В Улан-Удэ (Бурятия) прошел обряд освящения автозаков. Иеромонах Николай (Щербаков), настоятель Свято-Никольского храма, посетил местное управление по наркоконтролю и благословил там всё. А напоследок окропил святой водой автозаки.
На сайте республиканского МВД пояснили, что это «сложившаяся традиция сотрудников наркоконтроля», а сам обряд называется «освящение колесницы». Сообщаем, что теперь все задержанные в Улан-Удэ могут с гордостью писать родным, в соцсети и в «ОВД-Инфо», что в неизвестном направлении их везут в колеснице, которая, возможно, и освященная. Хотя вряд ли после манипуляций представителя РПЦ данная разновидность авто станет более пригодной для транспортировки живых людей. Автозаки столичного УФСИН освятили в 2016 году. Церемонию провел протоиерей Константин Кобелев. Водителей автозаков о. Константин окроплять не стал, но призвал их быть внимательными на дорогах. Тогда же руководство тюремной службы отчиталось, что за предшествующие церемонии 3 года количество ДТП с участием автозаков снизилось в 10 раз, а в текущем году таковых вообще не было.
Страсти по оружию
Помимо автозаков, батюшки охотно благословляют различные «Искандеры» и прочие смертоносные приспособления. Когда вы смотрите по телевизору парад, можете быть уверены: каждую ракету, каждую гусеницу, каждый ствол накануне заботливо окропили и спели каждой железяке псалом. Эту практику РПЦ освоила примерно в 1998 году. Казалось бы, христианство яростно позиционирует себя религией мира и добра. Тем не менее благословлять орудия убийства священнослужители, видимо, не считают чем-то плохим. На этот случай существует «Воинский требник», где поясняется, как освящать воинов, их оружие и прочие сопутствующие предметы. В феврале прошлого года в РПЦ стали догадываться, что делают что-то не то. И Межсоборное присутствие РПЦ подготовило проект документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга», где, в частности, говорилось о том, что пора бы покончить хотя бы с благословением оружия массового поражения. Документ вызвал разброд и шатание. Один из армейских батюшек разразился горестным монологом: в старину-то благословляли боевые корабли и пушки, которые тоже оружие массового поражения, а теперь что же делается-то?! Разница в смертоносности средневековых и современных орудий, равно как и несколько возросшая с тех времен цена человеческой жизни как-то прошли мимо боевого попа. Впрочем, по факту РПЦ оказалась на его стороне. В декабре 2020-го документ дошел до комиссии Межсоборного присутствия, где зам. управделами Московской патриархии епископ Зеленоградский Савва заявил, что документ «вызвал большую дискуссию» и в него будут внесены поправки. С тех пор о документе ничего не было слышно.
Лидеры окропления
Настоящий чемпион в деле освящения больших железных штук – «Роскосмос». Для этого в 2005 году на Байконуре даже построили специальную церковь. Но самый первый освященный пуск состоялся осенью 1994 года: командир экипажа, отправляющегося на станцию «Мир», Александр Викторенко попросил священника освятить ракету и благословить экипаж. Полет этот оказался не самым блистательным. На корабле «Союз ТМ-20» обнаружилась куча неисправностей. Связь с ЦУП была очень плохая. При приближении к станции отказала система стыковки, а на самой станции – энергетическая система. «Мир» перешел в режим некорректируемого полета, а в обесточенном морозильнике растаяли пробы крови и мочи. С кислородом в какой-то момент тоже стало не очень – в общем, экспедиция оказалась нескучной. Но вряд ли в этом был виноват батюшка, поскольку станция «Мир» к тому времени сильно обветшала. По словам настоятеля храма на Байконуре протоиерея Сергия Бычкова, с 1998 года руководство отрасли исправно «молится Богу за успешный старт» перед каждым запуском. О. Сергий утверждает: освящать ракету или не стоит, решает конструкторское бюро. Им, безусловно, известно больше…
Хроники пикирующих спутников
Все привыкли острить по поводу попов на стартовых площадках. И действительно, неудачи преследуют наши ракеты, хотя их регулярно освящают и окропляют. Более чем за 10 лет уже набрался обширный список. 05.12.2010. Благословленная ракета-носитель «Протон-М», которая должна была вывести на орбиту сразу три спутника «ГЛОНАСС-М», доставила спутники в Тихий океан. 18.08.2011. Спутник «Экспресс-АМ4» вскоре после запуска перестал выходить на связь. Примерно через полгода он сошел с орбиты и затонул в Тихом океане. 24.08.2011. Транспортный грузовой корабль «Прогресс М-12М» рухнул в тайгу Горного Алтая. Эту аварию тогда назвали беспрецедентной. 09.11.2011. Автоматическая межпланетная станция «Фобос-Грунт» предпочла запланированный грунт Марса земному. 23.12.2011. Спутник «Меридиан» не дотянул до расчетной орбиты. 07.08.2011. Ракета «Протон-М» похоронила спутники связи «Экспресс-МД2» и Telkom-3 (о. Сергий Бычков утверждает, что этот пуск не благословлял, так как отсутствовал на космодроме). 28.11.2017. Ракета-носитель «Союз-2.1б» улетела в океан. И это далеко не все аварии. То ли батюшки стали халтурить перед стартом, то ли нужно что-то подправить в отрасли.