Православная общественность Новосибирска добилась увольнения директора городского театра оперы и балета, что только усугубило конфликт между культурным сообществом и церковью.
Почти два месяца Новосибирск приковывает к себе внимание всей страны, «прославившись» конфликтом между театром и православными активистами. Благодаря «делу «Тангейзера» — опере, поставленной по произведению Рихарда Вагнера в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета (НГАТОиБ) режиссером Тимофеем Кулябиным (с января 2015 года — главный режиссер театра «Красный факел») — сибирский город получил негласное звание российского центра культурного мракобесия.
«Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге» — одна из самых знаменитых опер Рихарда Вагнера, написанная 170 лет назад. Но Тимофей Кулябин поставил оперу в новой трактовке, перенес действие в современность, а Тангейзера из поэта превратил в кинорежиссера, снявшего провокационный фильм «Венерин грот» о молодых годах Иисуса. Это, а также афиша к фильму главного героя, на которой изображен Иисус, распятый между ног обнаженной Венеры, возмутила православных активистов и местную епархию Русской православной церкви (РПЦ). Назвав постановку «оскорбительным зрелищем», митрополит Новосибирский и Бердский Тихон направил жалобу в прокуратуру об оскорблении чувств верующих. Но, как признался сам владыка, оперу он не видел. Официально о жалобе стало известно 15 февраля, когда на встрече с журналистами митрополит заявил, что религиозная атрибутика спектакля использовалась не по назначению. После этого прокуратура Новосибирска возбудила два административных дела в отношении режиссера и директора театра Бориса Мездрича, и, несмотря на оправдательное решение суда, скандал привел к увольнению Мездрича и назначению на его должность директора Михайловского театра (Санкт-Петербург) Владимира Кехмана. Но кадровые перестановки вызвали только новую волну возмущения со стороны деятелей культуры и населения страны.
Уроки нравственности
«Тангейзер» — далеко не первый конфликт между борцами за нравственность и деятелями культуры в Новосибирске. В апреле 2012 года нападкам со стороны поборников православной церкви подверглась выставка эротических литографий Пабло Пикассо «Искушение», проходившая в местном краеведческом музее. Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон во время встречи с тогдашним мэром города Владимиром Городецким осудил проведение этой выставки и заявил, что на работах Пикассо представлены «все виды извращения», которые на выставке могут увидеть дети. Как тогда заявили представители музея, за все время работы выставки РПЦ ни разу не обратилась к администрации музея и выразила обеспокоенность моральным здоровьем подростков лишь за две недели до ее закрытия.
Вскоре случился второй прецедент — в мае того же 2012 года под удар «неравнодушной публики» попала выставка современного искусства галериста Марата Гельмана«Родина», которая должна была открыться в «Ночь музеев», но неоднократно переносилась из-за выступлений активистов, в частности — руководителя общественной организации «Народный собор» Юрия Задои. По мнению этого человека, выставка «Родина» является «кощунством и преступлением против народа», собранные в ней работы оскорбляют «самые глубокие, объединяющие русский народ чувства и смыслы — любовь к Родине, православную веру, память о великой победе».
Следующий раз новосибирские православные активисты напомнили о себе уже в 2014-м — они добивались отмены то одного, то другого рок-концерта, которые якобы разрушают нравственные устои общества. Выступление польской метал-группы Behemoth было сорвано после того, как несколько молодых людей в спортивной одежде, назвавших себя «православными активистами», встали на входе в клуб и не пустила в здание поклонников группы и самих музыкантов. До этого крепкие активисты напали на охрану клуба. Следующий скандал произошел перед концертом Мэрилина Мэнсона — тогда активисты вышли на главную площадь города с лозунгами «Прекратите растлевать наших детей» и «Долой пятую колонну» и потребовали отставки главы департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии Новосибирска Анны Терешковой — врагом защитников нравственности она стала после участия в организации выставки «Родина». «Мы — народ в том смысле, в котором дано нам это слово. Это больше, чем человек или множество людей, больше, чем гражданское общество, больше, чем набор индивидуальностей. И мы заявляем о своей готовности очистить себя от прилипшей грязи, снова стать великим русским народом, объединяющим многие нации, хранителем своих традиций, своей свободы и веры!» — декларировал с трибуныкоординатор общественного движения «Русский щит» Алексей Лобов. После митинга выступление американского певца отменили, формулировка — «по техническим причинам». Вскоре такой же формулировкой пришлось воспользоваться организаторам концерта британской метал-группы Cradle Of Filth. «Мы живем в условиях, когда должны быть ограждены и подавлены. Цензура — это не чья-то прихоть, а условия, в которых жили поколениями. Чем мы заслужили несчастье, когда ограничения вдруг снимаются? Некоторые группы остались без внимания активистов из-за огромного количества таких событий. Сплошь и рядом богохульство: «Красный факел», Театр оперы и балета — ярчайшие примеры. Почему государство должно финансировать такое искусство? Больной режиссер ставит эксперимент по Евгению Онегину — я должен быть уверен, что это происходит без поддержки госбюджета», — заявлял в конце года Лобов.
Если восстанавливать хронологию событий, то между нашумевшим панк-молебном группы Pussy Piot в храме Христа Спасителя в Москве, выставками «Родина» и Пикассо в 2012 году и прошлогодними выступлениями православных активистов в Новосибирске был принят закон об оскорблении чувств верующих. И Новосибирск оказался полигоном для его испытания — поскольку власти не находили ему применения, православные начали активно требовать оградить их от развращающего влияния Запада и богохульников — таковыми и оказались деятели культуры. «У общества есть потребность, сформулированная государством, — стремление приобрести некие «духовные скрепы». Основной национальной идеи нет, мы давно в поисках. Почему все это происходит именно в Новосибирске? Безусловно, здесь очень развита культура и очень сильная митрополия. И первыми попытками митрополия проверяла степень своего воздействия, влияния. Думаю, что это совершенно закономерный процесс. Здесь у РПЦ и у митрополии есть очень влиятельна группа, опора и сила. Все пришлось на такое время, когда для многих важно заявить, что они за страну, за Крым, за президента, и за это им ничего не будет, только слава», — уверена экс-министр культуры Новосибирской областиНаталья Ярославцева.
Последней каплей в борьбе между искусством и православной церковью, доказавшей, что у активистов есть рычаги давления на власть независимо от абсурдности ситуации, стала опера «Тангейзер».
Затишье перед бурей
Без конфликтов на почве религии и культуры Новосибирск прожил всего несколько месяцев — с октября 2014 года, именно тогда отменили концерт британской Cradle Of Filth, до февраля 2015-го. Премьера оперы «Тангейзер» состоялась 20 декабря прошлого года и получила восторженные отзывы критиков, на нее отреагировали ведущие российские СМИ, в том числе «Российская газета» — официальный печатный орган правительства — написала о ней как о важном культурном событии. К началу весны, по оценкам директора театра Бориса Мездрича, постановку успели посмотреть более 3,5 тысяч зрителей.
Но спустя два месяца после премьеры в ответ на заявление епархии прокуратура возбудила два административных дела по ч. 2 ст. 5.26 КоАП РФ (умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение) в отношении Бориса Мездрича и Тимофея Кулябина. Вскоре Следственное управление СКР по Новосибирской области начало проверку по факту самой постановки «Тангейзера» — по ст. 148 УК РФ (Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий). Санкции этой статьи уголовного кодекса предусматривают лишение свободы на срок до одного года.
«Нет конца зоне влияния церкви, потому что вещи, о которых они говорят, просты и понятны. Всегда будет борьба за нравственные начала, за христианские заповеди, за то, чтобы они соблюдались в обществе. Давайте быть откровенными — в течение последних лет моей работы мы со всех трибун критиковали СМИ и книги, которые несут откровенный негатив, не ведут к доброму и вечному. От всего этого народ устал. Это возникает не на пустом месте. Во всей этой многолетней истории есть один вопрос — о методах решения проблем. Проблема противостояния добра и зла будет всегда, только каждая из сторон уверена, что «добро» — именно она. Это вечное противостояние искусства и религии и их неразрывная связь», — считает Ярославцева. «То, что происходит, — это мракобесие, черносотенство и обскурантизм. То, что прокуроры не нашли в себе сил отказать православным активистам, свидетельствует только об отсутствии кругозора. То, что представители власти ввязались в это, а не ответили что-то язвительное, — это либо недостаток образования, либо ложно воспринимаемый социальный заказ. Из-за этого имидж Новосибирска и области стремительно деградирует в глазах образованной части России и Запада, город на глазах у всех превращается в мрачную клерикальную провинцию», — в свою очередь резко высказывался директор новосибирского офиса рекламной группы «Мелехов и Филюрин»Александр Филюрин.
К удивлению многих, 10 марта Мировой суд Центрального района Новосибирска прекратил административные дела в отношении режиссера постановки и директора театра за отсутствием состава правонарушения, но к тому моменту федеральные чиновники от культуры, ранее воздерживающиеся от комментариев и реальных действий, провели заседание рабочей группы по вопросам театрального искусства. По итогам обсуждений 13 марта Минкульт признал «недопустимым вольное или невольное выражение неуважения к традиционным ценностям, проявленное руководством театра и режиссером-постановщиком» и указал «директору театра Б.М. Мездричу на недостаточность контроля за возглавляемым им учреждением». В постановку, отметили в Минкульте, нужно внести «необходимые изменения», а постановщикам и руководству НГАТОиБ — публично извиниться перед теми, чьи религиозные чувства были задеты. Очередные показы «Тангейзера» 14 и 15 марта прошли без скандального постера — вместо него на сцене висел белый лист. Приносить извинения ни директор театра, ни режиссер не сочли необходимым, а прокуратура города подала апелляционную жалобу на решение суда.
Народный суд
Из-за того, что власть предпочла отмолчаться под обстрелом писем и обращений от творческой интеллигенции страны — Олега Табакова,Марка Захарова, Александра Калягина, Евгения Миронова, Кирилла Серебренникова и других — и не предпринимала необходимых мер к запрету театральной постановки, — православные активисты решили прибегнуть к самому действенному методу — выйти на главную площадь города. Для части новосибирцев это стало одним из способов проведения досуга. К концу марта в городе прошли три митинга против «Тангейзера», на которых роль возмущенной общественности исполняли люди с узнаваемыми оранжево-черными полосатыми флагами НОД («Национально-освободительное движение») — их было неоспоримое большинство.
Последняя акция состоялась 29 марта возле оперного театра, прийти на нее призывал верующих сам митрополит Тихон. На молитвенное стояние и митинг «Защитим святыни — спасем Россию» пришли около тысячи человек. «Они просто стали собой подменять власть. Так произошло и с рок-концертами. Когда власть не хочет решать проблемы, дистанцируется, свято место пусто не будет. Православные поставили проблему и ждали, какие будут меры. А ничего не произошло, потому они пришли на площадь и сказали «хватит». У них же есть право высказаться. Все логично, они разобрались в ситуации вместо власти», — рассуждает Наталья Ярославцева.
Сразу после акции протеста стало известно, что министр культуры РФ Владимир Мединский уволил директора театра Мездрича — «за нежелание учитывать в своей деятельности сложившиеся в обществе ценности, за неуважение к мнению граждан и невыполнение рекомендаций учредителя», взамен призвав «общественность» отозвать заявление в прокуратуру. Вместо него новым директором назначен Владимир Кехман, ранее выступавший против «Тангейзера». «То, что было сделано в Новосибирском оперном театре, — это кощунство. Я, как человек верующий, крещеный, православный, как еврей, воспринимаю это как оскорбление. Это демонстрация внутреннего нечестия в стиле и духе союза воинствующих безбожников. Считаю, что Мездрич обязан подать в отставку, а спектакль нужно снять с репертуара», — заявил он еще после совещания рабочей группы при Минкульте РФ.
Наведет лоск
Но тут же оказалось, что Новосибирский театр оперы и балета возглавил не просто директор санкт-петербургского Михайловского театра. За плечами Владимира Кехмана оказался большой опыт ведения собственного бизнеса — в 1997 году он создал компанию JFC, которая стала крупнейшим импортером фруктов на российский рынок и занимала до 40% российского рынка бананов (бренд Bonanza!). Михайловский театр он возглавил в 2007 году и вскоре стал объектом нападок и упреков в том, что помещения этого учреждения культуры используются не по назначению. Только спустя пять лет в театре сделали ремонт, а его коллектив пополнился солистами и режиссерами мирового уровня. Но в 2012 году в отношении компании JFC было возбуждено уголовное дело по признакам мошенничества в особо крупном размере — следствие установило, что в 2010–2012 годах руководители и собственники компании по договорам с фиктивными и аффилированными коммерческими организациями получили от банков большие кредиты. «Не намереваясь выполнять кредитные обязательства, руководители компании в феврале 2012 года обратились в арбитражный суд о признании ЗАО «Группа JFC» банкротом, в результате чего кредитным учреждениям причинен ущерб на сумму более 18 миллиардов рублей», — заявили тогда в МВД. После назначения правоохранительные органы вновь заинтересовались деятельностью Кехмана и провели обыски в девяти его офисах — в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Казани, Самаре, Воронеже, Ростове и Нижнем Новгороде. Полиция с целью изучения «параллельного бизнеса» нового директора новосибирского театра, установления компаний и руководителей, привлеченных Кехманом для сокрытия и вывода похищенных средств, изъяла документы, печати и компьютеры. «Ни о каких обысках в принадлежащих ему компаниях не может быть и речи, поскольку никакие из обыскиваемых компаний ему не принадлежат. Никакого бизнеса у меня давно нет, а согласно решению английского суда 2012 года, которое вступило в законную силу, я признан полностью свободным от долгов, которые у меня были. В настоящее время я полностью занят своей профессиональной деятельностью в качестве директора театров»,— заявил Кехман. Упоминаемое решение суда было обжаловано кредиторами, а экс-бизнесмен остается обвиняемым.
У Бориса Мездрича путь в руководители большого театра был совсем иным. Изначально не планировавший связывать свою жизнь с искусством, Мездрич окончил геолого-геофизический факультет Новосибирского госуниверситета, работал стажером-исследователем, научным сотрудником Дальневосточного геологического института во Владивостоке. Театральным руководителем он оказался случайно. Работал в Приморском краевом театре драмы имени Горького, Приморском краевом театре юного зрителя, Омском академическом театре драмы. В 2001 году стал директором НГАТОиБ, в котором проработал с перерывом (с 2008 по 2010 годы Мездрич был директором Российского академического театра драмы имени Федора Волкова в Ярославле) 11 лет. «Важно, чтобы театр был открыт новым стилям, пусть и непривычным, но перспективным», — говорил Мездрич в интервью в 2005 году. Открытость театра и готовность работать с драматическими режиссерами закончилась для него плачевно спустя 10 лет.
Знакомство Владимира Кехмана с труппой новосибирского театра прошло 31 марта. «Вы сразу расслабьтесь, можете быть спокойны — я посмотрел несколько произведений в вашем исполнении вчера и послушал оркестр. Могу сказать, что с творческой точки зрения у вас очень высокий уровень. Я неожиданно просто спокоен, что с точки зрения творческих планов мы готовы к любым произведениям», — заявил Кехман и добавил, что планирует переименовать НГАТОиБ в «Большой театр Сибири», а внутри необходимо «навести лоск». Поблагодарив Бориса Мездрича за работу, новый директор сказал, что будет прислушиваться к предложениям предшественника: «В связи с тем, что со мной поступят так же, если я вовремя не уйду, — вот, вы не переживайте. Поэтому, я желаю вам крепкого здоровья. Чтобы вы спокойно отдохнули, похудели. И мы вас ждем всегда, и я очень надеюсь, что вы не будете держать никакого зла на нас. Тем более Министерство культуры, я считаю, поступило абсолютно тонко в отношении этой сложной ситуации».
По словам одного из солистов Новосибирского театра оперы и балета, после смены руководства настроения в труппе сохраняются «настороженные». «Все сохраняют нейтралитет и выжидают, что будет дальше, как будет строиться работа. Конечно, мы на нервах, но радикальной психопатии нет, увольняться никто не собирается, а радоваться переменам пока рано. Народ собирается кого-то защищать, но нас защищать точно не надо. Если бы мы нуждались в защите, то сами бы с этим справились. Нас никто не обижал, зла в федеральном центре не желают», — рассказали в театре.
Очередным поворотом дела стало то, что после назначения директором оперного театра Владимир Кехман оставил пост руководителя Михайловского театра, сохранив за собой должность художественного руководителя. На это сразу отреагировали депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга Марина Шишкина и Максим Резник, они направили местному вице-губернатору Владимиру Кириллову, курирующему вопросы образования, культуры и спорта, письмо с предложением назначить главой Михайловского театра именно уволенного Бориса Мездрича. «Такой ход полезен для репутации культурной столицы, он развернул бы в сторону культурных властей города всю театральную общественность. Неизвестно, согласится ли на это Борис Мездрич, но само предложение выглядело бы достойно», — рассудили депутаты.
Чужой среди своих
Обвинения в том, что митрополит Тихон «типичный парень с рабочей окраины, дорвавшийся до власти», а оценивать и судить искусство — не компетенция церкви, неожиданно посыпались на новосибирскую епархию со стороны протодиакона Андрея Кураева. Очередным поводом для его возмущения стало первоапрельское высказывание новосибирской митрополии о том, что никакие заявления о возбуждении административных или уголовных дел в правоохранительные органы она не подавала. «После этого у епархиальных спикеров хватает совести уверять, будто «в органы прокуратуры, Следственного комитета и Министерства внутренних дел России поданы многие десятки заявлений от граждан Российской Федерации с требованием привлечь к ответственности на основании действующего законодательства РФ виновных в оскорблении их религиозных чувств». Может, «десятки заявлений» и были поданы в прокуратуру, но она передала в суд лишь два — генерала и митрополита.
Сравнивая эти три текста (письмо митрополита в прокуратуру; письмо прокуратуры в суд и «комментарий епархии») самое мягкое, что можно спросить — а совесть у вас вообще есть?» — возмущенно заявляет он в своем блоге. Резкие заявления Кураева не остались без ответа «епархиальных спикеров», которые призвали Церковный суд обратить внимание на протодиакона, ведь «он нарушает Апостольские постановления, публично глумясь над правящим архиереем». «Это бессовестно, мерзко, нечестно и не по-христиански. Отцу Андрею должно быть стыдно, но, видимо, он не страдает такой добродетелью, как стыдливость. Все должны определиться по отношению к данному человеку, который себя показал во всей красе. Протодиакон Андрей своими действиями изверг себя из лона Православной Церкви. Отец Андрей, вы клеветник и злослов», — заявил новосибирский протоиерейАлександр Новопашин и обвинил Кураева в сектанстве.
«Либо у руководства епархии не хватает элементарного ума и образования, чтобы понять, что, отрекаясь от авторства ранее ими же опубликованных документов, владыка предстает именно с теми чертами характера, о которых говорил анафематствуемый Кураев, либо митрополита так подставиться со вчерашним отречением заставило давление из Минкультуры и патриархии. Но, значит, даже с их точки зрения, реакции митрополита Тихона на оперные дела были избыточными и неумными», — отреагировал Кураев опять же в своем «Живом журнале» 2 апреля.
Не остались без внимания протодиакона и «православные активисты». По его убеждениям, демонстрация оскорбленных религиозных чувств — это новинка, насаждаемая в церкви с желанием построить новый, тоталитарно-идеологический строй и изменить Конституцию. «Верующих просят почаще и погромче оскорбляться, чтобы потом якобы для их защиты построить новый тоталитарно-идеологический строй. За эту помощь в новую идеологию на правах «скреп» будет дозволено вписать несколько «духовных» деклараций. А в новой конституции будет много меньше сказано о правах, но зато побольше — об обязанностях», — уверен Кураев.
Общество в тупике
Тем не менее, какие бы цели ни декларировались с политических трибун — будь то наведение порядка в обществе, достижение понимания между светской и церковной общественностью или повышение качества культурных мероприятий — и несмотря на то, что прокуратура отозвала апелляционные жалобы по делу «Тангейзера», любое действие властей или представителей РПЦ общество воспринимает «в штыки». Культурные деятели продолжают писать обращения с требованием вернуть на пост директора НГАТОиБ Бориса Мездрича, жители Новосибирска готовят пикет в защиту свободы искусства, а региональные власти продолжают отмалчиваться — за дело уже «взялись наверху». Кроме того, бытует мнение, что резкие выпады со стороны церкви — не более чем желание отвлечь народ от более насущных проблем. «Полагаю, что видеть в происходящем вокруг «Тангейзера» чей-то хитроумный замысел, не стоит. Ни одна из сторон, вовлеченных в конфликт, не рассчитывала, что он достигнет подобной остроты. Ее причиной стала бескомпромиссность позиций оппонентов: церкви и православных активистов — с одной стороны, и антиклерикально настроенной общественности — с другой. Поэтому источник нешуточного напряжения стоит искать не в действиях хитроумных кукловодов, а в непримиримости мировоззренческих позиций, а также неумении и нежелании слышать противную сторону, — считает декан факультета политики и международных отношений Сибирского института управления — филиала РАНХиГС при президенте РФ Сергей Козлов. — Впрочем, напряжение это коснулось лишь достаточно узкой прослойки медиакомпетентых горожан — завсегдатаев политических пабликов в соцсетях и посетителей политизированных интернет-форумов. Не стоит думать, что у основной массы граждан ситуация вокруг «Тангейзера» вызывает живой интерес. Их занимают совсем иные проблемы».
Эксперт уверен, что отвлечь от рутинных повседневных проблем подобные скандалы не могут — слишком уж разными оказываются «миры», в которых эти проблемы существуют. В социологии принято делить все проблемы на «навязчивые» и «ненавязчивые». Первые — это те, которые проявляются в повседневной жизни и с которыми человек знаком не понаслышке (например, инфляция или «пробки»). Вторые — те, о которых люди узнают только из медиа. Ситуация с «Тангейзером» как раз из разряда последних, поэтому совершенно бесполезно пытаться отвлечь людей, например, от ухудшения экономической ситуации, уверен Сергей Козлов. Кроме того, призывы активистов к борьбе с «пятой колонной» и «национал-предателями» — не более чем непонятные слова для большинства населения.
Тем не менее, пока одни проповедуют «добрые и вечные» христианские ценности, а другие продолжают бороться с насаждением религии и за свободу слова и творчества, о построении так называемого гражданского общества говорить сложно. «Мы должны слушать и слышать друг друга, стараться мирным путем объяснить друг другу свои точки зрения. Если это не получается — в любом случае будет страдать первое лицо. Очень печально, что в данном случае это Борис Мездрич. Надо создавать общественные советы, эксперты должны высказываться. В таких ситуациях нет простых решений. Нужна кропотливая работа для развития гражданского общества, и как только механизмы не срабатывают, если власть не выполнит свои функции, тогда в стране принимать решения будут совершенно любые силы», — говорит Наталья Ярославцева. В доказательство этому жители Новосибирска начали собирать подписи под обращением патриарху Кириллу с просьбой сменить архипастыря.