ЛЮДИ ИЗДАВНА ПЫТАЛИСЬ УЛУЧШИТЬ РАБОТУ СВОЕГО МОЗГА. В ХОД ШЛИ КОФЕИН, НИКОТИН, ЛИСТЬЯ КОКИ И ПРОЧИЕ НЕ ВСЕГДА ЛЕГАЛЬНЫЕ СТИМУЛЯТОРЫ РАЗНОЙ СТЕПЕНИ БЕЗОПАСНОСТИ. С РАЗВИТИЕМ ФАРМАКОЛОГИИ ВНИМАНИЕ ПЕРЕКЛЮЧИЛОСЬ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ.
Ожидания публики оправдались: у нас появились ноотропы, целый класс веществ, главная задача которых – менять работу мозга в лучшую сторону. Изначально они предназначались для лечения. Врачи назначают их после инсультов, черепномозговых травм, детям с задержкой развития, при деменции, нарколепсии и т. д. Но теперь ноотропы начинают принимать здоровые люди – в качестве «умных таблеток», или «когнитивных усилителей». Чтобы быстрее запоминать, лучше соображать и продуктивнее работать. Специфика современной жизни такова, что людям приходится прыгать выше головы и надеяться, что фарма этому поспособствует.
Журнал Nature несколько лет назад провел опрос среди читателей, оказалось, каждый пятый респондент принимал «умные таблетки». BBC и New Scientist тоже задавались этим вопросом – почти половина ответивших пробовали лекарственные средства для улучшения когнитивных функций. Это неофициальные, но любопытные результаты. Впечатления у опрошенных самые разные. Один пишет: «Они помогают мне сконцентрироваться. Могу шесть часов изучать тему, которая надоела бы до слёз за 2 часа». Другой: «Таблетки не помогли, более того, чувствовал крайнее возбуждение и не мог сидеть спокойно даже 15 часов спустя». Чаще других smart drugs принимают студенты перед сессией, айтишники и те, кому за ограниченное время нужно разбираться с большим объёмом информации. Есть потребители таблеток и среди продавцов и официантов, которые с их помощью надеются справиться с ежедневной рутиной.
МЕНЯЮЩИЕ РАЗУМ
Первый ноотроп, для которого и был предложен этот термин, означающий в переводе с греческого «изменение разума», был синтезирован в Бельгии в 1960-х годах. Это пирацетам, родоначальник популярного ныне семейства рацетамов. Он представляет собой производное гаммааминомасляной кислоты (ГАМК). ГАМК выполняет множество важных функций в центральной нервной системе, в том числе это основной нейромедиатор торможения. Учёные, синтезировавшие вещество, предположили, что оно может быть полезно при когнитивных нарушениях. Однако до сих пор точно не известно, как оно работает – и работает ли вообще. В США этот препарат не зарегистрирован в качестве лекарственного средства и продаётся как БАД. FDA считает, что нет качественных исследований, которые доказывали бы эффективность пирацетама. Российская академия медицинских наук высказала то же мнение и признала препарат устаревшим. Впрочем, в последние годы стали появляться данные, что пирацетам всё же эффективен при лечении болезни Альцгеймера, но уже на серьёзных стадиях. В начале заболевания он не работает. А вот убедительных доказательств, что он помогает здоровым людям стать умнее, так и не появилось. Словом, всё с ним неоднозначно – как и со многими другими ноотропами.
ДЕТЯМ И КОСМОНАВТАМ
Сейчас существует огромное количество когнитивных усилителей, причём в разных странах они разные. Отечественные разработки, как правило, не выходят на западные рынки. Например, наш фенибут (тоже производное ГАМК), FDA не признаёт. В США он используется в качестве биодобавки и критикуется как бесполезный и потенциально токсичный препарат. У нас фенибут – рецептурное лекарство с противотревожным действием, которое назначают даже детям при тиках и заикании. Он входил в аптечку космонавтов и, по неофициальным данным, помог экипажу справиться с форс-мажорной ситуацией, возникшей при стыковке космических кораблей «Союз» и «Аполлон» в 1975 году. Для космонавтов разрабатывался и другой ноотроп – фонтурацетам. Считается, он повышает работоспособность и психическую устойчивость, но нет убедительных исследований, которые бы это подтверждали. РАМН и его признала бесполезным. Правда, с тех пор появились данные, что фонтурацетам помогает при реабилитации после инсульта. Кстати, он же использовался спортсменами как допинг и был запрещен ВАДА. Является одним из самых популярных в РФ когнитивных усилителей, несмотря на все то же отсутствие научных доказательств, что он реально улучшает мыслительные способности.
НЕ СПИ, ПИЛОТ
В свою очередь, топовые западные «умные таблетки» в России считаются наркотиками и запрещены к продаже и распространению. Например, амфетамин, который используется при лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Это уже не просто ноотроп, а психостимулятор. Использовался военными во времена Второй мировой и вьетнамской войн. Препарат повышает уровень дофамина и норадреналина, помогает взбодриться и сосредоточиться. Действует быстро и мощно. При этом вызывает привыкание, имеет массу побочных действий, среди которых бессонница и психоз. Относится к рецептурным лекарствам, однако его неофициально используют и здоровые люди. Ещё одно средство при СДВГ – метилфенидат. Он тоже часто принимается не по прямому назначению, вызывает зависимость и может стать причиной проблем со здоровьем, в том числе и психических. На фоне этих веществ и их «побочек» выгодно смотрится модафинил. Это аналептик, задача которого – бодрить. Собственно, он и разрабатывался для лечения нарколепсии (дневных приступов сонливос ти). Судя по данным клинических исследований, улучшает когнитивную функцию у здоровых людей. Его принимают полицейские, пилоты, хирурги и космонавты, если нужно долгое время работать без сна. Не без побочных действий, конечно, но физической зависимости, судя по всему, не вызывает. В России включён в список запрещённых веществ.
ЧЕМ ДОКАЖЕШЬ?
Доказательная медицина к ноотропам относится скептически. Эффективность большинства из них не доказана, поэтому в западных странах они если и продаются, то как биодобавки. Факт, что они могут улучшать самочувствие, повышать работоспособность и обучаемость, объясняют эффектом плацебо – пока исследования не докажут обратное. А если лечебное действие всё-таки есть, оно, по всей видимости, зависит от конкретного человека, дозы препарата и в лучшем случае будет скромным. Это позиция Американской медицинской ассоциации, которая, кстати, принципиально против приёма ноотропов здоровыми людьми. Нет ясности, что будет с человеком, который использует их постоянно и в дозах, превышающих терапевтические. Минусы препаратов нередко перевешивают их предполагаемые плюсы. Амфетамин и метилфенидат в низких дозах, например, действительно улучшают память и повышают концентрацию внимания у здоровых людей. Но стоит намудрить с дозой, обучаемость, напротив, будет снижена. Не говоря уже о проблемах со здоровьем при передозе. Доходит до того, что серьёзные учебные заведения обращаются к студентам с просьбой не принимать волшебные таблетки во время сессии, а обращаться за помощью к преподавателям и психологам.
КАК ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ
Как видим, с ноотропами связано много надежд, но они же вызывают массу вопросов, на которые в данный момент нет ответов. Конечно, мы взрослые люди и вольны делать собственный выбор – и хорошо, если он не противоречит здравому смыслу и уголовному кодексу. Но пока у нас нет таблетки, которая делает умнее и без последствий. Побочные эффекты будут у всех ноотропов, и чем активнее влияние на мозг, тем серьёзнее. Если, например, препарат снимает утомление (а оно сигнализирует о том, что ресурсы организма истощены), вы залезаете в неприкосновенную энергетическую заначку, после чего придётся восстанавливаться. Умные таблетки вообще не добавляют энергии и не отменяют необходимости много работать. Они – как допинг в спорте: лишь дают фору – дополнительное время на бодрствование, уравновешенность, сконцентрированность и т. д. И насколько этично их применение – большой вопрос. Неслучайно ведутся разговоры, что в будущем студентам перед экзаменами или геймерам перед чемпионатами придётся сдавать анализы, которые помогут выявить тех, кто «употребляет».
УМНЫЙ ПОДХОД
Часто для повышения работоспособности ноотропы вообще не нужны, говорит нейрофизиолог, профессор МГУ Вячеслав Дубынин. Нужен пересмотр образа жизни. Важно высыпаться, сбалансированно питаться, медитировать, заниматься фитнесом, загружать мозг осмысленной работой. Особенно это касается школьников. Как правило, они мало спят, мало двигаются и плохо питаются, из-за чего недополучают многие нутриенты, которые улучшают работу мозга и способствуют работоспособности. В первую очередь речь идёт об омега-3 жирных кислотах. Поэтому начинать нужно не с ноотропов, а с оптимизации ежедневного рациона питания ребёнка. Учёные, работающие с ноотропами, считают, что нужны новые препараты с доказанной эффективностью для лечения черепно-мозговых травм и психоневрологических расстройств. А что касается употребления ноотропов здоровыми людьми, то надо ответить себе на вопрос – для чего повышать свой КПД? Чтобы сбалансировать работу и личную жизнь? Тратить время на что-то новое – образование, поездки, впечатления? Или только для того, чтобы работать круглосуточно – просто потому, что это стало возможным?