Минфин пересмотрел валютную стратегию кредитования иностранных правительств. Теперь ведомство планирует выдавать больше рублёвых займов, заявил "Известиям" глава департамента международных финансовых отношений ведомства Андрей Бокарев. Прежде всего новый подход протестируют на странах ЕАЭС, а в перспективе планируется давать в долг в нацвалюте и государствам дальнего зарубежья. Переход к рублю - это, с одной стороны, способ популяризировать его на международном уровне, полагают опрошенные "Известиями" эксперты. С другой - мера предосторожности для защиты от возможных санкций.
У Минфина пока не было проблем с возвратом долгов из-за валюты займа, заверил Андрей Бокарев. Однако он признал, что в планах ведомства - усиливать позиции рубля в кредитах иностранным правительствам.
- Сейчас мы активно обсуждаем, в том числе с потенциальными заёмщиками, возможности кредитования в нацвалюте. Минфин готов как выдавать, так и получать назад долги в рублях, - заявил чиновник.
По его словам, тестировать ориентированную на рубль модель заимствования изначально планируется на странах ЕАЭС и ближнего зарубежья. Однако в дальнейшем её могут распространить и на других партнёров. Впрочем, решение в любом случае будет приниматься индивидуально в отношении каждого заёмщика, резюмировал Андрей Бокарев.
По последним данным Минфина, задолженность других стран перед Россией составляет около $35 млрд. Эту цифру называл замглавы ведомства Сергей Сторчак в сентябре прошлого года. География должников неизвестна.
В 2020-2022 годах Минфин планирует выдать иностранным правительствам и организациям более 1 трлн рублей ($15,5 млрд), следует из материалов к бюджету. Это больше, чем за предыдущие пять лет. Деньги зарубежным заёмщикам требуются для завершения совместных проектов с российскими партнёрами, следует из данных Минфина. Кроме того, за счёт них будут профинансированы покупатели российской продукции.
При этом РФ в ближайшие три года вернёт от выданных ранее кредитов значительно меньше - 370 млрд рублей ($5,4 млрд).
Москва планирует брать в долг не так много, как давать взаймы: 640 млрд рублей, или $9,7 млрд. При этом лишь $700 млн Россия планирует привлечь в виде прямых кредитов от иностранных правительств или организаций. Занимать наша страна будет главным образом за счёт размещения облигаций на иностранных площадках.
САНКЦИИ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ
Чтобы повышать устойчивость национальной валюты, формировать дополнительные стимулы для развития экономики, необходимо в том числе формировать спрос на рубль со стороны заёмщиков РФ, уверен первый
заместитель председателя комитета Совета Федерации по бюджету и финрынкам Сергей Рябухин. Он полагает, что ничего экстраординарного в целом в стратегии перехода к российской денежной единице нет. Другое дело, что санкционные риски подстегнули к её исполнению. Запуск Минфином дедолларизации в области межправительственных займов означает, что ведомство оценивает угрозу ограничений на расчёты в иностранных валютах как достаточно высокую. Все долларовые транзакции проходят через Федеральную резервную систему, следовательно, и возможности по их блокировке у США абсолютны, резюмировал сенатор.
Впрочем, защита от санкций - едва ли главный аргумент в пользу укрепления роли рубля в межгосударственных заимствованиях, полагает директор центра по финансовой политике и рынкам РСПП Андрей Лисицын. По его словам, более вероятно, что Минфин заинтересован в расширении его использования в том числе для более эффективного управления валютными рисками. Это отчасти объясняет ориентацию на страны ЕАЭС как на основных получателей рублёвых займов. Значительная часть расчётов союза с Россией осуществляется в отечественной валюте, поэтому у других союзных государств достаточно высокий спрос на рублёвую ликвидность.
Кроме этого большая часть займов странам дальнего зарубежья выдаётся под экспортные контракты с российскими компаниями. Например, на строительство атомных электростанций или закупки вооружения. В таком контексте заёмщики могут быть более заинтересованы в кредитах в российской валюте, поскольку они могут использовать эти деньги для расчётов по уже заключённым сделкам, добавил Андрей Лисицын.
Согласно информации в публичном доступе, крупнейший должник России - Белоруссия. По данным Минфина этой страны, долг перед Россией составлял на конец прошлого года около $7,5 млрд. Из государств дальнего зарубежья больше всего кредитов выдано Венесуэле. Боливарианская Республика должна России $3,5 млрд, оценивал ранее президент Владимир Путин.
Инфраструктуру для расчётов с иностранными правительствами в национальных валютах Россия начала активно готовить в середине прошлого года. С рядом стран были заключены специальные соглашения - например, с Китаем и Турцией. Кроме того, как ранее писали "Известия", тема рублёвых расчётов активно обсуждалась с Кубой. Источники уверяли, что платформой для транзакций послужит система передачи финансовых сообщений ЦБ. А преодолеть главную для активизации расчётов с Кубой сложность - недостаток рублёвой ликвидности - планировалось как раз через кредитование страны в рублях.
Более того, как писали "Известия", РФ создавала совместную трёхстороннюю платформу для расчётов с партнёрами из Китая и Индии.