«У нас и в Конституции, и в уголовном законодательстве никто смертную казнь не отменял. Есть решение Конституционного суда, который отложил вынесение такого приговора. Поэтому не надо никаких референдумов, достаточно решения в этом вопросе Конституционного суда», — сказал Володин.
При этом он поддержал позицию главы комитета по госстроительству и законодательству Павла Крашенинникова, что «любые решения надо принимать на холодную голову» и просчитывать последствия. Но с учетом того, что эту тему сейчас обсуждают, законодатели должны информировать своих избирателей, «от кого зависит принятие решения», добавил Володин.
Он отметил, что вопрос о возвращении смертной казни на обсуждение Госдумы вынесли руководители фракций и что депутатам нужно «проанализировать все принятые решения». А так как соответствующие законы приняты и зафиксированы и в Конституции, и в уголовном праве, «речь идет о решении, которое отсрочило реализацию этих норм», продолжил спикер Госдумы.
Во вторник депутаты Госдумы собрались на первое после террористического акта в «Крокус Сити Холле» заседание. Перед заседанием председатель партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов выступил за возвращение применения смертной казни. «Наша партия будет настаивать на проведении 8 сентября этого года общенационального референдума о возвращении смертной казни для нелюдей, которых не должна носить наша планета», — сказал Миронов журналистам во вторник. В поддержку смертной казни высказались и в ЛДПР.
«При такой правоохранительной системе, когда могут с любым расправиться, боюсь, как бы не злоупотребляли», — прокомментировал дискуссии о смертной казни председатель КПРФ Геннадий Зюганов во вторник на заседании фракции (цитата по «Интерфаксу»).
В «Единой России» позицию по этому вопросу сформулировали на следующий день после теракта. «Тема [смертной казни], безусловно, будет глубоко, профессионально, содержательно проработана. И будет принято решение, которое будет отвечать настроениям и ожиданиям нашего общества», — заявил журналистам глава фракции «Единой России» Владимир Васильев 23 марта (цитата по ТАСС). При этом сторонником восстановления смертной казни выступает глава партии Дмитрий Медведев.
Какой позиции придерживаются юристы
После распада Советского Союза в период с 1992 по 1996 год к смертной казни в России были приговорены по меньшей мере 770 человек, расстреляны из них не менее 78 человек. В феврале 1996 года Россия стала членом Совета Европы, одним из условий членства была отмена смертной казни. В том же году президент Борис Ельцин подписал указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы». Этот указ часто называют «мораторием на смертную казнь», хотя в его тексте о неприменении высшей меры не говорится. Однако с 1996 года все смертные приговоры президент Ельцин заменил на пожизненное заключение, указывал в обзоре истории смертной казни в России юрист Кирилл Коротеев.
Володин в ходе обсуждения в Думе попросил Крашенинникова и его первого заместителя в комитете Юрия Синельщикова прокомментировать действующие нормы. Крашенинников напомнил, что в 1999 году Конституционный суд запретил выносить смертные приговоры в отсутствие судов присяжных, а в 2009 году продлил мораторий до ратификации Россией Протокола № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека (об отмене смертной казни как вида наказания). Россия этот протокол подписала, но не ратифицировала. Крашенинников отметил, что этот протокол не был денонсирован. «Есть еще много других вопросов, которые тоже нужно решать, поэтому мы готовы собираться, анализировать, смотреть законопроекты», — сказал представляющий «Единую Россию» депутат.
Его коллега Синельщиков из КПРФ, напротив, не увидел никаких ограничений на возвращение смертной казни. По его оценке, поскольку суды присяжных были созданы во всех регионах, решение Конституционного суда 1999 года не действует. Определение КС от 2009 года, по оценке депутата, — вообще декларация, «которая нагрузки не несет». «Что делать? Надо Госдуме обратиться к президенту, чтобы закон выполнялся и смертная казнь применялась, раз в законе есть», — резюмировал Синельщиков в ходе обсуждения.
Статья 20 действующей Конституции говорит, что «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры», но обвиняемому должно быть предоставлено право на суд присяжных. В статье 59 Уголовного кодекса говорится, что смертная казнь может быть назначена как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. Но она не может быть применена к женщинам, несовершеннолетним и мужчинам старше 65 лет. Учитывая, что Конституция говорит о возможности применения смертной казни «временно», «вплоть до ее отмены», значит, она допускает только одно направление движения — к отмене, но не назад, не к применению, обращал внимание юрист Коротеев.
Глава комитета по конституционному законодательству Совета Федерации Андрей Клишас после дискуссии в Думе напомнил мнение действующего председателя Конституционного суда Валерия Зорькина, с которым тот выступил в ноябре 2022 года на Всероссийском съезде судей (уже после реформы Конституции в 2020 году и начала военной операции на Украине). Зорькин заявил, что в результате решения 1999 и 2009 годов «на часах истории России исчисляется время моратория на применение смертной казни», а в силу требований ныне действующей Конституции единственно приемлемый способ его отмены — принятие новой Конституции.
«Иным путем — ни парламентским законом, ни референдумом, ни даже поправкой к Конституции — это сделать невозможно», — резюмировал Зорькин. Ссылаясь на позицию Зорькина, президент Владимир Путин в конце 2022 года тоже говорил, что его позиция по смертной казни не поменялась. Ранее он неоднократно высказывался против, а 25 марта пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что Кремль не участвует в дискуссии по смертной казни.
Во вторник в ответ на запрос РБК в пресс-службе КС заявили, что суд «воздерживается от комментария, поскольку в контексте обсуждения данной проблемы в сегодняшней ситуации вопрос может стать предметом рассмотрения Конституционного суда».
«Нормальных, юридически безупречных вариантов возвращения такого атавизма прошлого, как смертная казнь, иначе чем через принятие новой Конституции, не существует», — сказал РБК старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper и бывший заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Константин Добрынин. При этом он отметил, что Конституционный суд уже «демонстрировал изменение своей позиции на противоположную по одним и тем же вопросам».
«Смертная казнь неизбежно предполагает широкую судейскую дискрецию в сочетании с прочно укоренившимся сегодня обвинительным уклоном, когда судья, постановляющий приговор, может совершить непоправимую, исключительную ошибку и лишить человека жизни. Исправить же подобную судебную ошибку не в силах никто на планете Земля. Поэтому задача юридического сообщества сейчас — максимально доходчиво объяснить это тем, кто это позабыл», — говорит юрист.