GQ:Кто задаст первый вопрос?
ОЛЕГ ТАБАКОВ: У меня вопросов нет, ребят, у меня ответы.
ПАВЕЛ ТАБАКОВ: Мне всегда было интересно, почему ты не рассказываешь дома те невероятные истории, которые вспоминаешь на репетициях? Вроде той, когда ты познакомился с королевой Швеции.
ОТ: Это знакомство, можно сказать, производственное. Меня пригласили поставить спектакль в Копенгагене, а поскольку театр Королевский, на премьеру волей-неволей надо прийти королеве. Так неожиданно, незаслуженно я с ней и познакомился.
ПТ: Это она тебя обедом угощала или герцогиня?
ОТ: Герцогиня меня кормила, по-моему, в Англии. Или в Швеции. Не помню, это не важно. Но кормила!
ПТ: Еще меня удивляет, что ты называешь себя человеком немолодым. При этом ты всегда следил за трансформациями театрального искусства, не боялся экспериментировать и при этом всегда добивался успеха.
ОТ: Я довольно рано понял, что Господь дал мне ту меру способностей, которую, как ни употребляй, все равно все закончится удачно. Намеки я получал, начиная с первой роли. А спустя два-три года работы в театре окончательно понял: что ни сделаю – все в лузу. В лузу – это значит...
ПТ: Я знаю-знаю. Но это же касается не только игры на сцене, но и театрального менеджмента. Все отзываются о тебе как о гениальном продюсере.
ОТ: Это преувеличение. Но если бы я неуспешно руководил театром, я бы отказался от него и остался актером. Как я отказывался быть министром, депутатом. Но уж если я берусь за что-то!..
ПТ: То есть ты не жалеешь, что возглавил МХТ?
ОТ: Чего же жалеть, если было совсем плохо, а стало – лучше не бывает. Два театра, которыми я руковожу, – МХТ и Театр-студия...
ПТ: Это одни из самых...
ОТ: Не надо бессмысленных формулировок. Это два театра, которые пользуются наибольшим зрительским спросом. У меня есть праздники – дни предварительной продажи билетов.
ПТ: Когда очереди стоят от Камергерского переулка до Дмитровки.
ОТ: И приятно, что зрители не разочаровываются, а каждый год приходят снова. Но давай, что называется, по порядку. В 2000 году, когда не стало Олега Николаевича Ефремова и меня взгромоздили на этот стул, не думаю, что был хоть один человек, который верил, что это назначение успешное. Знаешь, сколько было зрителей в театре в 2000 году? Сорок два процента от вместимости зала. Спустя два года было девяносто с чем-то процентов. А через три года стало девяносто девять, запятая и еще какая-то цифра. Хотя разное бывало. Я не выпускал спектакли, на которые уже были потрачены деньги на декорации и репетиции. Или снимал с репертуара, не испытывая никакой неловкости. Потому что я всегда думал о зрителях.
ПТ: Но и о сотрудниках театра. Мой знакомый Эдик Чекмазов рассказывал, что, когда ты пришел, в туалетах начала появляться туалетная бумага. Потом ты привел в форму билетеров.
ОТ: Билетеры должны быть аппетитно опрятны. Я не мог видеть неряшества. У меня всегда чисто было в доме. Бабушка стирала мне, и я никогда не носил грязную рубашку. Но это еще не все. На каждого ребенка работник нашего театра получает...
ПТ: Двадцать пять тысяч рублей.
ОТ: Не двадцать пять, а двенадцать. Я помню, сколько даю денег твоей матери, Марине, на месяц. А до тех пор, пока руководитель помнит такие вещи, есть надежда, что он способен заботиться о подопечных.
ПТ: Почему ты стал меньше контактировать с кино?
ОТ: Дорогой мой, держать два театра, а последние семь с половиной лет еще и строительство театрального колледжа – это не так просто.
GQ: Как рано вы разглядели в Павле Олеговиче актерский потенциал?
ОТ: Видите ли, в первые два года обучения самой высокой оценкой за актерское мастерство, которую он получал, было четыре с минусом.
ПТ: Четыре без минуса! Но я не был в лидерах поначалу, это правда.
ОТ: А сейчас спрос на Павла не только в театре, но и в кино.
GQ: Вы как-то участвуете в киносудьбе сына?
ОТ: Нет. Может, если будет что-то серьезное, он ко мне придет, посоветуется. Я же старше. У меня опыт.
ПТ: Олег Павлович приучает меня знать работы режиссеров, сценаристов.
ОТ: Это как к доктору ходить. Если у него такая слава, что он плох и неумел, – ты же не станешь у него лечиться? А умелых и хороших мало. К тому же им надо платить.
Продолжение статьи читайте в журнале "GQ" №09-2015