«Появление сына я отрепетировала в кино! В комедийном сериале «Родители» у моей героини три разновозрастных сына. И наверное, этот проект «спровоцировал» появление в нашей семье пацана, к чему я не была раньше готова. До этого Бог давал девочек. Я и на этот раз была уверена, что будет дочка, и вот судьба сделала такой подарок: у нас появился Андрюша», — рассказывает Мария Порошина.
— Самое интересное, что появление сына я отрепетировала в кино! В комедийном сериале «Родители», который снимает режиссер Александр Жигалкин и новый сезон которого покажут совсем скоро на канале «Супер», у моей героини три разновозрастных сына. А так как съемки идут довольно долго, я успела получить определенный опыт общения с мальчишками. Когда мы психологически разбирали сцены, в которых показаны отношения сыновей с мамой, для меня открылось много нового.
С мальчиками, оказывается, нужны особые родительские «приспособления». И наверное, этот проект «спровоцировал» появление в нашей семье пацана, к чему я не была раньше готова. До этого Бог давал девочек. Я и на этот раз была уверена, что будет дочка, и вот судьба сделала такой подарок: у нас появился Андрюша. Кстати, у моего партнера по «Родителям» Александра Самойленко, наоборот, росли три сына. Но какой мужчина не мечтает о лапочке-дочке?! И вот совсем недавно у Саши родилась долгожданная девочка. Просто чудо какое-то!
— По восприятию для меня не было никакой разницы между появлением на свет Полины и Андрюши, хотя между этими моментами — 23 года. Ощущение неутомимости и неуемной молодости меня, во всяком случае, не покидает!
— Мария, некоторые женщины с трудом справляются с одним ребенком. А у вас, такой востребованной актрисы, их пятеро…
— Для меня первым критерием удавшейся жизни всегда будут дети. В них мое основное творчество. А такой большой коллектив, как наша семья, — это еще и очень разнообразные проявления любви, которую ты получаешь, и взаимная поддержка — настоящая круговая порука. Мои девочки очень отзывчивые, они мои малышки и одновременно мои верные помощницы. В каждом своем ребенке я вижу воплощенную мечту о простом человеческом счастье. Единственное, что его омрачает, — нам всем до боли не хватает Наташи. Так, по имени, мы все обращались к моей маме, которая ушла в мир иной в этом году (Наталия Петровна Красноярская — заслуженная артистка Российской Федерации, актриса театра и кино, режиссер Большого театра. — Прим. ред.).
Прошло три месяца, а боль не отпускает. Мама была опорой и двигателем нашей семьи, моим бесценным другом и грандиозным помощником не только по жизни (сколько она занималась с внучками, сколько водила их в филармонию, в Третьяковку), но и в профессии. Она была ученицей Бориса Покровского, талантливейшим человеком и умела развеять мои вечные профессиональные сомнения и страхи. Всегда говорила: «Все могут ошибаться! Не бойся! Иди вперед!» Без нее мне очень плохо. Только любовь ее друзей и учеников помогает держаться и идти дальше... А нам всем в утешение в этот мир прибыл ее внук, мой сын…
Андрей очень позитивный, улыбается постоянно. Ребенок в таком возрасте, в самом-самом начале своего пути — это ангел! Любуешься на него, а он в ответ смотрит преданными глазами, в которых полное, абсолютное доверие родителям. Ребенок без слов говорит тебе о своей божественной любви. Это все не только умиляет, но и «собирает», ты чувствуешь еще больше ответственности за малыша. Ведь он послан тебе, чтобы ты его воспитала, взрастила из него хорошего человека.
— С каждым следующим ребенком эта задача становится легче или труднее?
— Легче в том, что благодаря накопленному опыту правильно расставляешь приоритеты. С первыми детьми много сил уходит на нервы, на беспокойство, на отчаяние, на незнание. А с последующими опыт уже что-то подсказывает. Но все равно каждый ребенок приносит новые неожиданности, которых с предыдущим не было. Ведь у каждого свой характер: кто-то спокойный, кто-то активный, кто-то послушный, а кто-то шалопай.
У моих пятерых — абсолютно разные характеры, абсолютно разные истории. Не перестаю этому удивляться! Думаю: ну почему родителям в воспитании нельзя идти по шаблону, к каждому ребенку применять одни и те же навыки? К сожалению, нет, нельзя, не получается. В совершенно одинаковых ситуациях с разными детьми нужно общаться по-разному, к каждому малышу приходится подбирать свой ключ. Но в этом и есть прелесть жизни: ты не готов, а она постоянно подкидывает сюрпризы, подарки, ну и испытания, конечно.
— Как ваши дочки — Полина, Серафима, Аграфена и Глафира — восприняли появление у них братика? Не ревнуют вас?
— Да вы что! Они Андрюшу обожают. Глаша (ей три с половиной года) постоянно братика целует, обнимает, хохочет с ним. Она девочка активная — как прижмет его к себе от души! Иногда из-за этого Андрюша буркнет, а потом как заулыбается, потому что очень любит ее, самую младшенькую! Так смешно, когда наш маленький мужичок лежит хозяином и снисходительно посматривает на крутящихся вокруг него девчонок, которые его зацеловывают! Груняша (ей девять) ему поет песенки, и он взглядом дает понять: «Да, твой голос на мамин совсем не похож, но ты тоже неплохо поешь….» А Сима (ей скоро исполнится четырнадцать) смотрит на Андрюшу и говорит: «Боже мой, как мило, ну как же это все мило!» А ведь у нее сейчас переходный возраст, когда из подростка сложно выжать какую-то активную, открытую реакцию.
— Как-то помочь в уходе за малышом дочки могут?
— Конечно! Посидеть с братом, помыть бутылочки, дать соску — все это девочки делают с радостью. У них не бывает такого: «Нет, мам, я побегу играть, мне сейчас не до этого…» А самая старшая — Полина — вообще может быть второй мамой Андрюше, так хорошо она с ним справляется. Это и неудивительно, при ней же выросли три младшие сестры.
Правда, Полина живет не с нами. Каждый ее приезд — это праздник в доме. Она заходит, говорит: «Я приехала!» — и все к ней слетаются. Кстати, молодой человек Полины Ян тоже нам с Андрюшей помогает. Он прекрасно умеет обращаться с малышами, потому что у него есть три младшие сестры. Мы по поводу такого «матриархата» смеемся: «Ян, как хорошо, что у нас в семье в лице Андрея появился еще один мужчина, и ты теперь не один в нашем женском царстве!»
— А чем ваши дочки увлекаются?
— Полина дебютировала в кино в 12 лет, а сейчас она уже успешная актриса и педагог. Вместе с Яном она преподает в театральной студии РГСУ, и когда она наговаривает по телефону ученикам свои рекомендации, я думаю, что с таким учителем уже была бы заслуженной артисткой! А когда смотрю спектакль «ДО+ВЛА=ТОВ», в котором Полина играет с сокурсниками по щукинскому училищу, вспоминаю «Аршин мал алан» — мою студенческую постановку, тоже «щукинскую». Которую мы точно так же играли еще несколько лет после окончания училища — с Кириллом Кяро, Антоном Макарским, Наташей Антоновой, Мишей Владимировым. Кстати, нам с Полиной не раз предлагали сыграть в одной постановке, но мы не торопимся, хотим интересной и качественной работы...
Три младшие дочери тоже много трудятся — стараемся не оставлять им свободного времени. Серафима пойдет в восьмой класс. Недавно она окончила музыкальную школу по классу фортепиано у замечательного педагога, которая не только преподает, но и дает концерты и у которой продолжает учиться Груня. Если честно, мне очень жаль, что Сима пока не собирается продолжать свои музыкальные занятия, потому что у нее очень хорошие руки, она тонко чувствует музыку. Но чтобы стать профессиональным музыкантом, нужен огромный труд и усидчивость. С другой стороны, Сима любит рисовать, ходит в художественную школу. Мне кажется, она может стать художником, дизайнером. А еще она хорошо поет.
Груняша пойдет в четвертый класс. Она очень артистичная, прекрасно танцует — думаю, она могла бы быть артисткой мюзикла: выходит на сцену и сразу буквально светится! Груня у нас выдумщица и клоун, обаятельная, непредсказуемая и шаловливая.
В общем, девочки много трудятся. Главное, чтобы из-за любимых занятий не страдала школа. Нам очень повезло: и Симу, и Груняшку в начальных классах вела педагог с большим стажем, у которой дети любят учиться. Она учит так, что дети, переходя в средние классы, не боятся математики, физики, литературы. Я ее очень уважаю. Жаль, что Глашенька к ней вряд ли попадет: надо либо два года лишних ждать, либо, наоборот, на два года раньше в школу ребенка отдавать. А пока Глаша ходит в садик. И в сентябре начнет заниматься в хоре у замечательного педагога, у которого еще Полина пела. У Глаши красивый низкий голос. Мои бабушка и младшая сестра — артистки оперетты, а мама пела в опере. Возможно, и для Глаши пение станет профессией. Она уже дает домашние концерты — на пару с Грунечкой.
— Не хотите, чтобы Глаша показалась в шоу «Голос. Дети»?
— Нет. Хотя многие мои знакомые с удовольствием отправили бы туда своих детей. Но надо трезво оценивать, насколько одарен ребенок и насколько он подготовлен психологически. Хорошо бы сначала оценить, может ли он подарить людям что-то прекрасное или это только твои амбиции. Я и в кино детей не устраиваю, хотя Груня и Сима очень просятся. Но я не делаю ничего для того, чтобы они оказались перед кинокамерой. Если само собой это случится — слава Богу. Ведь в актерской профессии столько зависит от случая! Это касается даже самых известных взрослых артистов, а уж детей и подавно. Ну а если случай не подвернется, мы не расстроимся. Пока мы просто пытаемся развивать в девчонках их таланты. Хотя, наверное, если увидим, что такому таланту нельзя пропадать, то пойдем и на конкурсы, и на шоу, и на съемки.
— А пока в кино и в театре играете вы. Вы ведь недолго просидели в декрете?
— Как всегда! (Улыбается.) Когда Глаша была еще совсем маленькой, я стала сниматься с Александром Балуевым в сериале «Золото Лагина» — его как раз скоро покажут. А в этот раз вышла на сцену, когда Андрюше было два с половиной месяца. Когда мне говорят, что я рано вышла из декрета, что много работаю, всегда привожу в пример свою ближайшую подругу, которая за три недели до родов еще играла в спектакле — слава Богу, костюм ей это позволял. А другая моя подруга вышла на сцену через три недели после родов. Так что я вовсе не особенная.
Конечно, когда у тебя крошечный ребенок и идет речь о поездке в другой город, это посложней. А если спектакли в Москве, то нет ничего страшного в том, что кормящая мамочка на два часа отлучится из дома. Наоборот, это даже вдохновляет и стимулирует, чтобы не расслабляться, держать себя в форме, быть активной и сконцентрированной и дома, и на работе. В общем, чтобы не превращаться в расслабленное домашнее существо. Но все-таки я не форсирую события. Мне предлагали кинопроекты на это лето. Но у меня уже был опыт, когда приходилось совмещать съемки и кормление младенца на съемочной площадке. Повторять не хочется. Поэтому сейчас решила устроить себе отпускное лето, долгожданный отдых с детьми. Иногда выезжаю на спектакли или съемки, но это «точечные» выезды. А остальное время, слава Богу, провожу с детьми на морях.
— Андрея с собой берете?
— Конечно! Сейчас столько всевозможных приспособлений придумано, чтобы маме было комфортно. У Андрюши есть замечательное кресло-переноска с колесиками, с таким очень удобно путешествовать. Мы с детьми успели побывать и за границей, и на Кавказе. Еще по давней традиции с дочками побывала на детском кинофестивале в лагере «Орленок». Причем в этой поездке я была «мамой председателя детского жюри Серафимы Древновой». Дочка оценивала новое детское кино, а я проводила в лагере творческие встречи. В свободное от фестивальных обязанностей время мы все вместе загорали, купались, ездили в аквапарк.
— Судя по фото, на пляже вам не надо прятать фигуру — она у вас невероятно стройная. Как удалось так быстро вернуться в форму?
— Любую женщину в форму весьма быстро возвращает предельная заинтересованность — и в профессиональной, и в семейной сфере. И потом, я опытная мама и во время беременности не ела «за двоих». Так что особых секретов у меня нет, все способы привести фигуру в порядок известны. Например, на гастроли я всегда беру специальные спортивные резиночки, с помощью которых качаю руки и ноги. Дома я обычно занимаюсь с другими спортивными снарядами: с гантелями, специальными палками. Но их на гастроли не возьмешь — мы же возим с собой и костюмы, и реквизит, и декорации, так что у нас и так обычно перевес багажа. А резиночки — легкие и компактные.
Я каждый день стараюсь делать обычную зарядку, утром или днем. Пятнадцать минут элементарных упражнений на пресс, наклоны, «планка», когда по одной-две минуты напрягаешь все мышцы. Еще после этих родов мне удалось выкроить время на курс массажа, это тоже было очень полезно. На самом деле, когда мамочка просто носит ребенка на руках, это уже некая тренировка, которая помогает держать руки-ноги в тонусе.
— Это вы все про нагрузки. А что скажете о диете?
— Ну, здоровое питание важно. Кормящая мама всегда хочет сладкого и много пить, а углеводы и жидкости откладываются в лишние килограммы. Поэтому после рождения Андрюши сразу питалась правильно. Выбрала определенную схему, как всегда, с диетологом. Делаю хотя бы один разгрузочный день в неделю. Либо на овощах, либо на гречке с огурцами, либо на кефире. Кто-то «разгружается» мясом с листьями салата, кто-то фруктами.
Боюсь рекомендовать что-то одно, ведь подходящей всем диеты не существует. Нужно исходить из особенностей человека, из результатов анализов. Вот кому-то можно есть фрукты без ограничения, а мне нельзя больше одного персика или одной груши. Еще, наверное, важно отметить, что при всех занятиях фитнесом и диетах женщина все-таки приходит в форму только через девять месяцев после родов, это как минимум. Вынашивание ребенка меняет все тело, все органы, гормональный фон. Потом все становится на место, но на это требуется время.
— Мария, вы успели соскучиться по гастролям, по антрепризе?
— Конечно. Ведь у меня в спектаклях разноплановые, разножанровые роли. И партнеры прекрасные. С Александром Феклистовым и Андреем Ильиным играю «Любовную чехарду». В постановке «Идеальная жена» мои партнеры Наташа Антонова, Таня Абрамова, Сергей Дорогов и Андрей Кайков, Игорь Письменный, Илья Древнов. В трагифарсе «37 открыток», который поставил знаменитый Кшиштоф Занусси, заняты Валерий Гаркалин, Оля Прокофьева, Татьяна Орлова, Ира Медведева. А наш с Ярославом Бойко спектакль «Неоконченный роман» — настоящий долгожитель, мы его показали, по-моему, уже во всех крупных, да и некрупных, городах России. Для меня антреприза — это возможность живого общения с публикой.
Спасибо, что нас всегда так тепло принимают. Зрители дарят цветы, игрушки — больших плюшевых медведей. Приносят самодельные торты, флешки с собственными романами, пьесами и стихами — пытаются показать свое творчество, заинтересовать им. Вот такой творческий обмен происходит на спектаклях: мы — публике, она — нам… И потом, гастроли — это еще и возможность выкроить немного свободного времени для себя. Ведь в Москве сплошная круговерть дел. А на гастролях можно почитать книгу, пьесу. Мне бы еще научиться закачивать в планшет фильмы. У меня есть старый набор картин, а я хочу посмотреть наши и мировые новинки. Время движется, а мне все кажется, что я что-то упускаю.