Ситуация может двигаться в сторону самой крупной конфронтации между двумя странами начиная с 1996 года.
«Лассен» демонстрирует флаг
27 октября базирующийся в Японии ракетный боевой корабль «Лассен» с многоцелевой компьютеризированной системой ПВО‑ПРО демонстративно вошел в 12‑мильную зону у возводимого китайцами искусственного насыпного острова на базе рифа Суби в Южно-Китайском море (ЮКМ). Прилегающий к нему морской район Пекин объявил своими территориальными водами и запретил иностранцам находиться в них без разрешения.
«Лассен» в сопровождении американского противолодочного самолета прошел в закрытой зоне в общей сложности 115 километров, демонстрируя звездно-полосатый флаг. За ним следовали китайский фрегат и эсминец: они по радио требовали прекратить «нелегальные действия» и покинуть 12‑мильную зону, однако, как сообщили в Вашингтоне, держались на порядочном расстоянии и ничего опасного не предпринимали.
Угрожающие движения «Теодора Рузвельта» и «Лассена» стали двойным приветом от президента США Барака Обамы — после долгих колебаний он все же решился продемонстрировать свою решимость Пекину, который, по мнению американцев и их союзников, упорно стремится поставить под собственный контроль очень важный океанский район.
Реакция Китая последовала немедленно: уже в день дерзкого движения американского корабля у рифа Суби МИД КНР пообещал «дать соответствующий ответ на сознательные провокации любой страны». Посла США в Пекине вызвали в министерство и заявили протест.
Наконец, 30 октября в ходе общения по видеотелефону командующий ВМС КНР адмирал У Шэнли предупредил своего американского коллегу адмирала Джона Ричардсона, что в случае продолжения «провокаций» между силами передового базирования двух стран на море и в воздухе будет нарастать напряженность, и «даже небольшой инцидент может привести к войне».
Так что же происходит в этом далеком от нас экзотическом Южно-Китайском море, из-за которого готовы сцепиться две ядерные державы?
Площадка для ядерной атаки на США?
По этой акватории, зажатой между Тайванем на севере, Филиппинами на востоке, Индонезией на юге и побережьем КНР, Вьетнама, Таиланда, Малайзии на востоке, ежегодно перевозится товаров более чем на 5 триллионов долларов. Это четверть всей мировой торговли. Из стран Восточной Азии по водам ЮКМ идут контейнеровозы с промышленной продукцией, а с Ближнего Востока в обратном направлении движутся танкеры с нефтью и сжиженным газом. Южно-Китайское море — самая напряженная в мире, самая важная для глобальной экономики океанская трасса.
Для Китая — это линия жизни, по ней проходит 60 процентов его внешней торговли. Пекину, естественно, не нравится, что там спокойно действует могучий 7‑й флот США, способный перерезать эти коммуникации. Но не менее важны трассы через ЮКМ и для других стран — например, для Японии, Южной Кореи, Вьетнама. Тем не менее Пекин оглядываться ни на кого не собирается, заявляя о своих исключительных правах на 90 процентов акватории Южно-Китайского моря. Китай постепенно прибирал к рукам многие расположенные там острова и рифы, на которые претендуют другие страны региона. А с прошлого года он резко активизировал стратегию создания в регионе целого искусственного архипелага. Только на островах Спратли на юге ЮКМ на искусственных площадках строят три взлетно-посадочных полосы по 3 тысячи метров каждая. Кстати, одна из них возводится на базе рифа Суби, у которого и курсировал 27 октября «Лассен». Американцы считают, что эти искусственные острова быстро превращаются в военные базы и укрепленные пункты, хотя Пекин настаивает на гражданском характере своих работ.
Помимо контроля за торговыми трассами у Китая есть и другой стратегический мотив. По мнению ряда экспертов, он хочет превратить ЮКМ в зону постоянного дежурства своих атомных подлодок с межконтинентальными баллистическими ракетами на борту. «Фактически речь идет о повторении советской модели, когда Москва сделала гигантской стартовой площадкой для потенциальной ядерной атаки на США Охотское море с расположенной там стратегической базой в Петропавловске-Камчатском», — говорил мне японский военный специалист. Китай же имеет похожую базу на юге острова Хайнань, которая обращена к ЮКМ. Именно из этой зоны Пекин намерен грозить Соединенным Штатам.
12‑мильные зоны территориальных вод противоречат международному праву, если провозглашаются вокруг искусственных островов, созданных на базе рифов, затапливаемых во время прилива. Вашингтон их не признает и заявляет, что демонстративное патрулирование в пределах таких районов будет продолжаться во имя «свободы полетов и мореплавания».
По данным японских источников, американские военные еще с апреля предлагали Обаме направлять боевые корабли в эти морские зоны, чтобы поставить Пекин на место. Президент США колебался — не хотел обострять отношения с Китаем.
Трудный выбор товарища Си
Но вот решение принято, и Китай поставлен в непростое положение. Ведь по авторитету председателя КНР Си Цзиньпина будет нанесен болезненный удар, если он проглотит то, что в Пекине считают наглым попранием суверенитета страны. Не забудем, что главный китайский начальник только что был с официальным визитом в США, во время которого были сделаны заказы американских товаров на десятки миллиардов долларов и много говорилось о сотрудничестве двух стран. А тут такой афронт! Короче говоря, эксперты ломают голову над тем, что могут предпринять китайцы в случае повторения операции с «Лассеном». Попытаются преграждать американским кораблям дорогу? Станут окружать их десятками гражданских шхун — попробуйте, мол, протаранить мирного рыбака?
При развитии по плохому сценарию ситуация может двигаться в сторону самой крупной конфронтации между двумя странами с 1996 года, когда в ответ на ракетные стрельбы вооруженных сил КНР в сторону Тайваня президент Билл Клинтон направил к этому острову две ударные авианосные группы. Намек на повторение такого варианта уже есть — «Теодор Рузвельт» с кораблями сопровождения оказался сейчас в южной части вод Восточной Азии в те самые дни, когда в их северной зоне проводила учения группировка во главе с другим атомным авианосцем ВМС США — «Рональдом Рейганом».
Большинство наблюдателей склоняются к тому, что Пекин не будет нагнетать обстановку: время в любом случае работает на него, а искусственные острова все равно никто не отнимет. К тому же КНР умеет отступать, когда дело доходит до опасности прямого конфликта.
Американцы тоже не хотят сильно обострять ситуацию — представители их военно-морского командования активизировали прямой диалог с коллегами из КНР и намерены затвердить с ними технические правила, исключающие опасность случайных столкновений. Но Вашингтон от патрулирования в пределах 12‑мильных зон отказываться не собирается, а принципиальные позиции двух стран в Южно-Китайском море примирить сложно.