"На корону не претендую"
Прямая речь
Алексей Учитель о том, почему его внимание привлекла любовная история вековой давности
— Почему выбрали в качестве героини Матильду Кшесинскую? Что вы нашли для себя в этой истории?
— Идея изначально была не моя, а принял предложение по одной простой причине: я вдруг представил — а это действительно было так, что маленькая женщина, балерина, могла изменить ход истории. Можно пофантазировать, что если бы не смерть Александра III, он бы правил еще лет 15, и судьба Николая, останься он с Матильдой, сложилась бы иначе. Возможно, не было бы того, что произошло в 1917 году, и сегодня мы жили бы в совсем другой стране.
— Вы часто говорите о том, что обязательно смотрите на происходящее в картине глазами одного из героев. В "Матильде" кто будет вашими "глазами"?
— Наверное, Николай II. Но на корону я не претендую. Мне очень хочется развеять тот навязанный со школьной скамьи образ безвольного, слабого человека, который привел страну к трагедии. Открыть зрителям глаза на настоящего императора. А это был умнейший, интеллигентный человек, при нем Россия превратилась в процветающее государство. В 1913 году Российская империя лидировала по всем показателям, как экономическим, так и культурным. Разве никчемный человек сумел бы подобрать команду, провести реформы, которые привели к столь блестящему расцвету? Просто не имел привычки стучать кулаком по столу. Не хотел кровопролитий, шел на уступки, думая, что делает добро...
Чем его так привлекла Матильда? Я думаю, она его раскрепостила — физически и душевно. Он был страшно зажатым человеком, в отношении женщин, уверен, тоже. С ней же он имел возможность быть самим собой. Это пограничное состояние, вопрос выбора, противоречивость личностей главных героев мне безумно интересны как режиссеру. Кстати, если первоначально Матильда должна была быть главной героиней, то сейчас мы пересмотрели сценарий, и у нас будет два равнозначных персонажа: император и балерина.
— В какой степени вы опираетесь на исторические факты? Какой хотите показать Матильду? Судя по историческим свидетельствам, она была циничной особой, плела интриги, через своих высоких покровителей влияла на театральную политику.
— Ну, у современников объективности искать не следует. Конечно, в картине будут использованы некоторые наши догадки... Это ведь не биографический фильм о Матильде и не история о балете. Это история о первой любви, коротком промежутке времени. Что касается ее якобы расчетливости, могу привести такой факт: как только Николай II женился и все пути вроде как были отрезаны, великий князь Сергей Михайлович, любивший ее всю жизнь, сделал ей предложение. Она могла бы стать очень влиятельной дамой, членом царской семьи, но отказалась.
— Она была одной из богатейших женщин своего времени. При жизни ее считали причастной к коррупции в военном ведомстве, а теперь она, значит, "Россия, которую мы потеряли"?
— Слухи о ее богатстве сильно преувеличены, я вас уверяю. Кстати, ее городской особняк на Петроградке существует до сих пор как Музей революции, с балкона которого выступал Ленин. Конечно, Матильда жила в достатке, ей дарили драгоценности, но я не вижу в этом ничего плохого. Была одна история с Сергеем Михайловичем, который, будучи начальником артиллерии (великий князь, внук Николая I, 1969-1918, генерал-инспектор артиллерии.— "О"), якобы под давлением Кшесинской растратил на нее сумму, отпущенную на военные нужны. Но это не доказано. У нас и сейчас бывший министр обороны под следствием оказался...
— Вы объявили, что имя актрисы, выбранной на роль Кшесинской, будете держать в секрете до самой премьеры в 2015 году. Вы искали ее полтора года. Почему так долго?
— Мы выбирали из более чем 300 актрис, среди которых российские и зарубежные звезды, студентки столичных и провинциальных театральных вузов... Мне все время чего-то не хватало, я искал не актерское мастерство, а нутро. Нужно, чтобы я посмотрел на человека и меня... током дернуло.
— А в случае с Ларсом Айдингером (исполнитель роли Николая II.— "О") тоже дернуло?
— Ларса я впервые увидел несколько лет назад, когда берлинский театр "Шаубюне" показывал в Москве "Гамлета". Хотел позвать его на другую роль в "Матильде", но во время проб, когда ему приклеили бороду, меня поразило — как похож на Николая II! Говорю ему, давай попробуем, хотя чужой язык, безумие какое-то. Ларс оказался точным попаданием в роль. По душевному складу, по тому, как его всегда одолевают сомнения, и при этом то, что он делает, делает гениально.
— Финансирование картины частично государственное. Не мешает ли это свободе творчества и оценок?
— Что касается финансирования, то государство выделило нам небольшую часть. Проект очень дорогой. Искать другие источники было тяжело, так как, не секрет, дорогостоящие картины у нас не окупаются. Вообще, в России почти у любой картины частичное или полное государственное финансирование. Но я считаю это не зависимостью, а счастьем. Ни в одной стране больше нет такой поддержки кино. Унизительно другое: какие бы ты награды ни получал, каждый раз в поисках денег на новую картину приходится заново доказывать, что ты не верблюд.