Удаление – мать учения
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Юлия Макарова. Профиль
Запертые по домам россияне бросились осваивать онлайн-обучение. Взрослые делали это добровольно, пытаясь повысить свою стоимость на рынке труда и защититься от грядущей безработицы. Для школьников и студентов переход был вынужденным и давался нелегко. Но в итоге аудитория всех возрастов может разочароваться в новом формате.
Курсы против пандемии
Паника, карантинные меры и неуверенность в завтрашнем дне заставили россиян учиться. Еще до того, как граждан попросили массово самоизолироваться, они отправились на образовательные онлайн-сервисы. Прирост аудитории отметили почти все крупнейшие платформы и школы, предлагающие обучение в цифровой среде.
К примеру, в онлайн-университете «Нетология» за первые три недели марта количество регистраций выросло на 340% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Самый большой прирост посещаемости – на 104% – отмечен в возрастной категории от 45 до 54 лет. Среди пользователей 35-44 лет посещаемость увеличилась на 80%, рассказали «Профилю» в холдинге TalentTech.
Большинство площадок на время всеобщей изоляции открыли свободный доступ к части своих продуктов. И аудитория с готовностью этим воспользовалась.
«Мы видим резкое усиление внимание к курсам, обеспечивающим общие личностные компетенции – к математике, иностранным языкам, культурологии, деловому общению», – говорит главный редактор образовательной платформы “Юрайт” по контенту, ученый секретарь Учебно-методического объединения (УМО) высшего образования Александр Сафонов. По его словам, на площадке также востребованы «более профильные и даже специальные курсы».
Прирост аудитории отметили не только те, кто предоставил бесплатные продукты. К примеру, в Центре дополнительного профобразования «Современная научно-технологическая академия» (АНО ДПО «СНТА»), который обучает в том числе медицине, педагогике, транспорту и метрологии, в последние недели наблюдают рост интереса к программам профпереподготовки.
По мнению экспертов, жители страны потянулись учиться не от скуки, а из-за тревоги за свое рабочее место. Повод беспокоиться действительно есть: коронавирус и падение нефтяных цен поставили под угрозу миллионы рабочих мест по всему миру.
«Работающие специалисты понимают, что ситуация сейчас сложная и неоднозначная для многих отраслей. И после того, как рабочий график вернется в норму, а риск распространения инфекции исчезнет, будут закономерные сложности с рабочими местами. Поэтому люди принимают решение перестраховаться», – говорит ректор СНТА Антон Клишин.
Уже сейчас показывают рост те обучающие программы, которые дают новые профессии и навыки, позволяющие больше зарабатывать, указывает основатель образовательной платформы Heartbeat Education Иван Ковпак. «И это абсолютно естественно, учитывая резкий рост безработицы», – считает он.
Онлайн по-взрослому
Преобладание взрослой аудитории – характерная черта для российского онлайн-образования, отмечали аналитики «Интерфакс Академии». Если в мире большинство цифровых обучающих платформ сконцентрировано в области школьного образования, то в нашей стране EdTech развивается в первую очередь за счет обучения взрослых.
По данным совместного исследования TalentTech, «Нетологии» и EdMarket, онлайн-обучение занимает 13,5% от всего рынка допобразования взрослых в России. То есть проникновение «цифры» здесь выше, чем в любом другом образовательном сегменте.
В 2019 году совершеннолетние россияне заплатили за обучение в онлайне около 19 млрд рублей. Среди самых популярных направлений оказались иностранные языки, маркетинг и продажи, IT и анализ данных, дизайн и менеджмент. В целом аудитория разделилась на две почти равные части – «прагматиков» и тех, кто не ставит перед собой профессиональных целей, а занимается для себя.
Сколько на онлайн-обучение тратят компании и каким именно навыкам учат сотрудников, точно неизвестно. Договоренности корпоративных клиентов с образовательными площадками и внутренние программы часто носят закрытый характер и непрозрачны для внешнего наблюдателя.
Но очевидно, что бизнес заинтересован развивать цифровое обучение, особенно – компании с большой территорией присутствия. Причем многие крупные игроки создают свои цифровые площадки и решения. В Корпоративном университете РЖД есть автоматизированная система управления развитием слушателей, в Академии Ростеха – собственная онлайн-платформа. Ее создавали под образовательную программу «Вектор», где сотрудников учат формировать и продвигать проекты.
«Ни одна из существующих платформ не отвечала нашим требованиям, поскольку нужно было совместить разные форматы работы для решения широкого круга задач и при этом обеспечить должный уровень информационной безопасности», – говорит руководитель программы «Вектор» Андрей Батрименко. Во время карантина площадка особенно пригодилась: ее открыли для сотрудников Ростеха, переведенных на удаленную работу.
В целом, по словам Батрименко, сотрудники охотно учатся в цифровой среде и не нуждаются в дополнительных мотиваторах. «Мы живем в такое время, когда необходимость постоянного самосовершенствования и повышения квалификации не надо доказывать людям», – признает он.
Клондайк для предприимчивых
Всеобщий интерес к обучению в онлайне сделал этот рынок динамичным и крайне привлекательным для новых игроков. К моменту начала пандемии он показывал бурный рост уже несколько лет подряд. Оборот рынка онлайн-образования ежегодно увеличивается на 60%, сообщали Яндекс.Касса и «Нетология» в прошлом октябре.
В мартовском исследовании TalentTech, «Нетологии» и Edmarket оценки более сдержанные. Общий объем рынка по итогам 2019 года достиг 38,5 млрд рублей, а среднегодовые темпы роста – около 20%. «В конце 2023 года, по нашему прогнозу, его величина перевалит отметку 60 млрд рублей в год при среднегодовых темпах роста на уровне 12-15%», – пишут аналитики.
В любом случае в России этот сегмент будет набирать обороты быстрее, чем в среднем по миру. Глобальный прирост прогнозируется на уровне всего 7-10% в год.
Такая динамика не осталась без внимания инвесторов. В 2018 году они вложили в российское онлайн-образование 13,5 млн долларов, а в январе-августе 2019 года объем инвестиций достиг 34,5 млн долларов. И это без учета непубличных сделок.
В прошлом году вокруг отрасли сложился пиковый ажиотаж, отмечает сооснователь и гендиректор «Нетология-групп» Максим Спиридонов. Отрасль в чем-то выиграла от этого, но с ажиотажем неизбежно приходят «случайные люди с краткосрочной финансовой мотивацией», указывает он.
Статистика частично подтверждает эту оценку. Среди основателей онлайн-школ более половины никогда не занимались образованием, хотя 34% имеют опыт в бизнесе, показывал опрос «Барометра онлайн-образования». Очевидно, что всеобщая изоляция лишь подогреет ажиотаж вокруг онлайна. Но качество программ и курсов едва ли от этого выиграет.
Сегодня игроки наперебой предлагают огромное количество контента и многие действуют хаотично, без подготовки, отмечает гендиректор Skillbox Дмитрий Крутов. При этом бесплатный контент не дает обмена ценностями, а внимание пользователей распыляется.
Он уверен, что попытка за счет карантина привлечь новую аудиторию к онлайн-формату провалится, так как большинство игроков просто спекулирует темой онлайн-образования на фоне изоляции. «Скорее всего, новые пользователи будут разочарованы текущим положением вещей. И после того, как ситуация нормализуется, Edtech-компаниям придется выстраивать отношения с аудиторией по-новому», – заключает эксперт.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.