По бескрайнему морю идет корабль. Попутный ветер раздувает паруса, на водной глади сверкает лазурь... И вдруг в одно мгновение всё меняется! Начинается ужасный шторм! Огромные волны одна за другой обрушиваются на палубу, трещат мачты, команда в ужасе мечется, силясь понять, за что разгневались небеса. Может быть, причина в ком-то из них? Вскоре они поймут, что правы. На борту — необычный человек, великий пророк. Он-то и навлёк бурю на корабль. Но как такое возможно, чтобы избранник Божий стал причиной беды?
Пророки — это особые люди. Они жили на земле в древние времена. Бог говорил с ними напрямую. Через пророков Господь доносил до людей Свою волю, через них призывал к исправлению жизни. Многие пророки ходили по местам, которые сегодня мы называем Святой Землей, и проповедовали иудейскому народу, прозревали будущее, давали мудрые советы царям и властителям.
Одним из пророков был Иона. Это он оказался в тот день на корабле, попавшем в шторм на море. Но что он там делал? И почему началась эта страшная буря?
Дело было так. Однажды Бог призвал Иону и повелел:
— Встань, Иона! Иди в Ниневию — город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня.
Ниневия была одним из крупнейших городов великого Ассирийского государства. Ассирийцы — язычники — не верили в Единого Бога и считали, что богов много. Они постоянно ссорились с соседями и вели кровопролитные войны. Жестокость считалась среди них великой доблестью. В конце концов ассирийцы так прогневали Бога, что Он решил стереть с лица земли их город.
Получив повеление от Бога, Иона... очень испугался! Прежде он возвещал волю Божию только своему народу, а теперь ему предстояло отправиться к чужим людям, верившим в совсем других богов. Да ещё и с такой страшной новостью! Иона представлял себе, как будет рассказывать людям о неведомом Боге и о том, что и их городу, и им самим предстоит погибнуть! Представлял, как жители Ниневии ополчатся на него за это!
Было и ещё кое-что, чего испугался Иона. А вдруг Бог явит Свое милосердие и в последний момент пожалеет Ниневию и не станет её уничтожать? Тогда сам Иона в глазах людей станет обманщиком: вот, мол, посмотрите, предсказывал этот человек кару, а ничего не случилось! А значит, и он не настоящий пророк, и Бог, о котором он вещает, тоже не всесильный!
Словом, очень не хотелось Ионе ехать в Ниневию. Но пророки обязаны были исполнять волю Бога. Что же было делать Ионе? Пророк совсем растерялся...
Шторм
Иона отправился в порт, откуда уходили корабли в Ниневию. Добравшись, сел на один из кораблей. Корабль расправил паруса попутному ветру, вышел в море и... двинулся в противоположную от Ниневии сторону! Вот так: не смог Иона преодолеть своих сомнений, решил сесть на другое судно, скрыться и не выполнять задания, которое дал ему Бог. Корабль все дальше и дальше уходил от порта, и уже могло показаться, что его план удался, но тут-то и началась та страшная буря!
Судно бросало из стороны в сторону. Водяные валы едва не смывали матросов за борт. Ещё немного — и корабль разнесет в щепки! Мореходы были язычниками, принадлежали к разным народам. Они не знали, что есть только один Бог, и поэтому в страшный час каждый взывал к какому-то своему божеству. Но ничего не помогало! Буря усиливалась!
— Груз — за борт! — скомандовал капитан.
Матросы стали выбрасывать в море ценную поклажу, чтобы избавить судно от лишней тяжести. Но и это не помогло!
— Что мы сделали?! — вопили корабельщики, перекрикивая волны. — Чем прогневали богов?!
И тут капитан вспомнил:
— А где тот человек, который сел к нам на корабль в порту?
— Он отправился в трюм, как только поднялся шторм! — крикнул один из команды.
Моряк быстро спустился в трюм, и... не поверил своим глазам! Пока его корабль кувыркался в волнах, рискуя пойти ко дну в любой момент, пассажир крепко спал.
Что это был за странный сон посреди смертельной опасности? Возможно, Иона, понимая, что не исполняет волю Божию, от стыда и страха просто провалился в забытье?..
Моряк тормошил пассажира:
— Что ты спишь?! Встань и обратись к твоему Богу! Может быть, Он вспомнит о нас, и мы не погибнем!
Наконец, Иона очнулся, вышел на палубу и стал взывать к Господу. Но и его молитвы не помогали: ураган не утихал!
Отчаявшиеся корабельщики кивнули друг другу:
— Бросим жребий! Он покажет, кто в ответе за наши злоключения.
Жребий показал на Иону. Матросы обступили пророка:
— Скажи незнакомец, кто ты? Из какого народа? Чем занимаешься, откуда и куда направляешься?
— Я из еврейского народа, — честно ответил Иона — Я верую в Единого Бога, который сотворил и сушу, и море...
Потом он рассказал корабельщикам о том, как ослушался Бога, и о том, что сейчас в страхе убегает от Его воли.
Страшно испугались мореходы!
— Зачем ты это сделал?!
— Я виноват. Казните меня. Бросьте за борт, и море утихнет.
Но члены команды не решались на такой поступок. Им было жалко Иону. К тому же, они боялись навредить приближенному могучего Бога, Который способен устроить в море такую бурю.
Матросы взялись за весла и изо всех сил стали грести к берегу. Земля была близка! Нет, не тут-то было. Как ни старались гребцы, бушующее море разворачивало судно прочь от суши.
Делать нечего. С тяжелым сердцем матросы перекинули Иону через борт, громко взывая к Богу:
— Молим Тебя, чтобы не погибнуть нам за душу этого человека! Не обвиняй нас в смерти невинного, потому что Ты, Господи, делаешь то, что угодно Тебе!
В море
Как только Иона оказался в воде, буря тотчас прекратилась. Корабельщики обрадовались и... ещё больше испугались! Как же велик Бог Ионы, если Он может в одно мгновение устроить шторм, а потом также в один момент его прекратить! Теперь они будут почитать Его и поклоняться Ему...
А что же пророк? Он погружался в пучину. Сознание его затухало. Несчастный уже прощался с жизнью, как вдруг... почувствовал сильный толчок и оказался в темном, тесном месте, где почти невозможно было пошевелиться. Но можно было дышать! Он жив! Но где он? Внутри огромного морского чудища! Оно его проглотило.
Что это было за чудище? Понятно, что люди в древности не очень хорошо разбирались в обитателях морских глубин, и для них все большие морские животные казались настоящими монстрами. Они могли назвать чудищем, морским драконом и огромную рыбу, и страшного зубастого кита — кашалота.
Но разве такое бывает, чтобы кто-то оказался внутри какого-то из этих существ и выжил? Для людей верующих здесь нет чего-то невозможного, ведь они знают, что Господь способен творить чудеса. И корабельщики другой веры только что стали свидетелями такого чуда — на их глазах в секунду завершился страшный шторм. Богу возможно всё. Ему ничего не стоило сохранить жизнь Ионе, попавшему в чрево чудовища.
Но даже если человек неверующий, то и он может убедиться, что не только Библия рассказывает о подобных случаях. Например, в позапрошлом веке, в 1891 году, кашалот разбил шлюпку охотников на китов. Через несколько часов кашалота поймали, и внутри у него обнаружили человека по имени Джеймс Бартли. Он был жив! Хотя провел внутри кашалота 16 часов! Да что говорить, совсем недавно, в 2021 году, кит проглотил ныряльщика Майкла Паккарда, а потом выплюнул его! Он остался жив и почти невредим!
А сколько же пробыл внутри морского чудовища Иона? Целых три дня и три ночи! Это очень долго. Можно представить, как страшно и больно было ему. Но Иона сумел не потерять присутствия духа! Раз Господь не позволил ему утонуть, рассуждал пророк, то, может быть, даст возможность снова увидеть Божий свет и спасёт Своего посланника из пучины.
В морской тёмной глубине, в окружении холодных солёных вод плыло огромное чудовище, а из его живота возносились к Богу горячие скорбные молитвы, и хвалы Богу, и благодарности Ему, и просьбы о спасении. Иона каялся в своей слабости, в своих грехах.
И милосердный Бог услышал Своего раба! В кромешной темноте и глухой тишине вдруг послышался какой-то звук... плеск... и — чудо! — сквозь мрак к пленнику пробился луч света! Потом Иона почувствовал, как какая-то сила резко выталкивает его сначала в воду, потом — в воздух и... выкидывает на сушу! Берег! Свет! Солнце! Твёрдая земля! Смерть отступила!
Пророчество, которое не исполнилось
Освободившийся пленник плакал от счастья и горячо благодарил Бога. И тут Господь снова обратился к Своему пророку:
— Встань, иди в великий город Ниневию! И проповедуй в ней то, что Я уже повелел тебе.
Тут уже Иона даже не думал противиться воле Бога. Он наконец сумел добраться до Ниневии.
Ниневия была большим городом. По тем временам — просто огромным. Шутка ли: три дня пути требовалось, чтобы обойти город кругом! Ученые говорят, что там могли жить до ста тысяч жителей — это очень много для той эпохи! Ионе же предстояла непростая задача: сообщить всему городу, всем жителям свое пророчество.
— Ещё сорок дней и Ниневия будет разрушена!.. Ещё сорок дней и Ниневия будет разрушена!.. — Иона просто ходил по улицам города, и выкрикивал эти слова. Час за часом. С самого утра, до самой темноты.
Сначала пророка никто не слушал. Смеялись над ним, принимали за сумасшедшего, а кто-то ругал чужеземца и бросал в него камнями — зачем он смущает народ такими грозными предсказаниями?
Но потом в Ниневии прошел слух, что это не сумасшедший, а пророк из других земель. О иудейских пророках знали далеко за пределами их страны. И даже там многие относились к ним с почтением и с опаской. Ниневитяне начали вслушиваться в слова необычного человека, чьими устами, возможно, говорил Сам Бог.
— Ещё тридцать три дня, и Ниневия будет разрушена! — продолжал кричать Иона. — Ещё тридцать два дня... Тридцать один день...
Тревога среди горожан росла: их город должен быть разрушен? Им, их семьям, близким суждено погибнуть? Но что же делать? Бежать? А как же дома, семьи, хозяйство?..
И тогда некоторые стали догадываться: может быть, дни, которые Господь дает до разрушения города, — не просто отсрочка, а время для покаяния? И спасение ещё возможно?
Горожане — все, включая даже великого ассирийского царя, — объявили пост. Они больше ничего не ели и не пили. Все, от стариков до детей, сняли свои красивые богатые наряды и оделись в грубую, ветхую одежду. Каждый стал каяться перед Богом в своих грехах, моля о пощаде. Они поняли, что Божья кара грозит им за неправедную жизнь, которую народ вёл раньше, за всё зло и насилие, в котором они жили. Теперь же горожане выходили на улицы, падали на колени, рыдали, взывали к небесам...
На горе
И вот настал сороковой день, когда должно было исполниться пророчество.
Иона тайно вышел из городских ворот Ниневии и поднялся на гору с восточной стороны города.
Солнце палило нещадно, поэтому Иона смастерил себе из веток навес — кущу, которая должна была давать тень. Но накрыть навес было нечем, и от жары он не спасал. Пророк просто сидел на камнях и смотрел на город.
А с Ниневией... ничего не происходило! Не рушились стены, не ударяли в дома молнии, не изливались потоки воды с небес на жителей, не было ни пожаров, ни землетрясений...
Иона всё яснее понимал, что Бог, увидев подвиг покаяния ниневитян, отменил Свой приговор и решил отвести от города бедствия, о которых предупреждал его жителей иудейский пророк. Всё случилось так, как он предполагал и боялся. Пророчество, с которым он пришел в эту землю, не сбылось!
Отчаяние охватило душу Ионы.К нему добавлялись страдания от страшной жары, духоты, палящего солнца... Совсем было пал духом пророк, как вдруг... случилось настоящее чудо! В том месте, где сидел Иона, прямо из скальной расщелины, откуда ни возьмись, выросло вьющееся растение с широкими листьями! Ещё несколько часов назад его не было, но вот уже навес, который Иона смастерил из веток, оказался плотно увитым густой зеленью! Теперь Иона был укрыт от невыносимого зноя! Тень, прохлада, свежесть... Очень обрадовался этому удивительному событию Иона! А потом тут же, под навесом, и уснул.
На следующий день, как только занялась заря, по повелению Божию, появился на горе червяк. Он подточил корни растения, и оно... сразу засохло!
Взошло солнце. Подул знойный пустынный ветер. Снова солнце со всей силой опалило голову Ионы. В отчаянии он взмолился Богу:
— Господи! Лучше мне умереть, чем жить!
— Неужели ты так сильно опечален тем, что засохло это растение? — ответил ему Бог.
— Очень! До смерти опечален!
— Ты сожалеешь о растении, над которым не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало, — ответил Господь. — Мне ли не пожалеть великого города Ниневии, в котором живет столько людей?..
И тогда открылось пророку Ионе, как велико Божие милосердие. Оно выше милосердия и понимания человеческого! И больше душу пророка не терзали противоречия — всю оставшуюся жизнь он был полностью предан Господу.
Итак, город не погиб. Воссияло солнце, ниневитяне решили, что это знак милости Божией и прощения. Они вышли из города, поднялись на гору к пророку Ионе и принесли ему дары. Наверное, они были очень благодарны пророку за спасение, за то, что вразумил их, рассказал им о Боге и о том, что ждёт их, если они не покаются.
***
На этом рассказ о пророке Ионе в Библии заканчивается. Что случилось с ним дальше, мы точно не знаем. Но его имя, имя древнего пророка, мы в Библии ещё найдем. Причем обнаружим его в Новом Завете, среди событий, которые произойдут через много-много веков, когда в мир придет Спаситель. Однажды Иисус Христос, говоря, что Ему предстоит пройти через страдания, смерть на Кресте и воскреснуть, вспомнит именно пророка Иону: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи».
Сама жизнь Ионы, сами события, которые он пережил, стали пророчеством о том, что случится намного позже. Только в истории про пророка Иону повествуется о спасении лишь одного города, пусть и очень большого. А Евангелие рассказывает о том, как Иисус Христос принес спасение всему человечеству!