«Закрой глаза. Досчитай до семи. Если, когда откроешь глаза, перед тобой будет яркий свет, все зелено и красиво, то, значит, умер. Беспокоиться уже не о чем. Если же все та же грязная лесополка, то, значит, жив, и теперь твоя главная задача бороться за жизнь. Эти слова мне как-то мой мудрый командир сказал. Я так и поступил. Глаза открываю, а вокруг все та же лесополоса. Смотрю на ноги. Правой попросту нет на месте. От левой ноги остались одни ошметки», — вспоминает боец с позывным Эскиз подробности боя, в котором он получил тяжелое ранение.
Будучи еще бойцом ЧВК «Вагнер», ему, как командиру штурмовой группы, была поставлена задача — взять позицию в районе населенного пункта Клещеевка. В то время «вагнера» были лишь на подступах к Артемовску (Бахмуту), а бои в округе шли кровопролитные. Группа Эскиза взяла позицию практически без боя. Противник бежал, оставив в блиндаже накрытый стол.
«Нам даже стало обидно, потому что мы были готовы биться, — улыбается мой собеседник. — Позицию заняли. Окопались, а блиндаж использовали под свои нужды. Помню, в это время завязался еще один бой неподалеку от нас. Соседний штурмовой отряд накатывал на противника. Ребята справились тогда удачно, но не без потерь».
На следующий день командир взвода принял решение усилить снайперами занятую группой Эскиза позицию. Ему нужно было довезти бойцов до соседнего блиндажа, а затем вернуться к своим. На пути начался артобстрел, и первая же мина легла рядом с Эскизом.
«Если тебе плохо, то посмотри на меня»
«Поняв, что я жив, но тяжело ранен, я громко закричал. Первым подбежал пулеметчик и начал оттаскивать меня к блиндажу. Я еще ругался на него за то, что он бросил пулемет. Мне оказали первую помощь и вызвали группу эвакуации. Шесть душ под сильным артиллерийским огнем тащили меня на носилках. Доставили до точки, а оттуда меня эвакуировали уже на броне», — вспоминает Эскиз.
Так начался долгий путь бойца по госпиталям. Сначала Светлодарск, затем Луганск, где штурмовик впал в кому. Затем возвращение в сознание и другие лечебные учреждения вкупе с тяжелым путем реабилитации и восстановления.
«Первое время было тяжело. Депрессия, сильные боли. Представьте себе. Мне 28 лет. Я без связи с родными, ног нет, а одна рука на тот момент была перебита и не функционировала. Из-за боли спишь пять раз в сутки по пятнадцать минут. Первое время было очень тяжело, — признается боец. — Но все равно, после таких ранений так жить хочется. Еще больше, чем раньше».
Все изменила встреча в госпитале. На перевязке Эскиз увидел парнишку, у которого были ампутированы руки и ноги. Парень, несмотря на тяжелейшие увечья, ясно улыбался, шутил и был бодр духом. «Я помню, он смотрит на меня и говорит с улыбкой: „Чувак, да у тебя ног нет“, — вспоминает судьбоносную встречу Эскиз. — Я смотрю на него, а там от его тела ничего не осталось. Живой улыбающийся человек, но без двух рук и двух ног. Ему даже не светило протезирование. Я это уже тогда понимал, не разбираясь в этом совсем. Он сказал такую фразу: „Друг, если у тебя что-то плохо, то посмотри на меня и сравни“. Я эти слова запомнил и в дальнейшем говорил их ребятам, у которых были не такие серьезные ранения, как у меня, но которые впадали в уныние. Я не знаю судьбу этого парня. Его перевели в другой госпиталь, и мы с ним больше не виделись».
В ЗАГС на протезах
Эта встреча изменила бойца. Как признается Эскиз, он ясно осознал, что непреодолимых препятствий перед ним нет. Тем более что впереди маячила свадьба, а войти в ЗАГС он хотел самостоятельно, без помощи инвалидной коляски.
«Мы с девочкой тогда общались. Она меня сильно поддерживала. Планировали пожениться. Но у нее было условие, чтобы я зашел в ЗАГС сам. Это стало для меня главным стимулом, чтобы освоить протезы», — говорит Эскиз.
Боец отправился в Москву, где ему сделали простые механические протезы. Освоить их с его травмой оказалось нереальным. Механические замки для фиксации колен нужно было защелкивать самому. Для этого нужна опора, а с травмой Эскиза это было невозможно. Но цель стояла встать на ноги, и боец отправился в Санкт-Петербург. Там ему отказали, обосновав тем, что в его случае протезирование уже невозможно.
«Я не отчаялся. Оказалось, что мой знакомый парнишка с подобной травмой сделал протезы в Казанском центре протезирования. Я отправился туда, и там мне помогли. Они делают протезы с микрочипами. Колено как бы само помогает тебе. Я понял, что со временем я даже смогу ходить на костылях, не опираясь на поручни. Все реально, главное не падать духом и не опускать руки», — считает Эскиз.
Обратно на СВО
В протезном центре бойцу предложили работу. Неплохая зарплата, работа с документами, но он мечтал вернуться на СВО. Об этом сразу предупредил потенциальных работодателей. Звонок от бывших сослуживцев не заставил себя ждать. Героя ждали в одном из добровольческих подразделений, где в тот момент служили его командиры по ЧВК «Вагнер».
«Вы не представляете, как я был счастлив вернуться. Да я уже не смогу работать на переднем крае, но смогу быть полезен в тылу. Сейчас я делопроизводитель. Работаю с документами, занимаюсь гуманитаркой. Эта работа необходима, ведь парни, которые там, в окопах, попросту не смогут нормально работать без тыла, без обеспечения. В протезном центре за мной сохранили место и ждут, когда я вернусь на гражданку, чтобы работать у них», — рассказывает Эскиз.
Планируемая свадьба, к сожалению, отменилась, но на горизонте появилась другая девушка, а значит, главный стимул — зайти в ЗАГС своими силами, у моего собеседника остался. Эскиз признается, что его главная цель — создать семью и воспитать в своих детях любовь к Родине. Он уверен, что сможет это сделать собственным примером.
«Я хотел бы дать ребятам и их родным совет. Не опускайте руки, парни. Близким же ребят, попавших в тяжелую ситуацию, хочу сказать, что их не нужно жалеть. Пусть делают все сами, будут самостоятельны. Не отсиживаются дома, а больше бывают на улице и среди людей. Парни, любите жизнь. Она у вас осталась, и пусть вы не целые, но живы. Я однажды слышал от матери пропавшего без вести бойца: „Хоть какого бы привезли. Неважно, в каком состоянии, но чтобы он был живой“. Парни, любите жизнь», — говорит нам всем этот улыбчивый парень, не павший духом.