Пока же новые аэродромы в стране, особенно те, что ориентированы на местные авиаперевозки, можно по пальцам пересчитать.
На Сахалине к 6 действующим аэропортам прибавятся ещё 3. Будут восстановлены площадки в Александровске-Сахалинском и с. Зональное Тымовского района. Следующий этап – ремонт и строительство посадочных площадок в пос. Смирных, Поронайске и на Шикотане. После объекты появятся в населённых пунктах западного побережья Сахалина. Пассажирские перевозки будут осуществлять небольшими воздушными судами вместимостью до 19 человек.
«Авиация – один из важнейших элементов транспортной доступности Сахалина и Курильских островов, поскольку населённые пункты региона находятся друг от друга на большом расстоянии. Возможность быстро и комфортно попасть в любое муниципальное образование по воздуху поможет в решении многих вопросов, в том числе связанных с бизнесом, здравоохранением и образованием», – отметил глава региона Валерий Лимаренко.
А в Северо-Курильске обустраивают взлётно-посадочную полосу. По условиям контракта в аэропорту должны появиться лётная полоса с твёрдым покрытием, взлётно-посадочная полоса с грунтовым покрытием и рулёжная дорожка. Стоимость работ на первом этапе строительства оценивается в 222 млн руб. Полоса позволит приземляться самолётам малой авиации DHC-6-400, которые в народе прозвали «дэшками».
«Сегодня решается вопрос, который не решался десятилетиями: у Северо-Курильска будет собственная современная воздушная гавань! Это большой задел на будущее, – говорит председатель Собрания Северо-Курильского городского округа Антон Кундиус. – Тому, кто живёт на Большой земле, не понять наших проблем: он спокойно может поехать в отпуск в другой регион на собственной машине, или на поезде, или другими доступными способами. У нас так не получится – вокруг море».
Помогли военные
Есть повод для радости и у жителей Карелии. 20 августа первые пассажиры, улетавшие в Симферополь, смогли оценить новое здание аэровокзала в аэропорту «Петрозаводск».
Новый терминал – это 7 стоек регистрации, 3 предполётных пункта досмотра, комната матери и ребёнка и пр. Он в 4 раза больше старого здания и способен пропускать 300 человек в час. Обновление «Петрозаводска» обошлось в 1 млрд руб.
Спасибо за новый аэровокзал жители республики должны сказать военным строителям. Реконструкция аэропорта была включена в федеральную целевую программу развития Карелии ещё в 2014 г. Но дело двигалось медленно. Сперва пришлось поменять проект, потом провалились несколько конкурсов по определению подрядчика, был арестован министр транспорта. Наконец, в 2019 г. региональные власти обратились в Минобороны с предложением взять строительство на себя.
«Мы справились относительно быстро – возвели здание всего за год. На качестве это никак не сказалось. Всё-таки мы являемся военно-строительным комплексом, нам важно выполнить приказ быстро и качественно», – рассказал начальник обособленного подразделения отдела капитального строительства по Западному военному округу Дмитрий Сюртуков.
Решение обратиться к военным было логичным, поскольку взлётно-посадочные полосы используют не только гражданские, но и военные. Здесь базируется часть, на вооружении которой стоят истребители СУ 5-го поколения. Кстати, старое здание тоже будет использоваться – оно станет международным терминалом.
«Следующая задача – начать развивать аэродромы в труднодоступных районах. Ведь доехать до населённых пунктов по дорогам не всегда удобно», – сказал руководитель Северо-Западного управления Росавиации Олег Ширин.
Власти уже передали в ведение аэропорта «Петрозаводск» выжившие после всех перемен в стране посадочные площадки. К сожалению, их только две: аэропорт «Костомукша» и площадка «Пески» под Петрозаводском имеют по одной взлётно-посадочной полосе и могут принимать самолёты класса Ан-2 и Ан-28, а также вертолёты типа Ми-8. Начать возрождение малой авиации здесь придётся со строительства современных полос. Но когда и за чей счёт – пока непонятно.
Спасти Маму
В Иркутской обл. то и дело разгораются скандалы, связанные с аэропортами. Они касаются не только многострадальной воздушной гавани самого Иркутска (власти уже 10 лет обещают построить новый терминал), но и малых аэропортов внутри региона. Над «воздушными воротами» городов то и дело нависает угроза закрытия. Только в 2019 г. крылья едва не подрезали Усть-Куту и посёлку Мама.
Новость о том, что замок могут повесить на аэропорт Мамы, для жителей стала шоком – авиатранспорт для посёлка жизненно необходим, туда очень сложно, а в межсезонье вообще нереально добраться по земле. А лечиться и рожать местные едут в Иркутск.
«Если бы аэропорт закрыли, мы бы остались отрезанными от всего мира: в холода выбраться из Мамы можно по зимнику (до Иркутска можно доехать за 2,5 дня), а летом дорога до областного центра может занять дней 5 – придётся преодолевать бездорожье, а ещё путь по реке. Для этого нужно дождаться парома, который курсирует не каждый день, к тому же проезд на нём стоит больше 8 тыс. руб. Прибавьте сюда стоимость бензина – ещё столько же. Такое путешествие обойдётся в 2 раза дороже и так недешёвых билетов на самолёт», – рассказывает жительница Мамы Анастасия Михеева.
Она отмечает: билеты на самолёт тут раскупают в момент, однако собственник аэропорта всё равно утверждает, что терпит миллионные убытки. Из-за них воздушную гавань едва не закрыли в конце 2019-го. Но чудом обошлось. И. о. главы посёлка Евгений Хоменко рассказал «АиФ», что сейчас аэропорт работает и даже удалось увеличить количество рейсов – самолёты вылетают из Мамы 4 раза в неделю. Улететь можно только до Иркутска, хотя в лучшие времена воздушные линии связывали посёлок и с северными соседями – Усть-Кутом, Ленском, Бодайбо, Киренском.
У соседей Мамы – в таком же труднодоступном Киренском районе – дела с авиацией обстоят лучше. «Помните, раньше в каждом селе был маленький аэродром? Там садились небольшие самолёты, они возили почту, продукты. В одно время этого не стало, но теперь потихоньку начинаем былое возвращать. Например, аэродром планируется запустить в селе Коршуново (там всего пара сотен жителей) на том же самом месте, где он и был когда-то. Летать оттуда будет маленький самолёт типа Ан-2, он сможет совершать рейсы в Киренск, Усть-Кут, Бодайбо, село Казачинское (райцентр соседнего района. – Ред.). Мы посчитали: передвигаться по воздуху подчас дешевле, чем по земле, особенно во время распутицы, – говорит мэр Киренского района Кирилл Свистелин. – Тема транспортной доступности стоит очень остро. Если люди не смогут добраться из одной точки в другую, о каком развитии Севера мы сможем говорить?»
Чтобы реконструировать взлётно-посадочную полосу в Киренске, нужно попасть в профильную федеральную программу. Полосу исключили из документа в 2016 г., но сейчас появились перспективы вновь туда войти и получить финансирование.
Чтобы тайга принимала
Десять лет назад, 7 сентября 2010 г., среди густой тайги Республики Коми на недействующем аэродроме села Ижма совершил аварийную посадку Ту-154. Все пассажиры и члены экипажа (81 человек) были спасены.
Тогда избежать трагедии удалось благодаря профессионализму пилотов и начальнику вертолётной площадки Сергею Сотникову, который 12 лет по собственной инициативе держал взлётную полосу в порядке.
А что с легендарным аэродромом сейчас? «Аэродром по-прежнему в плачевном состоянии: трещин на полосе всё больше, бетон рушится. Тайга медленно захватывает взлётную полосу. Я 22 года добивался, ждал, чтобы деньги выделили на ремонт, но все только отмахивались, – говорит Сергей Михайлович. – В октябре начнутся вертолётные рейсы, но аэровокзал в непотребном состоянии. У «Комиавиатранса» (собственник аэропорта в Ижме) большие долги перед энергетиками. Крупные аэропорты не трогают, а нас на периферии постоянно обесточивают. В итоге зимой нет ни электричества, ни отопления. Как в таких условиях работать? Разруха эта сильно бьёт по психике. Вот я и ушёл с тоски на пенсию (сейчас за вертолётной площадкой присматривает Д. Канев. – Ред.). А душа всё равно за аэропорт болит… О восстановлении аэропорта говорить уже смешно, этого не случится. Но я очень прошу собственника и власти поддерживать в нормальном состоянии хотя бы здание вокзала».
Как летает народ на Аляске и в Амазонии?
Россия не единственная страна с малонаселёнными районами и огромными расстояниями. Кто и как помогает преодолевать их жителям США и Бразилии?
«Регулярные внутрирегиональные рейсы убыточны во всех странах. Себестоимость пассажиро-километра на таких маршрутах в разы выше, чем на магистральных линиях, а платёжеспособный спрос ниже в любой национальной глубинке. Поэтому местные авиаперевозки везде приходится дотировать. В США региональные перевозки поддерживаются в рамках крупной федеральной программы, – рассказал исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. – Но потребность в госсубсидиях на Аляске или в Канаде ниже, чем в РФ. В этих странах большой парк частных воздушных судов. Лёгкие самолёты стоят не дороже престижного внедорожника. Получить удостоверение пилота можно в огромном количестве учебных центров. Поэтому летают на собственных машинах даже граждане со средним достатком и при необходимости берут попутчиков».
Немало частных судов эксплуатируется и в Бразилии. Но жители беднейших малонаселённых регионов на них не летают. «Когда два года назад я побывала в штате Амазонас, перелёт в 800 км стоил там минимум 950 реалов (12 700 руб. по сегодняшнему курсу). Это сравнимо с прожиточным минимумом, – сообщила Елена Шитова, работающая в Бразилии. – Поэтому в тех краях люди обычно ездят по рекам, тратя несколько дней на дорогу, занимающую по воздуху несколько часов». Озаботившись проблемой авиацен, бразильские власти в 2019 г. разработали закон, который предполагает субсидирование местных перевозок из Нацфонда гражданской авиации. Пока он не принят. Но в эквадорской части Амазонии такая программа уже реализуется. Её жители платят за полёт в 4 раза меньше, чем обычно стоит билет.