«А что там в Брянске?» — поинтересовался на пути в парадный зал Губкинского университета президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. Вопрос одного из создателей Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, очевидно, касался пожара, который несколько часов назад вспыхнул на нефтебазе «Транснефти». По одной из версий, в ночь на 25 апреля объект атаковали украинские беспилотники. Нефтепровод «Дружба» (проходит через Брянск) в безопасности, успокоил Шмаля шагающий рядом помощник. Но фон для форума «Нефть и газ», который совместно с Минэнерго ежегодно проводит главный нефтегазовый университет страны, был подпорчен. Начало мероприятия тоже было тревожным. Участникам форума, среди которых были высокопоставленные представители нефтегазовых гигантов и Администрации президента, продемонстрировали подробную видеоинструкцию по эвакуации в случае угрозы ЧС. Сообщения о минировании общественных мест, равно как и атаки на нефтяную инфраструктуру, участились после начала «спецоперации» России на Украине. Она же стала причиной санкций против российского нефтегаза. Нашей стране ограничения не в новинку, сказал Шмаль в своем вступительном слове. И вспомнил, как в 1982 году, вопреки эмбарго США, был запущен магистральный газопровод Уренгой — Ужгород. На его последнем фрагменте советские газовики написали: «Вашим санкциям труба, господин Рейган!», сказал Шмаль, вызвав в зале одобрительный гул. На самом деле причин для оптимизма мало, признают в кулуарных беседах нефтяники. Из-за «спецоперации » российская нефтяная отрасль оказалась под небывалым давлением, и его потенциал далеко не исчерпан. Forbes изучал, как за два месяца российские нефтяники оказались изгоями на мировых рынках.
Под санкции — всех
Двадцать пятого апреля нефтяной танкер «Усть-Луга» зашел в воды фьорда Осло и приготовился к швартовке. Судно c партией российского топлива для норвежской «дочки» ExxonMobil должно было разгрузиться в порту Слагентанген во второй половине дня. Вдруг со стороны берега показалась красная надувная лодка. Настигнув танкер, экипаж приковал свою шлюпку к его якорной цепи, и группа поддержки на двух зеленых каяках развернула транспаранты с пацифистскими лозунгами. «Усть-Луга» оказалась блокирована. «Нефть лежит в основе не только климатического кризиса, но также войн и конфликтов», — заявил организатор акции, глава норвежского отделения Greenpeace Фроде Плейм и потребовал от норвежских властей отказаться от импорта российской нефти.
К бойкоту российской нефти призывали не только выступающие против российской «спецоперации» активисты, но и многие западные политики. Это неудивительно, ведь именно нефть обеспечивает пополнение российского бюджета. На ее долю приходится до 85% нефтегазовых доходов, которые, в свою очередь, приносят более трети всех поступлений в бюджет. Тучи над российским черным золотом начали сгущаться еще до начала «спецоперации». В середине февраля, когда весь мир пытался угадать дату будущего конфликта, нефтетрейдеры уже искали альтернативу российскому сырью. Они опасались антироссийских санкций и блокировки танкеров в Черном море, писал Bloomberg. На фоне боевых действий и финансовых санкций со стороны ЕС и США паника усилилась. Судовладельцы стали отказываться везти российскую нефть, а оставшиеся в деле взвинтили цены в разы. Стоимость фрахта судна класса Aframax (до 120 000 т дедвейта) из Приморска в Роттердам взлетела до $5 млн, хотя обычно обходится в $600 000–700 000, рассказывает независимый нефтетрейдер.
Страховщики тоже потребовали дополнительных премий. Следующим ударом по морскому экспорту стали санкции против ведущего танкерного оператора «Совкомфлота» и бойкот российских грузов со стороны европейских портов. А из-за санкций против ВЭБа и Промсвязьбанка из оборота выбыл их парк лизинговых цистерн. Но настоящий коллапс случился, когда дело дошло до западных банков. Из-за вала санкций они оказались неспособны оценить свои риски. И в результате начали блокировать любые финансовые операции с российскими контрагентами и отказывать в финансировании покупателям российской нефти.
Банки боятся, констатирует трейдер: «Все помнят, какие штрафы заплатил BNP Paribas. Никто не хочет в это ввязываться». Нарушение санкций США против Кубы, Ирана и Судана обошлось французскому банку в $9 млрд. Швейцарские банки не дают кредита, жалуется независимый нефтетрейдер: «Хотя у нас австрийская компания. Но товар российский — и они не хотят». Финансирования нет, подтверждает другой трейдер: «Западные банки превратились в расчетно-кассовые центры». И даже с этой функцией они справляются плохо, сетует собеседник. По его словам, из-за проверок платежи постоянно «застревают»: «Никаких санкционных причин нет, но деньги идут днями, а то и неделями». Из-за таких задержек платежи за нефть и газ упали в марте почти вдвое, сообщал Центробанк.
Запад между тем наращивал давление. Под санкции попали государственные «Роснефть», «Газпром нефть» и «Транснефть». США и Великобритания отказались от импорта российской нефти и нефтепродуктов. Эмбарго начали обсуждать и в ЕС, на который приходится более половины российского нефтяного экспорта. На фоне давления со стороны правительств от новых закупок стали отказываться иностранные мейджоры, включая BP и Shell. Паузу взяли даже китайцы и индийцы. «Сейчас нельзя сказать, что будет даже завтра. Каждый день новые ограничения», — жалуется трейдер. Он отмечает, что начинал торговать нефтью еще в советском Союзнефтеэкспорте: «Я этим занимаюсь лет пятьдесят. Но такого никогда не было». Неопределенность вынудила его приостановить трейдинговый бизнес: «Попадешь под санкции, потом уже не отмоешься».
Его примеру последовали еще два собеседника Forbes: «Люди просто отказываются от российской нефти. Все стоит, сделок нет». В частности, найти покупателей на партии своей нефти в марте не удалось «Сургутнефтегазу» и «Зарубежнефти». Российский экспорт нефти и нефтепродуктов может сократиться на 2,5 млн баррелей в сутки, то есть на треть, ошарашило Международное энергетическое агентство в своем мартовском отчете. Впрочем, вскоре российские нефтяники начали адаптироваться к хаосу на нефтяных рынках.
Скидки, смеси и секреты
В конце марта на Новороссийск обрушился аномальный ураган. Скорость ветра достигала 40 м в секунду, на Черном море разразился пятибалльный шторм, 21 марта Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) проинспектировал свой морской терминал под Новороссийском и выявил повреждения шлангов. Для ремонта пришлось остановить прокачку нефти, потери оценивались в 1 млн баррелей ежесуточно. Это неминуемо отразится на мировых рынках, предупредил вице-премьер Александр Новак.
Нюанс был в том, что нефть КТК, среди акционеров которого не только «Транснефть», но и американские Chevron и ExxonMobil, не попала под эмбарго США, а значит, могла частично заместить российскую нефть, ставшую токсичной. Авария произошла очень вовремя, заговорщически улыбаясь, говорит топ-менеджер российской нефтяной госкомпании. Это совпадение, виновата стихия, уверяет источник, близкий к Минэнерго: «Говорят же: мы русские, с нами Бог. Погода ведь от Бога». Как бы то ни было, на новостях об аварии цена на эталонный сорт Brent превысила $120 за баррель. Это временно охладило «санкционный» пыл Запада. Но не принесло сверхприбылей российским нефтяникам.
Традиционно российский сорт Urals продавался на $1,5–2 дешевле Brent. Но из-за агрессивной риторики Запада российской нефти стали избегать. Впрочем, быстро выяснилось, что это лишь вопрос денег, отмечает один из трейдеров: «Пока у вас паритетные риски, вы договариваетесь с покупателем об одной цене. Он берет больше риска — вы уступаете». И российские нефтяники уступили. Дисконты на Urals стали достигать невиданных $35–40. «Пока экономика позволяет», — отмечает участник рынка, добавляя, что при цене $50 за баррель такие скидки были бы проблематичны. Были и другие бонусы. Если раньше российские нефтяники требовали от покупателей предоплаты и гарантий, то в новой реальности стали все чаще соглашаться на отсрочку платежа на 30 и более дней. Фактически российскую нефть начали продавать под честное слово, усмехается трейдер. И бойкот провалился.
С начала «спецоперации» танкерные поставки российских нефтепродуктов в Китай выросли на 94%, подсчитали в Балтийском и международном морском совете (BIMCO). А экспорт российской нефти в Индию вырос с февраля в 17 раз, указывали аналитики S&P Global. Продолжилась торговля и с западными контрагентами. Чтобы снизить их репутационные риски, используют нехитрую схему, рассказывает нефтетрейдер: груженное российской нефтью судно выходит из порта, покидает 200-мильную зону и в открытом море переваливает нефть в более крупные танкеры. Так как танкеры ходят «под балластом», то происходит смешение нефти. С этого момента это уже новая смесь, состав которой идентичен российской нефти или очень приближен к ней. Далее танкер «абсолютно без проблем» продает эту смесь в Англию или США, рассказывает собеседник. И отмечает, что схема давно отработана на нефти из подсанкционных Ирана и Венесуэлы. Если российская нефть вышла из балтийского порта и грузилась в танкер-накопитель вблизи вод Латвии, то полученную смесь называют «латвийской». По аналогии нефть из Новороссийска называют «турецкой» смесью.
Эти смеси существуют только на бумаге, отмечает нефтяник, в большинстве случаев это почти 100%-ная российская нефть. «Это тот же самый продукт с той же самой ценой за минусом нескольких центов», — подтверждает трейдер. При таких схемах выходящий из российского порта танкер, как правило, ставит в грузовой ведомости пометку «пункт назначения неизвестен». В апреле на такие суда было загружено более 11,1 млн баррелей российской нефти — больше, чем в любую из стран, писала The Wall Street Journal со ссылкой на интернет-ресурс TankerTrackers.com.
Неофициальные источники стали популярны у аналитиков после того, как российские власти засекретили данные по российской нефти. С апреля подведомственное Минэнерго ЦДУ ТЭК прекратило обновлять сведения о добыче и экспорте нефти. Затем информацию о внешней торговле перестали публиковать ЦБ и ФТС. Последним статистику по морским портам закрыл Росморречфлот. Информация может быть использована «в качестве дополнительного давления на российский рынок и его участников», объяснили в Минэнерго.
«Мы не знаем всего, что происходит на самом деле», — признает главный аналитик по нефтегазовому сектору «Открытие Инвестиции» Алексей Кокин. Биржевые цены становятся все менее содержательными, так как все меньший объем продается на открытых торгах. А из-за отсутствия официальной статистики точно не известно, сколько нефти добывается в России, сетует Кокин: «А это база для оценки и прогноза экспорта». Если верить неофициальным источникам, давление со стороны Запада пока не принесло ощутимого результата. Вопреки санкциям, в апреле среднесуточный морской экспорт российской нефти не только вырос, но и достиг трехлетнего максимума, 3,7 млн баррелей в день, подсчитали аналитики Kpler. Результат превзошел ожидания участников рынка, признает один из них. По данным S&P Global, с февраля нарастили закупки Индия, Турция и Италия. В апреле российские энергоносители перевозили суда, зафрахтованные Shell, ExxonMobil, Total и трейдером Trafigura, показало исследование финского Центра исследований энергии и чистого воздуха (CREA). Shell маскировал российскую нефть под «латвийскую» смесь, писал Bloomberg. «Европейцы не могут отказаться от санкций политически. Но жить-то надо. Поэтому они достаточно гибко относятся к тем схемам, которые придумывают наши. С их же [европейцев] помощью», — заключает нефтетрейдер. Средний дисконт за Urals составил около 33%, но даже с ним баррель российской нефти стоил в апреле дороже, чем годом ранее: $70,5 против $62,5.
Shell юридически обязана принимать поставки по контрактам, подписанным до конфликта на Украине, сообщил представитель компании. В ExxonMobil и Total не ответили на запрос Forbes. Представитель Trafigura не стал комментировать свое отношение к российской нефти в целом и акцентировал внимание на «Роснефти»: к 15 мая трейдер намерен прекратить закупки ее нефти и существенно сократить объем приобретаемых у госкомпании нефтепродуктов. «Роснефть» и сингапурская Trafigura — давние партнеры. Их объединяет не только торговля нефтью, но и совместные инвестиции в российский мегапроект «Восток ойл» и индийскую нефтяную компанию Nayara Energy. Почему мировой трейдинговый гигант сокращает сотрудничество с крупнейшей в России нефтяной компанией? Видимо, порывы санкционного ветра в мировой торговле становятся более опасными.
Тревожные сигналы
«Россия начинает продажу нефти за рубли» — статьи и сюжеты с такими заголовками появились в СМИ в конце апреля. Инфоповодом стал тендер «Роснефти», которая выставила на продажу 6,5 млн т нефти с условием предоплаты в рублях. Это была собственная инициатива госкомпании на фоне указа Владимира Путина о переводе экспорта газа на рублевые расчеты. На деле западные страны продолжили платить за газ в валюте, которую стали перечислять через спецсчета в Газпромбанке. «Роснефть» и вовсе не смогла найти покупателей на свою нефть, писал Reuters со ссылкой на источники. В госкомпании не ответили на запрос Forbes. Покупателей могли отпугнуть не только экзотические условия тендера, но и европейские санкции: с 15 мая местному бизнесу разрешено покупать нефть «Роснефти» и «Газпром нефти», только если она необходима для ЕС. Размытую формулировку участники рынка трактуют по-разному. Например, топ-менеджер одной из подсанкционных госкомпаний полагает, что ограничения не касаются нефти и нефтепродуктов для внутреннего потребления ЕС, запрещен только их транзит. Покупатели считают иначе. Помимо Trafigura, от новых контрактов с «Роснефтью» отказался Gunvor, сообщил Forbes представитель трейдера. Сокращать закупки российской нефти со второго квартала намерен и давний партнер «Роснефти» Vitol. А Shell собирается отказаться от смесей с российской нефтью, писал Reuters. С 8 марта Shell перестала покупать российскую нефть по спотовым контрактам и не будет продлевать действующие долгосрочные контракты, большинство которых заканчивается в 2022-м, сообщил представитель компании. Западные компании решили заняться самоограничением в преддверии нового витка европейских санкций.
В начале мая страны ЕС вступили в финальные переговоры об эмбарго на нефть из России. Опрошенные Forbes участники рынка говорили, что Европа не решится на одномоментный отказ. Это повергло бы экономику ЕС в шок из-за неконтролируемого скачка цен, который собеседники оценивают в диапазоне от $150 до $300 за баррель Brent. Европейцы скорее выберут постепенный отказ, растянутый минимум до конца года, заключали эксперты. И судя по всему, оказались правы. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сообщала, что ЕС планирует отказаться от российского топлива к концу 2022 года. А наиболее зависимые от поставок страны, например Венгрия и Словакия, получат дополнительную отсрочку.
Нефтяник из госкомпании считает, что, несмотря на запреты, Россия сохранит до 20% нефтяного экспорта в ЕС за счет серых схем. Остальной объем придется разворачивать на восток и юг, рассуждает он: за счет прямых поставок и своп-операций с арабами и казахами. Россия настолько крупный игрок, что «взять и стереть его ластиком» не получится, подтверждает гендиректор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов: «Берут и будут брать. И с Венесуэлой работали, и с Ираном». Впрочем, не все разделяют такой оптимизм. ОПЕК может нарастить добычу, США распечатали стратегические резервы, Иран и Венесуэла ведут переговоры о снятии санкций, перечисляет Кокин: новые объемы смогут частично заменить российскую нефть. А интерес к дополнительным поставкам со стороны Индии и Китая может быстро исчерпать себя, особенно если за покупку российской нефти введут вторичные санкции.
Как бы то ни было, все собеседники Forbes признают, что давление будет усиливаться, а российские экспорт и добыча неминуемо просядут. В конце апреля министр финансов Антон Силуанов сообщил, что в 2022 году падение добычи может составить 17%. Такая оценка совпадает с наиболее пессимистичным прогнозом Минэкономразвития, который опубликовал Reuters. По сути, это означает откат добычи к уровню 2003 года, указывали в Институте экономики и финансов (ИЭФ). Впрочем, диапазон возможных сценариев, которые озвучивают собеседники Forbes, шире прогнозов Минфина — от оптимистичных 10% до мрачных 50% сокращения добычи.
С начала «спецоперации» добыча уже сократилась почти на 9%, писал Bloomberg. И это несмотря на растущий экспорт. «Ищите ответ в переработке», — советует источник, знакомый с российской нефтяной статистикой. По данным Bloomberg, она упала более чем на 15%. США и ЕС последовательно отказываются от российского мазута и дизеля, объясняют участники рынка. Соответственно, падает спрос на нефть со стороны российских НПЗ. Их хранилища переполнены невостребованным мазутом, что может привести к остановке заводов, предупреждал основатель и бывший глава «Лукойла» Вагит Алекперов, досрочно сложивший свои полномочия 21 апреля, после того как попал в британский санкционный список. По итогам года переработка может сократиться на 30%, а остановка грозит прежде всего восьми независимым НПЗ, не входящим в вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК), говорит завкафедрой технологии переработки нефти Губкинского университета Владимир Капустин. И добавляет, что внутреннему рынку кризис не грозит. По словам бывшего главы проектного института ВНИПИнефть, ВИНК в любом случае обеспечат страну топливом, а без западного оборудования, от которого оказалась отрезана отечественная переработка, можно обойтись: «Легко продержимся на тех технологиях, которые уже закупили».
Добыча тоже выживет без западных технологий, говорит нефтяник из госкомпании: «Нам всего хватит, в ближайшие несколько лет с этим не будет проблем». Главные преграды на пути российской нефти связаны со сложностями логистики, признает собеседник и призывает расширять инфраструктуру (нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан, БАМ, «Силу Сибири») и танкерный флот. В мире 80% танкеров принадлежит «недружественным» странам, говорит собеседник Forbes: «Это не [фатальный] показатель — можно купить, можно построить. Но с этим нужно работать. Без этих инфраструктурных решений мы не сможем конкурировать на рынке. Это будут заградительные ограничения».
У российских нефтяников, как оказалось, есть и менее очевидный повод для беспокойства. В начале мая Россия была в шаге от технического дефолта по валютным гособлигациям из-за того, что Минфин США мог заблокировать выплаты в долларах из-за санкций. В последний момент удалось договориться, но впереди новые платежи. При плохом сценарии инвесторы подадут в суд, который может инициировать аресты российской госсобственности, беспокоится топ-менеджер нефтяной госкомпании. Собеседник Forbes считает, что в зоне риска танкеры и зарубежные активы нефтяных госкомпаний. Опасения могут реализоваться и без дефолта. Судя по сообщениям СМИ, европейские власти не исключают экспроприацию НПЗ, принадлежащих российским владельцам. И под прицелом не только немецкий НПЗ государственной «Роснефти», но и итальянский завод частного «Лукойла».
«Мы окончательно потеряли статус надежного нетоксичного поставщика [Европы]. Мы войска вводили в Афганистан, а у нас все равно всё [нефть и нефтепродукты] брали», — сетует владелец нефтесервисной компании. Мы всегда выполняли обязательства, возражает госнефтяник: «С момента, когда Советский Союз ввел крупные трубопроводные системы, у Европы не было поставщика надежнее». Но более чем полувековой опыт сотрудничества перечеркнут, констатирует собеседник Forbes: «Мы стали неприемлемыми». Санкции с нами надолго, признает президент ИЭФ Марсель Салихов. Но в бизнесе всегда есть место компромиссу. «Для многих ключевой момент — продолжение военной спецоперации. Мирное состояние снимает многие ограничения», — говорит он.