Одиннадцатого марта 2021 года на аукционе Christie’s произошло поистине революционное событие: за рекордные $69,3 млн ушла с молотка полностью электронная картина графического дизайнера Майкла Винкельмана, работающего под псевдонимом Beeple. Его работа под названием «Первые 5000 дней» представляет собой коллаж, состоящий из 5000 рисунков, созданных Винкельманом в течение предыдущих 13 лет. Аукцион проводился в онлайн-формате и длился 15 дней. Начальная цена коллажа была всего $100, однако уже в течение последующих двух недель постепенно выросла до $10 млн. Основная же битва инвесторов развернулась за 15 минут до окончания торгов, когда за картину сражалось 10 человек, а шаг цены увеличился до $10–15 млн. Победил сингапурский инвестор с псевдонимом Metakovan. Пикантности этой ситуации придает тот факт, что, в отличие от предметов искусства реального мира, оригинал цифровой картины полностью идентичен всем ее копиям.
Вы можете найти ее на многих сайтах и скачать ровно в таком же качестве, как получил инвестор Metakovan. Даже на сайте самого аукционного дома Christie’s можно рассмотреть ее в мельчайших подробностях. В чем же тогда смысл тратить миллионы долларов на то, что можно получить бесплатно? Человек непосвященный обычно считает все, происходящее в мире электронного искусства, театром абсурда и не понимает, зачем платить за цифровые картины. Как сказал один мой клиент: «Эта сделка подтверждает два факта: нас окружает большое количество дураков, и у них полно лишних денег». Но я попробую удивить вас еще больше: сделка по покупке коллажа «Первые 5000 дней» может принести инвестору Metakovan $1 млрд в течение буквально нескольких месяцев. Чтобы это понять, давайте чуть ближе посмотрим, как работает рынок электронного искусства. Весь этот рынок построен на загадочной аббревиатуре NFT, расшифровывающейся как non-fungible tokens (уникальные токены). Проводя аналогию с реальным миром, NFT — это как свидетельство о праве собственности на какой-либо объект. Этим объектом может быть картинка, звуковая или видеозапись, текст или любой другой объект реального или виртуального мира. Сам факт удостоверения права собственности происходит в сети блокчейн и доступен для проверки и валидации всем желающим. Каждый человек может загрузить созданный им предмет искусства в сеть и выпустить токен, подтверждающий право собственности на это произведение. Этот токен потом можно подарить или продать на одном из онлайн-аукционов. Рынок NFT пока относительно небольшой. По оценке портала cryptoslam.io, агрегирующего информацию о торгах на различных площадках, совокупный объем торгов объектами электронного искусства в марте составил примерно $330 млн (без учета той самой сделки на аукционе Christie’s). Однако при сохранении текущих темпов роста уже примерно через год он будет исчисляться миллиардами долларов. Самыми популярными лотами на сегодняшний день являются короткие видеоролики с лучшими моментами в баскетболе от NBA Top Shots, а также 8-битные аватары из серии CryptoPunk. Несколько лет назад группа энтузиастов выпустила ограниченную серию пиксельных аватаров и раздавала бесплатно токены на них всем желающим. Сейчас же максимальная стоимость одного из них составляет $7,8 млн. На самом деле NFT — это не совсем рынок, где люди покупают причудливые картинки и ролики за миллионы долларов. Точнее, не только рынок причудливых вещей. Известные музыканты, актеры и бизнесмены теперь тоже продают там свои работы. В частности, американский рэпер Snoop Dogg недавно выпустил первые токены на свои работы, боец смешанных единоборств Франсис Нганну продал в виде токена видео со своим чемпионским боем за $580 000. Интересно, что эта сумма больше премиальных $500 000, полученных им от ассоциации UFC за победу. Основными выгодоприобретателями рынка NFT как раз и должны стать артисты, писатели, художники, в общем все, кто так или иначе связан с искусством. Сейчас у них нет способов продажи своих работ, минуя посредников, таких как издательские дома, музыкальные лейблы, картинные галереи. NFT — это как раз тот механизм, который способен помочь артистам напрямую продавать свое творчество коллекционерам и поклонникам без дополнительных посредников и комиссий. Большое преимущество электронных токенов заключается в том, что их можно дробить на любое количество частей, а также делать токены на еще не существующие объекты. То есть теоретически тысячи людей могут, например, профинансировать будущую книгу Джоан Роулинг про Гарри Поттера, если она вдруг решит ее выпустить. Автор получит полную стоимость гонорара, а коллекционеры и инвесторы — последующее коллективное право собственности на книгу. Владелец токена сможет передать или продать свою долю по рыночной цене. Примерно это и сделал сингапурский криптоколлекционер Metakovan. Незадолго до покупки картины «Первые 5000 дней» он купил несколько других картин дизайнера Beeple за $2,2 млн. Потом в январе 2021 года он создал виртуальную картинную галерею и выпустил токены к этой коллекции картин. Первоначальная цена токена составляла $0,36, но уже сегодня они торгуются по $16. В немалой степени этому поспособствовала мировая пресса, горячо обсуждавшая покупку электронной картины за астрономическую сумму. Именно по этой причине сделка на аукционе Christie’s не кажется такой уж глупой: эти $69 млн на самом деле являются стоимостью привлечения внимания мирового сообщества. Картину «Первые 5000 дней», судя по всему, ждет та же судьба, что и более ранние работы дизайнера Beeple. Право владения ею будет разделено на тысячи токенов и продано другим коллекционерам. По оценкам экспертов, совокупная стоимость картины тогда может превысить $1 млрд и принесет первым инвесторам около 1340%. Это примерно столько же, сколько можно заработать на инвестициях в рынок акций за 28 лет. Виртуальный мир с его виртуальными деньгами, биржами и предметами искусства — это то, что сознательно игнорируется в течение долгого времени традиционным финансовым миром. Еще несколько лет назад это все казалось не более чем развлечением для школьников и студентов и не выглядело как угроза финансовым институтам. Однако уже сегодня капитализация биткоина составляет $1,1 трлн, что сопоставимо с ВВП России в 2019 году ($1,7 трлн). А темпы роста рынков виртуального мира ежегодно бьют все рекорды. Похоже, что финансовым организациям все-таки придется перестраиваться и адаптироваться к новой реальности. И наиболее успешным окажется тот, кто в покупке картинки за $69 млн будет способен увидеть не глупость, а гениальный инвестиционный ход.