На протяжении всех девяти лет конфликта в Донбассе Украина использовала любую возможность, чтобы выставить Россию «государством-агрессором» перед лицом международного сообщества. И наконец западные юристы нашли лазейку, обвинив Москву в нарушении Женевской конвенции при перемещении детей с бывших украинских территорий.
Претензии Международного уголовного суда (МУС) выглядят, мягко выражаясь, натянутыми и политически мотивированными. А достоверность данных, которые легли в основу решения, даже при поверхностном ознакомлении вызывает сильные сомнения.
Попытки представителей России донести информацию до международного сообщества блокируются, а украинская сторона запрещает любые контакты с российскими властями, даже если речь идет о детях. В итоге интересы маленьких граждан становятся разменной монетой в большой геополитической игре, и защищает их, по сути, только Россия.
Исследователи Госдепа
Семнадцатого марта 2023 года вторая палата предварительного производства Международного уголовного суда выпустила ордера на арест двух лиц в контексте ситуации на Украине: президента Владимира Путина и уполномоченной по правам ребенка Марии Львовой-Беловой. Их обвинили в незаконной депортации детей с территорий Украины в Россию. Полностью ордера на арест не были опубликованы из соображений безопасности «жертв и свидетелей», однако генеральный прокурор базирующегося в Гааге суда Карим Хан в отдельном заявлении объяснил, что речь идет об интересах детей из приютов и детских домов на территории новых российских регионов.
«Инциденты, выявленные моим управлением, включают депортацию по меньшей мере сотен детей, взятых из приютов и детских домов. Мы утверждаем, что многие из этих детей впоследствии были переданы на усыновление в Российскую Федерацию. Закон в Российской Федерации был изменен президентскими указами, изданными президентом Путиным, чтобы ускорить получение детьми российского гражданства, облегчив их усыновление российскими семьями, — заявил прокурор МУС. — Мое управление утверждает, что эти действия, среди прочего, демонстрируют намерение навсегда вывезти этих детей из их собственной страны». Эта тема возникла еще в начале марта 2022 года, когда Британия, заручившись поддержкой 37 государств, призвала МУС начать расследование. А спустя год появился доклад лаборатории гуманитарных исследований Йельской школы общественного здравоохранения под названием «Систематическая программа России по перевоспитанию и усыновлению детей из Украины». Документ был подготовлен Центром по наблюдению за конфликтами при поддержке Бюро по урегулированию и стабилизации конфликтов Госдепартамента США.
Информация о спонсорстве не скрывается в официальном тексте доклада. Однако это единственный источник, на который опирается МУС.
В докладе утверждается, что российские власти создали «масштабную сеть лагерей и других учреждений», в которых в течение прошлого года «содержалось под стражей» не менее 6000 детей из Украины. Всего составители документа насчитали 43 лагеря (вероятно, имеются в виду пионерские лагеря): «12 лагерей находятся около Черного моря, 7 — в оккупированном Крыму, а 10 — около городов Москва, Казань и Екатеринбург.
11 лагерей расположены более чем в 500 милях от границы Украины с Россией, в том числе два лагеря в Сибири и один на Дальнем Востоке России».
Исследователи считают, что данные лагеря созданы с основной целью «политического перевоспитания» украинских детей. По крайней мере 32 (78%) лагеря, как говорит Yale HRL (Лаборатория гуманитарных исследований Йельской школы общественного здравоохранения), ведут систематическую образовательную работу по перевоспитанию, «подвергая детей из Украины ориентированному на Россию обучению с точки зрения учебной программы, культурного, патриотического и/или военного воспитания», при этом российские власти получают согласие от родителей на посещение их ребенком лагеря «под принуждением».
Тем не менее сами исследователи признают, что выводы были сделаны на основе открытых источников в интернете и при помощи спутниковой съемки. Авторы пишут, что у них не было возможности интервьюировать детей, родителей и очевидцев происходящего в этих «лагерях». Ни одного свидетельства участника событий в работе не указано.
Российская статистика
По информации Межведомственного координационного штаба РФ по гуманитарному реагированию, по состоянию на 27 февраля 2023 года из опасных районов Украины и новых регионов с начала СВО эвакуированы 4 568 032 человека, из которых 689 842 ребенка. Большая часть эвакуированных детей — в составе семей, в сопровождении своих родителей, опекунов и попечителей.
Условно можно выделить три группы, которые попали в фокус претензий МУС. К первой относятся дети-сироты из интернатов и других социальных учреждений. Их эвакуация в Россию началась еще в середине февраля 2022 года. Сначала детей вывозили из интернатов в ДНР и ЛНР, а затем, по мере присоединения территорий, — из Херсонской и Запорожской областей.
По данным аппарата уполномоченного по делам ребенка в России, на нашу территорию выехало чуть более 2000 воспитанников детских домов. Причем большей частью вместе с руководством и воспитателями этих учреждений. При этом 1300 детей, по словам Львовой-Беловой, уже вернулись назад в свои детские дома. Но часть социальных учреждений постоянно обстреливаются украинской стороной, поэтому 400 детей были определены в детские дома на территории России, а 358 сирот из ДНР и ЛНР были устроены под опеку в приемные семьи.
Вторая группа состоит из детей Харьковской и Херсонской областей, выехавших в августе—октябре 2022 года по доверенности от родителей в оздоровительные лагеря в Крыму и Краснодарском крае. В результате изменения линии фронта в этот период родители и их дети оказались разлученными по обе стороны границы. По некоторым данным, речь шла примерно о 300 детях.
Третья группа — дети, которые оказались разлучены с родными в ходе боевых действий или же их родители погибли или пропали без вести. Мария Львова-Белова рассказывала о 31 ребенке, найденном в подвалах жилых домов Мариуполя: украинская сторона вовремя их не эвакуировала, детей спасли российские военные. По состоянию на осень прошлого года в России оставались 28 из них. В ноябре уполномоченная также упоминала «минимум о ста детях, находящихся в подвалах Бердянска и Мелитополя».
«Эксперт» запросил актуальную информацию о численности этих групп в Минпросвещения и ждет ответа. Несмотря на претензии МУС и большой международный скандал, в России не обнародуют детальную статистику по вывезенным из Украины детям, ее приходится собирать по крупицам. С другой стороны, существуют ограничения на публикацию личных данных несовершеннолетних граждан.
В это же время украинский детский омбудсмен Дарья Герасимчук заявляет, что Киев обладает «детальной информацией» о 16 тыс. случаев вывоза детей с территории страны, при этом 308 детей были возвращены к своим семьям после эвакуации в Россию.