Не буди лихо, пока оно тихо – путинские поправки в Конституцию точно формулировались не по этому принципу. Каждая из обнародованных новаций действует на те или иные группы влияния в России или за границей, словно красная тряпка на быка. Тезис о “государствообразующей роли русского народа” гальванизирует сепаратистов и националистов прочих российских этносов. Предлагаемая конституционная норма о браке как о союзе мужчины и женщины – прямой вызов международному ЛГБТ-сообществу и утвердившимся сейчас на Западе нормам морали.
Упоминание о Боге в тексте основного закона обречено взбесить атеистов и сторонников максимально возможного отделения государства от церкви.
Путин потерял нюх и не замечает, что он очень многих гладит против шерсти? Эту версию можно сразу выбросить в мусорную корзину. ВВП идет на обострение совершенно осознанно – заранее просчитав все риски, плюсы и минусы и заранее держа в голове результат, которого он планирует добиться.
Обычно в случае принятия новой Конституции или кардинальной ревизии старого Основного закона принято говорить, что получившийся документ - “это на века”. Не знаю, будет ли этот тезис использован сейчас в официальной риторике. Но, если рассуждать в прикладных политических терминах, то пакет конституционных поправок 2020 года – точно не “про вечность”. Этот пакет нацелен на наше ближайшее политическое будущее – на момент пересменки президентов РФ в 2024 году и то, что за этим последует. Если посмотреть на провоцирующие различные группы влияния путинские конституционные поправки именно под таким углом зрения, их конечная цель быстро перестает казаться загадкой.
В англоязычном политическом жаргоне есть такое выражение - “pick your own fight” ( в дословном переводе - “выбери свой собственный бой”). Речь идет о том, чтобы навязать оппонентам политическую дуэль на собственных условиях – определить желаемые темы политических споров и поставить себя и своих сторонников в максимально выигрышную позицию. Вот ровно это Путин и делает.
С помощью своих конституционных поправок президент пытается определить политическую повестку страны завтрашнего и послезавтрашнего дня и подталкивает российский правящий класс и все российское население к выгодному ВВП варианту политического размежевания.
Сепаратисты всех мастей, сторонники расширения прав сексуальных меньшинств, воинствующие атеисты – это точно не группа политической поддержки Владимира Путина. ВВП не ищет их симпатий и совсем не боится их разгневать. Хитроумный хозяин Кремля целенаправлено вызывает их огонь на себя, чтобы получить возможность задать всем остальным сформулированный некогда Максимом Горьким сакраментальный вопрос: “С кем вы, мастера культуры?”
В момент следующих президентских выборов российскому населению будет предложено сделать выбор между двумя вариантами будущего: путинским видением грядущего России как оплота традиционных ценностей и антипутинским видением дальнейшей судьбы нашей страны, построенным на прямо противоположных принципах.
Таким образом оппоненты ВВП и того, кого он предложит себе на смену, загоняются в политическую ловушку. Путинские конституционные поправки создают ситуацию, при которой, если ты против ВВП и его плана обеспечения политической преемственности, то одновременно ты за международное гей-сообщество и против традиционных ценностей. Грубо, но действенно и очень в стиле Владимира Владимировича.
Конечно, далеко не все противники Путина и его сменщика (или его сменщиков?) захотят добровольно залезать в предлагаемую им не слишком комфортную политическую нишу. Найдется куча желающих заявить: я тоже за традиционные ценности, но при этом против путинской и постпутинской системы!
Проблема для таких политических игроков кроется в словосочетании “я тоже”. В политике действует принцип “кто не успел, тот опоздал”. Инициировав конституционные поправки, чей идеологический заряд совпадает с политическими и моральными ценностями большей части российского населения, Путин надежно застолбил за собой и своими сторонниками площадку главного защитника традиционных ценностей. Оппоненты ВВП получают шах и мат.
Однако смысл описанной выше путинской политической комбинации не сводится только к тому, чтобы опутать по рукам и ногам своих противников. Одновременно нынешний президент вводит в “четкие рамки” и своих политических наследников. ВВП не устраивает ситуация, при которой следующий президент России будет иметь возможность развернуть внутриполитический (а также внешнеполитический – смотрю поправку о недопустимости отчуждения входящих в состав РФ территорий) курс страны на 180 градусов. Вокруг преемника или преемников расставляются красные флажки, заходить за которые им будет не позволено.
Естественно, рано или поздно эти красные флажки упадут или перестанут пугать. Но Путин явно рассчитывает на то, что, к моменту, когда произойдет, страна уже не сможет свернуть с очерченной им траектории развития. А это для ВВП, как мне кажется, самое главное.
Может возникнуть вопрос: не перехитрил ли Путин сам себе? Не нагородил ли он чересчур сложный огород, в создании которого в принципе не было необходимости? Я склонен ответить на оба эти вопроса однозначно отрицательно. Владимир Владимирович – человек с очень хорошо развитым политическим чутьем. Он видит, что происходит в обществе, видит глубокий раскол между теми, у кого есть слишком мало и теми, у кого есть слишком много, видит обиду широких масс на правящую элиту. Путин осознал, что смена караула в Кремле по варианту чистого ремейка 31 декабря 1999 года – мол, вот вам мой наследник, прошу его любить и жаловать! - это проигрышный для власти вариант.
Путин и понял и то, что единственно выигрышный для власти сценарий должен быть основан не просто на смене персоналий, а на подчеркивании идеологического единства между властью и “глубинным народом” (поддерживающей традиционные ценности частью общества). Конечно, одной идеологией сыт не будешь. Но это в плане Путина тоже предусмотрено.
Помните удивившее многих в силу отсутствия практического смысла предложение внести в Конституцию тезис об обязательной индексации социальных выплат? Думаю, что теперь вы со мной согласитесь: политический смысл в этом предложении точно есть.
Выступив с идеей ревизии Конституции и одновременно убрав со сцены опостылевшее стране правительство Медведева, ВВП сумел захватить в свои руки политическую инициативу. Посмотрим, как долго он сможет ее удержать.