Президент объявил о неполном служебном соответствии министру транспорта Максиму Соколову из-за ситуации вокруг авиакомпании "ВИМ-Авиа" и раскритиковал работу вице-премьера Аркадия Дворковича.
Перед тем как перейти к обсуждению бюджета на встрече с членами правительства в Ново-Огарево, Владимир Путин затронул другой вопрос - историю с "ВИМ-Авиа".
"Мы с министром на этот счет разговаривали", - начал он встречу с членами правительства в Ново-Огарево. "Максим Юрьевич мне сказал, что эта компания полностью соответствовала всем критериям, которые предъявляются к авиационным компаниям, к перевозчикам. Он мою реакцию знает, не буду повторять, в одной части только повторюсь. Если вы выработали такие критерии, то чего они стоят, если за ними ничего не видно? Что это за критерии такие? Критериям соответствует, а работать не может", - удивился глава государства.
"Десятки тысяч людей, десятки тысяч, оказались в очень сложной ситуации", - подчеркнул президент. "Хорошо, если бы это было в первый раз, но это же годами все продолжается. И мы никак не можем выработать нормальное правовое регулирование, действенное и эффективное", - возмутился он.
"Я прекрасно понимаю, что хочется создать условия для нормального ведения бизнеса, не хочется обременять бизнес дополнительными издержками, связанными с различными формами обеспечения интересов людей, страхования и так далее. Но без этого нормального бизнеса тоже быть не может. В конце концов, бизнес - не для бизнесменов, а для людей, которые пользуются этими услугами", - напомнил Владимир Путин.
Позже в ходе совещания президент снова вернулся к теме. "Мы сейчас с председателем правительства обсуждали это, и я обращаю внимание курирующего транспорт вице-премьера: вы недостаточно внимания уделяете этой отрасли. Недостаточно. Может быть, вы перегружены слишком? Мы уже говорили об этом", - заметил президент, обращаясь уже к Аркадию Дворковичу.
А затем обратился к министру Соколову: "Я объявляю вам неполное служебное соответствие".
И продолжил: "Если справитесь с этой ситуацией быстро и эффективно, тогда мы подумаем с Дмитрием Анатольевичем, что делать с неполным служебным соответствием. Если не справитесь, тоже подумаем", - произнес Путин. "Прошу вас быстро и эффективно проблему эту закрыть. И не только эту проблему закрыть, а представить предложения по урегулированию ситуации в целом, по усилению нормативно-правового регулирования этой сферы деятельности, по повышению ответственности перевозчиков. И контроль нужно наладить за тем, как исполняются нормы, требования и соответствующие критерии. Они действенными должны быть, понятными и прозрачными", - поставил задачу глава государства. "Сейчас не буду повторять, у меня справка лежит здесь, не хочется ничего на эту тему больше говорить. Вы сами все знаете, активнее работайте в этом направлении", - заключил президент.
Ситуацию в "ВИМ-Авиа" обсуждали и в Госдуме. Глава Росавиации Александр Нерадько рассказал о ситуации с авиакомпанией в Госдуме. На пленарное заседание его в срочном порядке пригласили депутаты, желающие разобраться с проблемой и продумать меры профилактики аналогичных случаев в дальнейшем.
Нерадько начал с предыстории. По его словам, "ВИМ-Авиа" существует с 2002 года, и за все эти годы "каких-то серьезных проблем при оценке финансово-экономического состояния не звучало". И только неделю назад компания обратилась за поддержкой в предоставлении операционных кредитов в размере 500 млн рублей. Сейчас компания должна в общей сложности 7 млрд рублей.
Собственник дошел до того, что был готов продать компанию за рубль. Росавиация пыталась оказать поддержку, но не успела: 25 сентября компания объявила о невозможности осуществлять перевозки пассажиров в РФ и за рубежом из-за имеющихся задолженностей.
"Сейчас понятно, что авиакомпания не сможет своими силами вывезти чартерных пассажиров. За долги ее самолеты арестованы в аэропорту Антальи и Даламан Турецкой Республики, а также в аэропорту Льеж в Бельгии", - сказал Нерадько.
В данный момент на зарубежных курортах застряли около 38 тысяч пассажиров "ВИМ-Авиа". В основном отдыхающие находятся на курортах Турции и Греции, пояснил Нерадько. Чиновник заверил, что все пострадавшие от "ВИМ-Авиа" пассажиры получат компенсации в соответствии с действующим законодательством, если обратятся за ними. На это пойдут средства из резервного фонда.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин поставил перед депутатами задачу подготовить законопроекты, которые не позволят повториться печальной истории. В Росавиации сразу же нашлось предложение. А именно создать страховой резерв в сфере авиаперевозок и собирать туда по 10 рублей с билета. Это позволит создать резерв в размере миллиарда рублей, чего будет достаточно на случай банкротства любого перевозчика. Это рассчитано при нынешнем объеме перевозок около 100 млн пассажиров в год.
Глава Комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев предложил внести поправки в правила заключения договоров по перевозке пассажиров чартерными рейсами. И обязать туроператоров перечислять деньги за перевозку накануне вылета, а не заранее.
Также, говорит Москвичев, надо навести порядок с ценами на билеты. Они не должны быть излишне высокими, но и не настолько низкими, что даже на керосин не хватает. Все это поможет исключить создание пирамид в авиации.
Еще, настаивает депутат, стоит провести финансовую проверку всех авиакомпаний. "Хотим попросить минтранс и Росавиацию представить данные о финансовом состоянии авиакомпаний, может, есть риск остановки и других перевозчиков", - рассказал Москвичев. И добавил, что об этих предложениях речь пойдет на заседании рабочей группы комитета с участием представителей министерства и авиакомпаний.