Новое правительство возглавил бывший глава ФНС, два вице-премьера тоже из налоговой. Михаил Мишустин уже выступил против отмены 13% НДФЛ для малоимущих, назвав это «неэффективной мерой». Каких изменений в сфере налогов нам всё-таки стоит ждать?
Если посмотреть на нелегальные сферы на бытовом уровне, каждый читатель «АиФ», наверное, вспомнит хотя бы один случай, как в кафе ему предложили заплатить наличными, потому что терминал оплаты не работает или забыли принести кассовый чек. Это типичный пример, как часть выручки предприятия проходит мимо кассы.
Ещё один огромный сегмент теневой экономики – расчёты между малыми предприятиями, между населением и малым бизнесом, между людьми. У нас в стране 17 млн человек находятся в трудоспособном возрасте, но официально нигде не работают. На самом деле они воруют налоги всех остальных граждан. Хотя бы потому, что региональные бюджеты платят за них взносы на медстрахование, в старости они получают соцпенсию и т. д. Попытки вывести их из тени делались многократно, обсуждались разные санкции, но, когда к процессу подключилась ФНС, всё начало получаться гораздо успешнее.
– Что значит «подключилась ФНС»?
– Я имею в виду удачный эксперимент для самозанятых, который начался в прошлом году в 4 регионах. В итоге в качестве самозанятых зарегистрировались 330 тыс. человек. С 1 января к проекту подключились ещё 19 регионов, и, думаю, в скором времени мы увидим до миллиона самозанятых. Создана простая и эффективная система выхода людей из тени. Человек устанавливает на смартфон приложение, загружает свои данные, фото, делает скан паспорта, получает подтверждение его подлинности, и всё – за 10 минут он зарегистрирован в качестве самозанятого. Не надо никуда идти, не нужны никакие отчёты. И налоги надо платить, только когда услуга уже оказана: физлицу – 4%, юрлицу – 6%. Для сравнения: когда наёмный работник получает зарплату, из каждых 130 руб. у него 30 руб. уходит в соцфонды, 13 руб. – на НДФЛ, и на руки остаётся только 87 руб.
– Но Иван Иваныч из Твери, который ремонтирует квартиры и деньги получает налом от заказчиков, думает: «Зачем мне регистрироваться самозанятым и делиться с государством даже этими 4%? А если ещё, не дай бог, налог завтра вырастет?»
– Со страхом, что налог вырастет, сложно бороться, наше государство неоднократно давало основания для него… Но это скорее отмазка. Как желание проехать «зайцем» в автобусе. Зачем регистрироваться? Чтобы жить спокойно и легально, не бояться участкового и консьержа, иметь возможность брать кредит в банке. Думаю, постепенно теневая поляна будет сужаться и со временем людей, остающихся в тени, останется мало. А дальше кто-то будет оштрафован, кто-то лишится возможности уехать в отпуск за границу, а у кого-то за налоговые долги отберут любимую машину или квартиру.
Зачем над дачами летают дроны?
– Недавно в Минстрое заявили, что в 2020 г. будут создавать платформу для легализации арендных квартир. По данным ведомства, в России нелегально сдаются 5,2 млн квартир, и бюджет теряет 200 млрд руб. в год.
– Зачем создавать новую платформу на деньги налогоплательщиков, если уже сегодня арендодатели могут зарегистрироваться самозанятыми? И все механизмы легализации сейчас есть. Просто пока этот вопрос не был ни у кого в приоритете... Рано или поздно арендный рынок станет легальным, а государству для этого следовало бы заниматься не платформами, а созданием простых стандартов регулирования отношений между арендатором и арендодателем.
– Ещё одна тенденция последнего времени – летающие над загородными участками дроны для выявления незарегистрированных домов и земли.
– Думаю, только дронами проблему постановки на учёт недвижимости не решить. Прежде всего тут надо работать субъектам с муниципалитетами, которые являются получателями налогов с зарегистрированной недвижимости. Впрочем, пару лет назад вступило в действие налоговое законодательство, по которому, даже если вам не прислали налоговое уведомление в отношении принадлежащего вам имущества, это не избавляет вас от обязанности уведомить налоговый орган о его наличии и платить налоги.
– Насколько я знаю, именно по вашей инициативе в 2019 г. был сокращён с 5 до 3 лет срок владения единственным жильём, которое при продаже не облагается 13% НДФЛ. Что ещё хотелось бы реализовать?
– Политика, в том числе налоговая, – искусство возможного, поэтому большего в 2019-м добиться не удалось. Думаю, в этом году надо вернуться к вопросу о полном освобождении доходов от продажи единственного жилья от НДФЛ, если они были потрачены на покупку другого единственного жилья. Именно так решил законодатель во многих странах: не надо из 100 руб., которые человек выручил от продажи однушки, «выгрызать» 13 руб., если эту сумму, добавив сверху ещё немного, он направил на приобретение двушки. А ещё я убеждён в том, что уже в 2020-м в контексте только что обозначенных президентом приоритетов надо радикальным образом изменить слегка издевательский, по современным меркам, порядок получения налоговых вычетов на медицину и образование. Сейчас из-за сложности оформления вычетами пользуется не больше 5% имеющих на них право налогоплательщиков. С учётом сегодняшнего уровня информатизации (у ФНС есть все данные, включая загсы) вычет должен в полуавтоматическом режиме предлагаться человеку в конце года. Итак, вы, Пётр Петрович, потратили в 2020 г. на медуслуги родителям столько, на образование детей – столько, значит, можете получить такой-то вычет – для этого поставьте галку здесь. Всё. Сейчас же налогоплательщик, доказывая своё право на вычет, повторно предоставляет налоговой информацию, которая и так уже есть у государства.
– В 2019 г. был повышен НДС с 18 до 20%. Чего нам ждать в этом году: увеличения или снижения налогов?
– В России профицитный бюджет, в федеральном бюджете фантастические остатки свободных средств. И бизнес воспринимает это как очередное подтверждение тезиса о целесообразности снижения налогов, а не их увеличения. Благодаря увеличению НДС мы стали собирать больше денег, благодаря повышению пенсионного возраста – меньше их тратить. Что дальше? До недавнего времени значительная часть людей, которые сейчас работают в правительстве, занимались налоговым администрированием. И с этой задачей они справились фантастически. Теперь у них появилась вторая цель – обеспечение экономического роста темпами выше среднемировых. Предыдущая экономическая модель к росту экономики почему-то не привела. Значит, надо это учесть. Как учесть и тот факт, что стимулирование экономического роста невозможно без снижения налогового бремени, без инвестиций как в фонды, так и в человеческий капитал. Это показывает практика и других стран, и нашей. Мы уже наблюдаем рост промышленного производства темпами в 2 раза выше российских там, где ниже налоги, – на Дальнем Востоке. Видим опережающий рост сельского хозяйства, ИТ-отрасли – также имеющих налоговые преференции. Будут ли собранные с народа и бизнеса излишки возвращены обратно в легальную экономику в виде пониженных ставок, низких кредитов и налоговых льгот – вот главный вопрос, который пока остаётся открытым. Это ключевая развилка экономического развития страны, перед которой стоит новое правительство. Думаю, впрочем, что в ближайшее время снижения налоговой нагрузки на экономику ожидать не стоит и правительство сосредоточится на ускорении инвестиций за счёт государственного их финансирования.