В январе 2025 года пандемия коронавируса кажется чем-то нереальным. Забыты паника, очереди за туалетной бумагой и гречкой, ограничения и обязательные «намордники». Между тем и спустя пять лет после начала эпидемии люди продолжают делать миллиарды на этой истории, причём иной раз отказаться от их услуг невозможно.
Эпидемия ковида помогла многим заработать состояния. Деньги делали буквально на всём: масках, аппаратах ИВЛ и другом медоборудовании, поддельных справках о вакцинации. Однако эти числа меркнут по сравнению с тем, сколько заработали фармкомпании, разработавшие антиковидные вакцины.
По итогам пандемии мировой клуб миллионеров пополнился девятью новыми членами. Четверо из них связаны с американской компанией Moderna. Эта вакцина была полностью одобрена в 34 странах, ещё 116 государств дали право на ограниченное использование. В итоге Spikevax принёс 4,3 млрд долларов гендиректору компании Стефану Банселю, председатель совета директоров Нубар Афеян заработал 1,9 млрд, инвесторы Moderna Тимоти Спрингер и Роберт Лангер пополнили свои состояния на 2,2 и 1,6 млрд долларов. Более того, огромный куш сорвал даже производитель упаковок для вакцины Moderna. Председатель компании ROVI Хуан Лопес-Бельмонте на флакончиках и коробочках заработал 1,8 млрд долларов.
Столь бурного роста прибыли фарминдустрия, пожалуй, не видела за всю историю отрасли. По сравнению с 2020 годом производители вакцин увеличили доходы компаний на десятки миллиардов долларов.
По данным Fierce Pharma, в 2020 прибыль Astrazeneca составила 26,62 млрд долларов. Год спустя — 37,42 млрд. В 2023, несмотря на полтора десятка тысяч исков из-за “побочек”, приведших к инвалидности, поданных только в Великобритании, компания продолжала стричь купоны со своей вакцины, заявив о прибыли 45,81 млрд долларов.
Пандемия пролилась денежным дождём на всех крупных игроков на рынке вакцин. Roche, Johnson & Johnson, Novartis — жирный кусок пирога достался каждому. Однако один концерн стоит особняком.
Кабальный контракт
Один из тех самых пандемийных миллиардеров — Угур Шахин, сооснователь и руководитель немецкой компании BioNTech, разработавшей антиковидную вакцину совместно с американской транснациональной компанией Pfizer. Она позволила американской корпорации поставить уникальный рекорд. По итогам 2022 года впервые в истории фармацевтической индустрии прибыль компании превысила 100 млрд долларов. Почти 38 млрд из них принесла продажи вакцины.
Львиную долю ковидных денег Pfizer принёс контракт с Евросоюзом. Удивительно, но детали договора скрывают не только от публики, но и от депутатов Европарламента. Известно лишь, что ЕС заплатил 35 млрд евро за 1,8 млрд доз вакцины у Pfizer. Ещё 36 миллиардов долларов ЕС выделил на закупку 2,8 млрд доз вакцин у других производителей. По данным на январь прошлого года, население Евросоюза составляет 449 млн человек.
Девать такой количество вакцины в Европе некуда, и страны вынуждены её утилизировать. По данным Politico, за прошедший год ЕС отправил на помойку не менее 215 млн доз вакцины стоимостью около 4 млрд евро. Тем не менее отказаться от закупок, согласно контракту с Pfizer-BioNTech, государства Евросоюза не могут и вынуждены будут продолжать вливать в фармгиганта деньги вплоть до 2027 года. Год назад вырваться из это кабалы попытались Польша, Венгрия и Румыния, но безуспешно. В Pfizer заявили, что украинский конфликт, необходимость приёма беженцев и рост расходов не снимает обязанности ежегодно покупать миллионы доз вакцины, и подали на эти государства в суд. 30 января, в годовщину объявления ВОЗ чрезвычайной ситуации, в Брюсселе пройдёт очередной судебное слушание по варшавскому вопросу. Бухарест и Будапешт на очереди. На кону — миллиарды евро.
«Мутные» дела фон дер Ляйен
Параллельно с исками Pfizer развивается другое дело, непосредственно связанной с этим концерном и его вакцинами. Дело в том, что «жирный» контракт с Евросоюзом компания получила весьма «мутным» образом. Глава Еврокомиссии Урсула фон дел Ляйен решила многомиллиардный вопрос через личную смс-переписку с гендиректором фармгиганта Альбертом Бурлой без предварительного согласования со странами ЕС. Пикантности ситуации добавляет резкий карьерный рост мужа главы Еврокомиссии Хайко фон дер Ляйена в компании Orgenesis, имеющей тесные связи с Pfizer. С приходом мужа главы ЕК на директорский пост неожиданно выросли и доходы фирмы, причём сразу на 364%.
Когда правда всплыла наружу, скандал разродился небывалый. Редакция The New York Times подала на Еврокомиссию в суд за отказ обнародовать переписку, однако в суде выяснилось, что фон дел Ляйен «случайно её удалила», а адвокаты Бурла, присутствующие на процессе, идти на встречу журналистам желанием не горят.
Подан иск и против самой Урсулы. В 2023 после многочисленных жалоб бельгийского активиста Фредерика Бальдана и жертв вакцинации суд Льежа начал рассматривать обвинения фон дер Ляйен в коррупции. Вместо того, чтобы публично объявить о своей невиновности и раскрыть тщательно скрываемые детали контракта, глава Еврокомиссии начала действовать другим образом. С одной стороны, она требует, чтобы её дело рассматривала Европейская прокуратура. Это желание понять не сложно: прокуроров назначает глава Еврокомиссии. С другой, она настаивает, что обладает иммунитетом от подобного рода преследований. Очередное судебное заседание по этому поводу должно было состоятся 6 января, однако, вот незадача, накануне чиновница заболела ужасной пневмонией и была вынуждена пропустить заседание. Следующее назначено на 20 января, в день инаугурации Дональда Трампа. По странному стечению обстоятельств, фон дер Ляйен объявила о своём намерении встретиться с 47-м президентом США до этой даты, так как серьёзные дела не терпят отлагательств.
Дёшево отделается
Директор Центра политического анализа Павел Данилин рассказал aif.ru, что вряд ли задача встречи с Трампом состоит в урегулировании «пфайзергейта». На этом поле играют другие игроки, и опасаться суда в Льеже ей, судя по всему, не стоит.
«Скорее всего, Урсула сможет соскочить с рассмотрения этого дела, потому что там задействованы не только она с мужем, но и крупные фармацевтические компании. Она сделает всё, чтоб этот суд не закончился для неё негативным приговором и ей в этом будет помогать в том числе и бигфарма. Здесь главная проблема не в самой Урсуле, а в корпорациях», — отметил Данилин.
Громкий скандал, тянущийся уже пару лет, не смог разрушить политическую карьеру фон дер Ляйен. Все обвинения стекают с неё как с гуся вода. Хотя европейские политики любят разглагольствовать об институте репутации, в минувшем июле Урсула благополучно переизбралась на новый срок главы Еврокомиссии. Невыгодный тайный контракт на десятки миллиардов евро не стал этому препятствием.
«В современном мире, как ни странно, чем больше компромата на политика, тем больше этот политик становится непотопляемым. Примерно такая же ситуация была с немецким канцлером Олафом Шольцем. К нему есть вопросы по поводу его связи с китайскими компаниями. К экс-премьеру Британии Борису Джонсону были соответствующие претензии, но этот компромат имеющийся он не в минус идёт политикам, а в плюс. Вся репутация у европейцев подорвана. Она подорвана участием в незаконных санкциях против России и в войне, подорвана коррупционными интересами. Не думаю, что сегодня можно употреблять слово репутация применительно к европейским политикам», — пояснил Данилин.
Впрочем, даже если бы фон дер Ляйен пришлось бы подать в отставку, барыши, нажитые на коронавирусе, сгладили бы эти неудобства. Всё же речь о миллиардах, на пенсию хватит.