Целый месяц накануне прорыва дамбы в Орске за её состоянием следили лишь два человека, выяснили "Известия". А за два дня до ЧП власти города приняли отчёт подрядчика о том, что защитное сооружение эксплуатируется штат-но. При этом за последние годы объём работ по обслуживанию дамбы сократился в три-четыре раза. Упали - с 2,7 до 1,6 млн рублей - и расходы на её эксплуатацию. Контракты на противопаводковые работы были столь незначительны и невыгодны, что подрядчики отказывались от участия в тендерах, сообщил один из них. В то же время огромные суммы чиновники закладывают на не самые очевидные статьи расходов. Так, 4,1 млн рублей в этом году запланировали на уход за клумбами на одной из развязок, ещё 727 тыс. на такие же цветники рядом с мэрией, 268 млн - то есть в 167 раз больше, чем на годовое содержание дамбы,-на благоустройство площади перед администрацией. Подробности - в расследовании "Известий".
городской администрации подписало акт о приёме работ по её эксплуатации за март, выяснили "Известия". Претензий к качеству выполнения контракта у чиновников не возникло. Согласно отчёту подрядчика (есть в распоряжении издания), в течение всего марта, то есть накануне паводка, на дамбе работали: один самосвал (10 часов за весь месяц), один рабочий (105 часов за весь месяц, то есть 4-5 часов в день) и один "специалист" (без указания объёма выполненной работы). Эти работы обошлись городскому бюджету всего в 76,6 тыс. рублей.
При этом протяжённость заградительной насыпи составляет более 20 км -в неё входит старое защитное сооружение, построенное в 1993 году, а также новая дамба, которую возвели в 2013-м. Последний контракт на эксплуатацию дамбы был размещён в системе госзакупок в 2023 году и обошёлся в 1,6 млн рублей. С момента появления новой дамбы траты на её проверку и эксплуатацию планомерно снижались-почти с 2,7 млн в 2018 году до тех самых 1,6 млн в текущем. А, например, в 2020-м обслуживание дамбы обошлось городу и вовсе в 1,03 млн.
Всё это происходило на фоне сопоставимых или гораздо больших трат администрации на не самые очевидные статьи расходов, выяснили "Известия", изучив закупочную документацию мэрии Орска за последние годы.
Например, контракт на посадку и уход за цветочными клумбами на Комсомольской площади (на ней находится городская администрация) в 2021 году обошёлся городу в 952 тыс. рублей. В 2024-м расходы решено было снизить, но ненамного - до 727 тыс.
Ещё один цветник - на круговой развязке Орск - Оренбург - Новотроицк обходился бюджету города в среднем в 1,6 млн рублей в год, а на 2024-й на него запланировано потратить и вовсе 4,1 млн (тендер готовился, но не был объявлен).
Ещё в ближайшее время администрация города хочет отремонтировать актовый зал в своём здании. Только на разработку проектно-сметной документации (а не на сам ремонт) в 2023 году хотели потратить 3,14 млн рублей, объявив соответствующий тендер.
А на благоустройство всё той же Комсомольской площади (на которой, напомним, находится мэрия) чиновники в 2024-м планируют потратить 268 млн рублей - тендер на эти работы был объявлен утром 3 апреля 2024 года. Эта сумма в 167 раз превышает годовые расходы на эксплуатацию дамбы.
При этом на контрактах, напрямую связанных с предотвращением паводков, администрация города явно экономила - они составляли порядка 300-400 тыс. рублей. В обязанности подрядчиков входили уборка мусора и травы в системе водоотвода, прочистка труб, противопаводковые углубления. Однако себестоимость работ превышала сумму контракта, рассказал "Известиям" один из подрядчиков Михаил Спиридонов, который заключал подобный договор с администрацией города в 2022 году.
- Стоимость контрактов и технические условия [по ним] несопоставимы. Последний раз я брал контракты два года назад - на обслуживание 2,4 км в Советском районе Орска. Больше у меня желания этим заниматься не возникало, поскольку объём работ был огромный, а их стоимость маленькая. Если бы, например, у меня не было своей техники и я её нанимал, то даже провести какие-то работы не смог бы. А после этих контрактов я вышел в ноль и даже немного в минус. Поэтому я прекратил любое сотрудничество по ним.
На обслуживание дамбы практически все контракты на протяжении многих лет выигрывал только один подрядчик - муниципальное предприятие "Спецавтотехуправление". Единственный раз, в 2019 году, тендер получила предпринимательница Татьяна Любимкина. Свою работу по эксплуатации сооружения "Известиям" комментировать она отказалась, сославшись, что это "было давно".
Михаил Спиридонов подчеркнул, что как подрядчик обратил внимание на странности в размещении тендеров на обслуживание дамб. По его словам, они проводились в течение всего нескольких часов, хотя в обычных условиях это делается на протяжении нескольких недель.
- Видимо, это делалось для какого-то одного подрядчика, - полагает он. - Нормальные торги размещаются на площадке на длительное время, чтобы подрядчик мог ознакомиться с техническим заданием, правильно прикинуть, выгодно брать или нет. А если выкидывается на час, то прочие подрядчики элементарно не успевают изучить документы.
Экономя деньги, администрация сократила и объёмы работ по обслуживанию дамб. Речь идёт о насыпной и земляной дамбе реки Урал протяжённостью почти 11,4 км (старой) и насыпной дамбе в 13,5 км (новой). В задания по эксплуатации входят также плотина и водосбросной канал ручья Казак-Чекан.
В стандартное техзадание от администрации Орска для подрядчиков (есть в распоряжении "Известий") входили круглосуточные визуальные наблюдения в паводковый период и периодические осмотры в период с января по март, а также в мае. Их проводит эксплуатационный персонал, который обходит сооружениег и осматривает - человек должен находить "дефекты, возможность появления которых не может быть предвидена заранее".
В 2020-м объём этих "визуальных" работ был почти в три раза больше, нежели в 2023-2024 годах. Например, тогда в паводковый период обводчиков должно было быть не менее четырёх, а сам обход проводился "ежедневно" или "три раза в сутки". Общий объём часов, который работники тратили на осмотр, составлял 720 часов только в апреле.
А в контракте на работы в апреле 2024-го проводить осмотр 20 км дамб, плотины и канала должно было уже только "не менее двух человек", а количество часов их работы сокращалось в 3,5 раза - до 207.
В 2020 году в период с мая по октябрь подрядчик должен был потратить 3942 человеко-часа на проверку состояния конструкций дамбы. К 2023-му эта цифра сократилась до 990 часов, при этом сроки наблюдения выросли: в документе они указаны как "с мая по декабрь" и "с января по март".
При этом техзадание (есть в распоряжении "Известий") содержало очень большой перечень задач, которые нужно выполнить за эти часы. Это, например, контроль состояния откосов, гребня и береговых примыканий дамбы, наличие просадок, трещин, подвижек, оползней и других негативных явлений.
Должны были фиксироваться факты фильтрации воды через тело плотины, появление мокрых пятен и наледей, размывов берегов и русла, подтоплений, повреждение дамбы под воздействием дождей и талых вод. Откосы и гребень сооружений проверялись и на повреждения землеройными животными.
В пресс-службе Ростехнадзора "Известиям" сообщили, что для подготовки к весеннему половодью и паводкам 2024 года Западно-Уральское управление ведомства направило письмо администрации Орска с требованием предоставить информацию о готовности гидротехнических сооружений (ГТС) к паводкам.
"Известия" направили запрос в администрацию Орска с просьбой прокомментировать информацию о тратах городского бюджета, сокращении финансирования и объёмов "УЖКДХТ администрации Орска ответило, что в паводковый период проводятся визуальные наблюдения ГТС, контролируется состояние водопропускных сооружений и их работоспособность, наличие подтоплений и затоплений, наличие размывов и русла, состояние откосов, гребня, - уточнили в ведомстве. - С учётом общего характера ответа, а также складывающейся паводковой ситуации управлением было направлено повторное письмо с требованием работ по эксплуатации дамбы в последние годы. Также запрос о причинах ЧС направлен в администрацию Оренбургской области.
Доцент Московского государственного строительного университета Александра Бестужева отметила: для каждого гидротехнического сооружения должна быть разработана своя декларация безопасности исходя из её конструкции, класса капитальности и условий, в которых она существует.
- Нет двух одинаковых таких сооружений, поэтому и контрольные мероприятия для каждого сооружения разрабатываются отдельно, - рассказала она. - Главная задача - не допустить нарушения их нормальных условий работы, то есть перелива. Поэтому в течение года что-то где-то подсыпается, наращивается, досыпается.
Она пояснила: для контроля может использоваться осмотр, но он не должен быть исключительно визуальным - с помощью специального оборудования замеряется, не просел ли гребень, надо выяснить, что за ямка образовалась, локального ли она характера.
- Это должно делаться инструментальными средствами, которые и помогают определить, почему, например, появились неровности на грунтовой поверхности. Настороженность должны вызывать мокрые пятна на грунте, особенно при отсутствии дождя.нали-чие каких-то ручейков, цвет воды и так далее. Все подобные случаи должны быть прописаны в декларации безопасности для каждого сооружения, - отметила Александра Бестужева.
"Известиям" удалось обнаружить тендеры на разработку такой документации. Для старой дамбы в 2016 году такой пакет предлагалось разработать примерно за 4 млн рублей. А вот для второй очереди новой противопаводковой дамбы, возведённой в 2013 году, тендер объявили в 2021-м - стоимость его составила около 1,2 млн рублей.
Александра Бестужева отметила: дамбу в Орске, судя по многочисленным видео, прорвало - перелива плотины не было. Это говорит о том, что высота дамбы была рассчитана верно-на большой объём воды, который спускается в реку Урал из находящегося выше Орска Ириклинского водохранилища. То есть расчётный расход сбрасываемой воды был с учётом подъёма вод "редкой повторяемости".