22 сентября в Москве прошел День без автомобиля. Руководители департаментов и служб отправились на работу на велосипедах или в общественном транспорте. А мы прокатились с главой Департамента природопользования и охраны окружающей среды Антоном Кульбачевским.
Антон Кульбачевский выходит из многоэтажки на улице Ивана Бабушкина в 9:20 утра. Он в темно-синем костюме свободного покроя и в классических ботинках.
— Впервые еду на велосипеде в деловой одежде, — признается глава ведомства и, ловко перебрасывая ногу, присаживается на сиденье.
А мы начинаем мысленный отсчет: три...
— Мы своим примером показываем, что в Москве стало комфортно, ведь город стал еще больше открыт для пешеходов, создается велодорожная инфраструктура,— объяснил Кульбачевский.
Два...
— Я и сам заметил, велосипедистов в Москве стало больше, — оборачивается на нас Кульбачевский.
Один... Марш!
Правая нога, затем левая, снова правая. Закрутились колеса, зафиксировался в ровном положении руль, но Кульбачевский не спешит разгоняться.
— В костюме, кстати, удобно, — отмечает глава ведомства и начинает набирать темп.
— На велосипеде я катаюсь часто и на работу езжу на своем двухколесном друге, когда есть возможность, — вспоминает Кульбачевский. — А еще по выходным мы катаемся с семьей на Воробьевых горах.
Велосезон для него открывается в апреле, а заканчивается в октябре. Зимой Антон Кульбачевский на велосипеде не катается, хотя признается, что несколько раз все же пробовал.
С такими регулярными тренировками без труда можно преодолеть расстояние в 20 километров — именно такой путь сегодня нам предстоит проехать от дома до Департамента природопользования.
— Для сравнения: на машине я добираюсь больше часа, а на велосипеде — от силы минут 40, разница существенная, — рассказывает Кульбачевский, не переставая крутить педали в умеренном темпе.
Едем по Ленинскому проспекту. Кульбачевский предпочитает перемещаться исключительно по тротуару.
— Это намного безопаснее, тем более мы никому не мешаем, — показывает глава ведомства правой рукой на свободную условную линию на тротуаре.
Пешеходы велосипедистам уже не удивляются — пропускают. А вот автомобилисты уступают дорогу менее охотно. Когда мы пересекали улицы в районе Ленинского проспекта, трое из пяти автомобилистов проводили нас недовольным взглядом, мол, зачем время наше занимаете. Конечно, в Москве не каждый день увидишь человека в строгом костюме на велосипеде. Хотя во многих странах Европы и в Англии акция «На работу на велосипеде» стала уже обыденностью. На двухколесный транспорт пересаживаются все: студенты, пенсионеры, менеджеры и директора крупных компаний.
Пока для нас эта «велообыденность» в диковинку, возможно из-за погодных условий. Но велосипедное движение активно заполняет столичные дороги.
— Нам бы хотелось хотя бы пять процентов автомобилистов пересадить на велосипеды, мы уже четыре года активно двигаемся в этом направлении, думаю, что мы эту задачу решим,— рассказывает Кульбачевский, проезжая станцию метро «Октябрьское поле», и неожиданно резко останавливается: что-то случилось.
Заднее колесо велосипеда предательски начинает сдуваться — видимо, мы наехали на что-то острое. Шина проколота. Но решительный настрой так просто не сдуется! Через некоторое время помощники Антона Кульбачевского привезли другой велосипед.
— Ничего страшного, мы продолжаем, — кажется, даже не расстроился Антон Олегович.
Подъезжаем к району Якиманка. Пока что нам встретились минимум шесть велосипедистов.
— Видите, заминка произошла с этой шиной, так бы намного быстрее доехали. Уложились за час, но это все же лучше, чем стоять в пробке, — отмечает Антон Кульбачевский и паркует велосипед на стоянке около дома № 11 на Новом Арбате.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Максим Ликсутов, руководитель департамента транспорта Москвы:
- В рамках Всемирного дня без автомобиля мы призывали москвичей чаще пользоваться общественным транспортом. Конечно, кто сможет и кто захочет. Я считаю, что каждый человек должен изменить так называемый привычный стандарт поведения и воспользоваться общественным транспортом. Я сам часто это делаю и рекомендую всем автолюбителям, ведь это существенно экономит время.
СПРАВКА
Всемирный день без автомобиля впервые был проведен в 1973 году в Швейцарии, когда власти страны в связи с топливным кризисом призвали граждан отказаться от машин на четыре дня. Спонтанные отказы то в одной, то в другой стране Европы продолжались следующие два с половиной десятка лет. Затем эту акцию провела Великобритания. Годом позже отметилась и Франция. В 2000 году Еврокомиссия призвала весь Евросоюз ежегодно проводить акцию, но уже в течение недели. Москва присоединилась к движению в 2008 году.