В правительстве обсуждают создание мегарегулятора по контролю за безопасностью продуктов и лекарств по аналогии с американским FDA. Он может объединить три существующих надзора.
В правительстве обсуждается идея создания мегарегулятора в потребительской сфере по аналогии с американским управлением FDA (Food and drug administration), сообщил РБК источник в финансово-экономическом блоке и подтвердил чиновник в аппарате правительства. Эта тема появилась в повестке по итогам поручений президента и премьера об оптимизации контрольно-надзорных органов, отмечают собеседники РБК.
Вице-премьер Ольга Голодец, отвечающая в правительстве за социальные вопросы, на прошлой неделе заявила, что обсуждается возможность передачи функций Росздравнадзора Роспотребнадзору. По ее словам, обсуждается также «тема функций Россельхознадзора: где они должны быть». По словам источника РБК в правительстве, FDA может быть создано как раз при слиянии этих трех ведомств. Основная идея, по его словам, в экономии бюджетных средств, которая может возникнуть при слиянии территориальных органов.
Источник в финансово-экономическом блоке правительства отмечает, что детали создания мегарегулятора пока обсуждаются и речь может идти не о простом слиянии ведомств, а о выделении «соответствующих контрольных функций» из этих трех ведомств. «А за Роспотребнадзором, например, мог бы оставаться санитарно-эпидемиологический надзор, который не ограничивается сферой оборота товаров», — поясняет он (подробнее о функциях ведомств — в инфографике).
Министр по делам «открытого правительства» Михаил Абызов, которому поручено курировать реформу надзорных органов, сообщил РБК, что сбор предложений с профильных ведомств пока находится на начальном этапе. «В России более 40 надзорных органов только на федеральном уровне. Очевидно, что если есть дублирующие полномочия, то мы будем готовить предложения по оптимизации их структуры», — сказал он. Пока разговоры об объединении конкретных ведомств он считает преждевременными: «Думаю, таких предложений будет много, будем их все вместе обсуждать». Пресс-секретарь вице-премьера по социальным вопросам Ольги Голодец и представитель Роспотребнадзора отказались от комментариев. Представители Россельхознадзора и Росздравнадзора не ответили на запрос РБК. Ранее Минздрав выступил категорически против любых слияний с Росздравнадзором, отметив, что «резкие реорганизационные мероприятия» в этой сфере будут иметь разрушительный характер.
Давно забытое старое
Идее создания единого ведомства по контролю над безопасностью пищевой отрасли и товаров медицинского назначения более десяти лет. Создать мегарегулятор на потребительском рынке страны еще 2007 году предлагало Министерство здравоохранения и социального развития, которым тогда руководила Татьяна Голикова. Тогда обсуждалось создание единого надзорного органа в сфере производства и оборота продукции, представляющей потенциальную опасность для человека. Объединять под новой крышей предлагалось три ведомства: Росздравнадзор, Росздрав и Роспотребнадзор — на базе Росздравнадзора. Тогда слияние трех ведомств не получилось, Росздрав был расформирован в 2008 году, его функции были переданы министерству.
«FDA — американская схема, которая не дает покоя экспертам и реформаторам уже много лет. Как взять полномочия и скомпоновать, слепить, сделать отдельную структуру, поскольку принцип «один риск — один документ» никак не удается реализовать, — говорит директор департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития Алексей Херсонцев. — Все дискуссии крутятся вокруг того, где начинаются полномочия одни и заканчиваются другие».
К новой дискуссии о разграничении полномочий и зон ответственности могли подтолкнуть пограничные конфликты и последние проверки, которые проводились Россельхознадзором на прилавках магазинов (с конца июля Россельхознадзор сообщал о нарушениях, выявленных при проверке московских магазинов «Ашан» и магазинов сети в регионе), говорит член президиума АКОРТ Илья Ломакин-Румянцев. «Если это решение приведет к снижению давления на бизнес, я только за», — говорит он.
«Для бизнеса главное, чтобы контрольно-надзорные органы не создавали двойного, тройного давления, — говорит президент «Деловой России» Алексей Репик. — А Россельхознадзор, Росздравнадзор и Роспотребнадзор выполняют схожие функции в разных секторах». «Важно, чтобы они не дублировались — будут ли они делать это из одной крыши или из трех разных структур — не так принципиально», — отмечает он.