Реновация в Москве проходит более успешно, чем во время реализации первой программы переселения из хрущевок, стартовавшей в конце 1990-х годов: практически все жители соглашаются переселиться в новые дома, заявил мэр столицы Сергей Собянин. «ВМ» рассказывает о различных аспектах самой масштабной городской программы, которая коснется как минимум миллиона горожан.
Уже более 370 семей, чьи дома попали в программу реновации, переехали в новые квартиры в 12 стартовых новостройках. Это дома, которые строились по программе «Жилище», правда, отделка квартир в них приведена в соответствие со стандартом реновации. Говоря проще — отделку значительно улучшили. Те участники реновации, кому довелось побывать в квартирах еще до их «переоборудования», отмечают, что уровень комфорта сейчас и тогда — это небо и земля: линолеум заменили на ламинат, на стены поклеили качественные обои, которые в любой момент можно перекрасить, и многое другое.
— С начала года введено в эксплуатацию 33 стартовых дома, 12 из них переданы под заселение, сейчас строятся еще 34 дома. До конца года начнется строительство порядка 100 домов, а в уже построенные стартует переселение из 40 подлежащих реновации домов, в которых проживают около 10 тысяч человек, — рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.
Осмотр по пунктам
Перед тем как окончательно распределить квартиры в новом доме, переезжающим гражданам раздают смотровые ордера. Жители пяти этажки могут прийти в новый дом и «прицениться» к квартире: если не понравился один вариант, могут предложить другой.
Чтобы человек мог трезво оценить предлагаемую квартиру, столичные власти разработали памятку для переезжающих, в которой рассказывается, как правильно осуществить приемку нового жилья, куда смотреть, на что обращать внимание.
— Памятка содержит в себе два раздела с описанием действий жителей, — пояснил руководитель Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Левкин.
Если будущих жильцов все устраивает — подписывается договор мены. В случае обнаружения какихто дефектов в день осмотра жители должны сообщить о них ответственному представителю управляющей компании, добиться немедленного комиссионного осмотра жилья, в ходе которого будет составлен акт с фиксацией замечаний.
— Подчеркну, что жителям не стоит беспокоиться, если они сразу не обнаружат какие-то дефекты, — добавил Сергей Левкин. — Повторно обратиться в управляющую компанию для устранения замечаний можно в течение двух лет после ввода жилого дома в эксплуатацию.
256 стартовых площадок общей мощностью почти 3,8 миллиона квадратных метров, — отметил Левкин.
Особенное значение имеет стартовая площадка на 3-й Подрезковской улице. Долгое время в Молжаниновском районе не было ни одной площадки, хотя дома, попавшие в программу, были.
Строить будут быстрее Около 100 домов начнут строить по программе реновации до конца года. Они будут «расти» на стартовых площадках быстрее.
— В результате уже проведенной работы были сокращены сроки прохождения процедур с 927 до 618 дней и их количество — с 91 до 71, а до конца 2018 года планируется оптимизировать процедуры получения ордера на проведение земляных работ в целях осуществления строительства и процедуры в сфере проведения инженерных изысканий, что позволит сократить данный срок еще на 80 дней и 8 процедур, — отметил Марат Хуснуллин.
Больше метров По программе реновации можно получить квартиру побольше, естественно, доплатив за дополнительные квадратные метры. Цена «квадрата» льготная — на 10 процентов ниже рыночной стоимости.
В Московский фонд реновации поступило уже более 60 заявлений на докупку квадратных метров в 12 доступных для переселения новостройках. Лидером по числу одобренных заявлений стал дом 62б на 5-й Парковой улице — первый дом, сданный под переселение по программе.
ЦИФРА
3,8 миллиона квадратных метров жилья планируется построить на 256 стартовых площадках реновации, включенных на данный момент в адресный перечень
Умный снос: демонтированные дома практически полностью переработают Первый расселенный по программе реновации дом снесли. Участок, на котором он находился, уже внесен в адресный перечень стартовых площадок. «ВМ» рассказывает, как проходит «умный снос» пятиэтажек в столице.
Шаг 1. Подготовка
Расселение дома № 5 по улице Константина Федина завершилось 14 июля, и уже 1 августа начались подготовительные работы к его демонтажу.
Все деревья в зоне работ «спрятали» в деревянные короба, чтобы защитить их стволы.
От строительного шума жителей близлежащих домов, в том числе и бывших жильцов этого дома, которые переселились в новостройку на расстоянии 200 метров, защищают специальные экраны.
Шаг 2. Поэтапный разбор
Многие думают, что для демонтажа дома нужна только грубая сила: приезжает стенобитная машина и крошит здание, в котором еще совсем недавно жили люди, на мелкие кусочки.
На самом деле этому предшествует объемная работа. Дом разбирают по кусочкам. Сначала выносят инженерные коммуникации, отделочные материалы, сантехнику. Следом — окна и двери, мебель, которые жильцы не захотели везти с собой в новую квартиру. Последней демонтируют кровлю.
Шаг 3. Сортировка
Все элементы здания не просто так демонтируются по очереди.
Строительный мусор сортируется: металл — в один контейнер, дерево — в другой, прочие бытовые отходы — в третий и так далее. Все эти материалы будут переработаны для вторичного использования. Даже кусочки стен пойдут на отсыпку при строительстве дорог, а стекло, к примеру, можно будет использовать при производстве утеплителей или красок.
Шаг 4. Демонтаж И вновь разрыв шаблонов.
Многие, кто ни разу не видел, как сегодня демонтируют здания, думают, что на объект приезжает машина с огромным железным шаром (в народе, кстати, называется «шар-баба») и, размахнувшись, молотит по стенам.
На самом же деле железобетонный каркас демонтирует экскаватор-разрушитель, оснащенный гидравлическими ножницами. На верхних этажах стены «проталкиваются» внутрь здания. Весь этот процесс сопровождается водяной завесой — большие гидропушки поливают пятиэтажку мелкой водяной пылью. Она вбирает в себя мелкий строительный мусор.
Шаг 5. Переработка
Существует ошибочное мнение о том, что программа реновации приведет к образованию немыслимого количества строительных отходов. На деле же к 10 миллионам тонн, которые образуются в столице каждый год, прибавится всего 1,5 миллиона тонн. Все, что осталось от пятиэтажэки, вывозится на полигон рядом с Хованским кладбищем. Там работает дробилка, которая размельчит остатки керамзитоблоков в щебень. Использовать его можно как для дорожного строительства, к примеру, для рекультивации того же полигона. Остатки металлоконструкций можно переплавить, керамику использовать для ландшафтного дизайна или покрытия теннисных кортов.
Жители бараков закрывали глаза на недостатки хрущевок
В столице начался новый этап программы реновации. «ВМ» решила вспомнить, как в Советском Союзе возникли легендарные хрущевки.
По словам историка и москвоведа Александра Васькина, в ноябре 1957 года партийный лидер столицы Екатерина Фурцева собрала пленум на тему «О ликвидации жилищной нужды». Срок ликвидации определили в десять лет. Москва должна была послужить примером для всех остальных городов Советского Союза в решении жилищного вопроса. Для застройки предназначались новые районы — Черемушки, Измайлово, Юго-Запад.
— Так начиналась в Москве эра хрущевок. Автором проекта многоквартирных домов К-7 в пять этажей, строительство которых началось в 1959 году в московских Черемушках, выступил инженер Василий Лагутенко, — говорит Васькин.
Малогабаритная квартира в хрущевке имела почти всегда одну иди две комнаты. Высота потолков — чуть менее двух с половиной метров. Кухня — совсем крохотная, в ней могли уместиться только раковина, плита, холодильник и стол. Санузел зачастую совмещенный. Лифта и мусоропровода не было, зато позже добавились балконы, причем приличного размера — могла влезть раскладушка.
— Хрущев активно занимался своим детищем. Ездил, смотрел. Привели его как-то в один из таких домов, и зашел глава государства в туалет — ознакомиться с его сверхмалыми габаритами. А сам Никита Сергеевич, как известно, обладал изрядной полнотой. Но ничего — вышел из туалета, сказав: «Если уж я пролез, и наш человек тоже пролезет», — рассказывает москвовед.
Многого не хватало в домах, но это было не главным. Главное — не было соседей.
Счастливчики, обживавшие первые хрущевки в Черемушках, закрывали глаза на недостатки.
— Их не могло не быть, ведь на возведение одной хрущевки уходило всего 12 дней.
Как только панели привозили на строительную площадку, к работе приступала комплексная бригада, состоящая из монтажников, отделочников, сантехников, электриков и столяров. Трудились они в три смены.
На пятый этаж только кладут крышу, а на первом уже красят стены. Такой фантастической скорости не достигли даже в Америке, что очень радовало Хрущева.
Правда, там не строили хрущевок. Но это не важно, — говорит Васькин.
Но даже и после этого квартира в хрущевке представлялась новоселам куда большим счастьем, чем продолжение жизни в бараке.
— Наверное, каждая простая московская семья прошла через хрущевку, как ранее через коммуналку. Такая массовость стала возможной благодаря экономичности проекта, определившей даже число этажей. «Гарантийный» срок службы такого дома назначили в 25 лет, после чего, когда уже наступит полный коммунизм, планировалось переселить жильцов в комфортабельные квартиры. Таким образом хрущевки были временным жильем, как когда-то коммуналки, — заключил Александр Васькин.
СПРАВКА
Дома серии К-7 возводились в основном в районах массовой застройки 1950–1960-х годов. На сегодняшний день по требованиям к энергоэффективности и жилищному комфорту серия зданий К-7 безнадежно устарела и подлежит сносу. В Москве снос этих домов начался в середине 1990-х годов.