Действия властей в условиях эпидемии становятся все более хаотичными. Правительство сначала 31 марта резко ограничило возврат россиян из-за границы, но после шоковой реакции МИДа, пытающегося помочь около 35 тыс. граждан, находящимся за рубежом, ввело фактически ручное управление квотами. “Ъ” разбирался, когда, как и какой ценой россияне могут вернуться домой.
Ограничить с 31 марта прием аэропортами россиян, по данным “Ъ”, предложил Роспотребнадзор. Официально установленный лимит: 500 пассажиров в сутки в Москву (Шереметьево) и по 200 — в любой регион. В МИДе говорят, что квоты сразу осложнили, а где-то и парализовали процесс возвращения граждан. Точную цифру тех, кто хочет вернуться, в министерстве назвать не смогли, поскольку она «плавающая и постоянно меняется в сторону увеличения». «Речь идет о примерно 35 тыс., которые направили информацию в российские дипломатические представительства. Многие не указали контакты для обратной связи, что затрудняет их идентификацию. Но со списками продолжается работа и верификация»,— сообщили “Ъ” в ситуационно-кризисном центре МИДа.
К вечеру масштаб проблем из-за квот осознали и в Росавиации. Там сообщили о локальном изменении ограничений: 31 марта планировалось доставить 1947 человек, из них 535 человек в регионы.
«Якутия» уже привезла во Владивосток с Филиппин 170 человек, S7 — 202 человека из Вьетнама в Новосибирск, 163 человека из Таиланда в Иркутск. «Аэрофлот» должен вывезти из Таиланда в Москву 402 человека, из Денпасара — 417 человек. «Россия» доставит из Гоа 133 человека. Azur Air из Канкуна — 460 человек. На 1 апреля запланированы рейсы из Индии, Туниса, Таиланда (в целом шесть, из них четыре во Владивосток, Красноярск, Новосибирск и Иркутск). Рассмотрены вопросы доставки россиян из Катара, Италии, Великобритании, Танзании, Шри-Ланки и других государств, но о решениях не сообщается. «Работа группы продолжается в ежедневном режиме»,— говорят в Росавиации. Однако, уточнил источник “Ъ” в ведомстве, об отмене квот речи не идет, ситуацией будут управлять «в ручном режиме», то есть она останется подвешенной.
Кто где застрял
Из-за новых ограничений около 400 россиян уже застряли на транзите в аэропорту Дохи, большинство пытается вернуться с Бали. Как рассказала “Ъ” одна из туристок, Qatar Airlines, хотя Катар давно находится на карантине, собиралась осуществить два рейса в Москву и Санкт-Петербург. Но в России оказались не готовы принять собственных граждан. Держать россиян неопределенное время в фактически закрытом аэропорту катарцы не могли и приняли решение вернуть их на Бали. К моменту отправки номера в печать судьба этих людей была неизвестна.
Евгений, который находится в аэропорту Джона Кеннеди в Нью-Йорке, рассказал, что перед стойкой «Аэрофлота» дежурит группа в 80–100 человек, которые не смогли улететь 30 марта. «У меня, жены и маленького ребенка были билеты Delta и KLM из Детройта в Москву через Амстердам на 8 апреля. В Delta сообщили, что не смогут осуществить рейс, а в консульстве РФ сказали, что единственная возможность улететь — из Нью-Йорка "Аэрофлотом" 2 апреля, но для этого мне нужно за сутки физически явиться к офису компании в аэропорту. В KLM бесплатно поменяли билет, но, прибыв в Нью-Йорк, где самая проблемная ситуация с коронавирусом, я вижу на табло, что рейс на 2 апреля отменили, а будет ли новый и когда — неизвестно»,— рассказал он, добавив, что на стойках «Аэрофлота» никого нет и «ни в консульстве, ни в авиакомпании не отвечают на вопросы».
Посольства РФ в разных странах еще на прошлой неделе завершили составление списков россиян, которые хотят вернуться домой. Речь в первую очередь идет о туристах. МИД РФ занимается проблемой вывоза россиян с середины марта.
Самыми проблемными точками в министерстве называют Таиланд, откуда хотят вернуться больше 20 тыс. человек, Индию (более 5 тыс.) и Индонезию (5 тыс.).
Сотни людей разбросаны по Латинской Америке. Частично решить проблему здесь удалось: 1 апреля в Бразилию и Перу вылетит борт Azur Air, который заберет 150 человек из Рио-де-Жанейро и 299 человек из Лимы.
Между тем 30 марта стало известно, что аэропорт острова Пхукет в Таиланде будет полностью закрыт с 10 по 30 апреля. Днем ранее были закрыты въезд на остров с материка через автотранспортный мост и порты. «В связи с этим настоятельно рекомендуем всем российским гражданам, находящимся на о. Пхукет и планирующим возвращение в Россию через аэропорт г. Бангкока, заранее планировать маршрут до столицы Таиланда»,— говорится на странице Facebook посольства России в Таиланде. Там же до 1 апреля собирается дополнительная база данных по россиянам, находящимся конкретно на Пхукете.
«Мы заполняем все формы, которые просят, но не можем понять, как лучше действовать. На Пхукете пока есть где жить, а вот что делать в Бангкоке, сколько там придется ждать самолет — вопрос. Если честно, я до последнего надеялся, что Turkish Airlines, как и обещали, возобновят рейсы 17 апреля или компенсируют обратный билет»,— сказал “Ъ” москвич Георгий Андрушкевич, у которого был запланирован вылет домой с Пхукета на 2 апреля.
Цена возвращения
Вопросы вызывает и сама организация вывоза граждан. Регулярных рейсов в Россию фактически не осталось: даже «Аэрофлот» теперь летает только чартерами.
Из стран, с которыми прекратилось регулярное авиасообщение, россияне могут улететь, только встав на учет в местном консульстве.
«Как только набирается достаточное количество человек, туда присылают борт»,— объяснил собеседник “Ъ” на авиарынке.
На страницах посольств в соцсетях можно увидеть отклики россиян о высокой стоимости билетов. В МИД РФ в ответ лишь подчеркивают, что вопросы ценообразования на «вывозные» рейсы, а также назначение авиаперевозчиков для их выполнения относятся к компетенции Росавиации.
Координация налажена не слишком удачно: глава «Аэрофлота» Виталий Савельев жаловался 30 марта, что «вывозные» рейсы компании летают недозагруженными, и попросил граждан ставить МИД в известность, если они передумали лететь.
«Россияне уже давно заявили о своем желании вернуться, заполнили всевозможные анкеты и списки, но большинство просто не в состоянии оплатить коммерческие тарифы авиакомпаний с учетом текущего курса. Даже позвонить в колл-центры они физически не могут: деньги на телефоне в роуминге закончились, они выходят на связь, если найдут бесплатный интернет»,— заявили ТАСС в МИД РФ в ответ на слова господина Савельева.
С точки зрения оплаты билета существуют две категории случаев в зависимости от того, был ли у пассажира обратный билет российской авиакомпании или купленная у российского туроператора путевка. Так, в S7 пояснили, что, «если у пассажира уже есть билет S7 Airlines и его рейс есть в расписании чартеров на сайте авиакомпании, дополнительных действий не требуется — можно сразу приезжать в аэропорт. Если рейса в списке не оказалось, то пассажиру нужно связаться с контактным центром S7 Airlines для переоформления на выбранный чартерный рейс. Это не требует дополнительных расходов».
При желании клиента, имеющего билет S7, вернуться в Россию авиакомпанией-партнером перевозчики сами договариваются о взаиморасчетах. Собеседники в отрасли добавляют, что аналогичная система действует и в других российских авиакомпаниях, в том числе в «Аэрофлоте».
Заплатите и летите
Но если у пассажира куплен обратный билет не у российской, а у иностранной авиакомпании, то гарантий его переоформления на «вывозной» чартер нет. Если у авиакомпании нет партнерского соглашения с организатором чартера, например «Аэрофлотом», взаиморасчеты провести не получится.
В таком случае либо если обратного билета исходно не было, человек может попробовать купить билет на «вывозной» чартер (это можно сделать через сайт авиакомпании или даже через агрегатор). «Любой путешественник (из-за границы в Россию — только россияне) может купить билеты на чартерные рейсы, если места на них доступны»,— говорят в S7. Однако в компании отмечают, что ближе к дате вылета «часто остаются только билеты по высоким тарифам или места бизнес-класса, поскольку приоритет отдается путешественникам, у которых уже есть билеты».
Иногда пассажирам приходится доплачивать, даже имея на руках билеты.
Так, у одного из собеседников “Ъ” были билеты Fly Dubai на 25 марта. Сначала рейс отменили в связи с закрытием авиасообщения в ОАЭ, но в итоге авиакомпания приняла решение сделать несколько вылетов в Москву. Чтобы попасть на них, нужно было доплатить 1 тыс. эмиратских дирхамов (около $270).
С 18 марта из ОАЭ в Россию вернулось более 35 тыс. российских граждан. Среди них все, кто отдыхал по пакетным турам. За туристами прилетали самолеты «Уральских авиалиний», Azur Air, «Аэрофлота», S7, «Победы», IFly. Источник “Ъ”, знакомый с ходом вывоза пассажиров из ОАЭ, рассказал, что, например, IFly совершила последний рейс из ОАЭ 26 марта с туристами Tez Tour и еще 28 пассажирами, выкупившими билеты на оставшиеся места. Цену билетов определял туроператор, который их и продавал.
Можно ли улететь бесплатно
Известны случаи, когда туристам удалось вернуться в Россию бесплатно. Так, «Белавиа» вывезла на 11 рейсах более 2 тыс. российских граждан из Египта (Шарм-эш-Шейха и Хургады). По данным “Ъ”, эти рейсы совершались в счет долга «Белавиа» за аэронавигационное обслуживание в России. В «Белавиа» не стали комментировать ситуацию. Azur Air бесплатно вывезла около 500 туристов из Марокко, а также 27 марта — 457 человек с Филиппин. В Azur Air рассказали, что за прошедшую неделю (23–30 марта) вывезли из-за рубежа около 27,8 тыс. человек. В основном это организованные туристы, оплатившие перевозку при покупке турпакетов. Источники на рынке утверждают, что стоимость рейсов покрыло государство.
Правительство действительно выделило 28 марта перевозчикам 1,5 млрд руб. на компенсацию расходов на вывоз россиян, но компаниям деньги пока не поступили.
“Ъ” не удалось выявить однозначные критерии того, кто может рассчитывать на бесплатный билет, а кто должен покупать его за свои деньги. Источник в Росавиации говорит, что большая часть пассажиров платит за билеты цену, указанную перевозчиком. В порядке исключения гражданин может улететь в Россию бесплатно, если докажет местному консульству, что не в состоянии заплатить за перелет. «Такие случаи разрешаются в индивидуальном порядке»,— пояснил собеседник “Ъ”.
Один из источников “Ъ” говорит, что существует постановление правительства №370 от 2010 года об оказании помощи гражданам России, оказавшимся без средств к существованию за рубежом.
Речь в нем идет о рассмотрении исключительных случаев в индивидуальном порядке специальной комиссией. Но, подчеркивает собеседник “Ъ”, этот механизм не рассчитан на массовые случаи, когда речь идет о десятках тысяч граждан, и не может работать без дополнительного финансирования со стороны правительства. Посольства и так сами изыскивали средства для трансфера россиян в аэропорты, обеспечения их едой в самых критических ситуациях, как в Индии и на Филиппинах. В правительстве РФ отвечать на вопросы о дополнительном финансировании деятельности посольств и вывоза россиян не захотели.