоне и делает вещи с элементами русского народного костюма в благородном романтичном стиле, без клюквы. От ее вышивки крестиком, блузок на шнурках и накидок с пестрыми узорами в восторге Алекса Чанг и Флоренс Уэлч.
Фасон платья в пол с завышенной талией, вырезами на груди и спине Ольга нашла среди рисунков Леона Бакста и предложила мне. А потом я зашла в ее лондонский офис, увидела там итальянское кружево и была очарована его нежным голубым оттенком — и мы решили взять его. Поверх кружева дизайнер накинула органзу, расшитую пышными жар-птицами и цветами, сквозь которую можно было рассмотреть фактуру кружева. Получилось нежное девичье платье, то что нужно.
На третий день был назначен прощальный пикник — наряд для него сделала моя подруга Вика Газинская. Я у нее регулярно одеваюсь, и она прекрасно знает, что мне подходит. Вика нарисовала несколько эскизов, вдохновленных русско-французской тематикой и идеей пикника на траве. Мне безумно понравилось кремовое платье с V-образными вырезами на груди и спине и графичными крыльями-мотыльками. По подолу и лифу оно было украшено такими милыми грубыми кружевами, словно бабушка крючком связала. Это кружево делает одна хорошая мастерица, и Вика шутит, что оно заряжено на добро. Само платье сшито из хлопка с шелком, на просвет ткань напоминает винтажное полотно, но настолько тонкой выделки, что на ощупь она мягкая и шелковистая. Такие же нежные и крылья. Чтобы они не опадали на плечи, а стояли, сохраняя при этом живость, Вика сделала хитроумную невидимую конструкцию прострочек и проклеек. Примерка у меня была всего одна, и платье Вика сшила за рекордные две недели — когда я за день до свадьбы получила готовый наряд, признаюсь, открыла коробку с трепетом, но оно село идеально и было еще прекраснее, чем я ожидала.
Платья подружек невесты из атласа мятного оттенка я заказала у новой английской марки Galvan. Ее создательницы — четыре англичанки, мои знакомые. Они близки к миру искусства и знают, что в нашем бизнесе нужно часто ходить на мероприятия с дресс-кодом black tie, а цены на вечерние платья кусаются. И тогда они придумали марку платьев в пол по доступным ценам, чтобы молодые работающие женщины могли выглядеть эффектно, не тратя ежемесячный заработок на один наряд. Этот посыл близок мне по духу. Вообще, когда стало ясно, что платье для церемонии делает Джамбаттиста Валли, я решила: остальные наряды будут шить только женщины!
Делом в том, что во всем, что я делаю, я стараюсь поддержать женщин и не устаю повторять: я — убежденная феминистка. Все началось с моей учебы в колледже Барнард при Колумбийском университете. Этот университет начал принимать женщин с 1984 года, прежде там учились только мужчины. А Барнард открыли за сто лет до этого, и за век там сложилась традиция женского сестринства. Учеба в Барнарде помогла мне встать на ноги, раскрыться как личности. Там в меня верили, внушали, что я все могу, что я сильная и умная, и у меня все получится.
Это ценности феминизма, не агрессивного, а поддерживающего. Кстати, именно президент колледжа Барнард Дебора Спар вела нашу с Адриеном свадебную церемонию! В своей речи она подчеркнула наши с мужем общие ценности и призвала строить семью, вдохновленную ими. С Адриеном я познакомилась во время моей учебы в Гарвардской школе бизнеса три года назад. Он вырос под Парижем в семье писателей и журналистов, окончил Лондонскую школу экономики и Институт политических исследований Sciences Po в Париже со степенью магистра финансов: по образованию он историк-экономист, а по специальности финансист. К моменту нашего знакомства он работал в Лондоне в фонде частных инвестиций Bain Capital.
Мы встретились случайно у общей подруги: Адриен был проездом в Бостоне и пришел на ужин. Он долго меня завоевывал, каждые две недели летал в Бостон при том, что работал с понедельника по пятницу в сумасшедшем ритме, — все это тяжело давалось ему физически. Но мой муж очень целеустремленный человек!
Предложение Адриен мне сделал во время нашего ежегодного отпуска на горнолыжном курорте Церматт шестого января, в ночь на православное Рождество. Я помню, что мы вначале никому ничего не говорили, просто не было слов — такое ощущение счастья, совершенно другой уровень эмоций. А потом уже позвонили родителям, бабушкам и дедушкам, все плакали от счастья.
Мы готовились к долгожданному уик-энду восемь месяцев, а пролетел он как будто в одночасье! Почти три сотни друзей и родственников со всего мира слетелись, чтобы разделить с нами радость создания семьи. Платья, конечно, были роскошны, но все-таки самое главное в свадьбе — любовь между молодоженами и позитивные эмоции, которые ощущают гости.