К депутату Саратовской облдумы Николаю Бондаренко появились вопросы из-за его заработка в Ютьюбе – за год в Сети он наснимал видео на 2 млн руб.
35-летний Бондаренко прославился, когда записал видео с чиновницей, рассказывающей про «макарошки». Потом и сам стал «отжигать» и «хайповать». У него три канала в Ютьюбе, суммарно более 1,5 млн подписчиков. На его канале есть видео, которые можно посмотреть, только став спонсором. Там же ссылки на магазин, продающий футболки, кружки и т. д. с депутатским брендом, реквизиты для донатов (пожертвований). По оценке Socialblade.com, ежегодно канал приносит Бондаренко от $29 тыс. до $464,5 тыс. (2,1–34,4 млн руб.). Согласно декларации, в 2019 г. слуга народа заработал 2,68 млн руб. А до того, как стать популярным блогером, он указывал доход лишь в 57,8 тыс. в год.
Конечно, саратовский депутат – не единственный политик, который популярен в сети. Сегодня почти все губернаторы, депутаты, министры, лидеры партий и пр. общаются с народом на различных интернет-площадках. Пионером в этом деле, пожалуй, был Дмитрий Медведев. Сегодня у него миллионы подписчиков в Твиттере, ВКонтакте и Инстаграме. Но ни ему, ни другим политикам не приходит в голову на этом зарабатывать. Хотя теоретически монетизировать свои блоги может любой их них.
Зато отечественные звёзды не стесняются, и только в Инстаграме на продаже рекламы и пиаре получают миллионы. Так, у бойца Хабиба Нурмагомедова 21,6 млн подписчиков, что приносит ему в год до 118 млн руб. Рэпер Тимати с 16 млн подписчиков продаёт одну публикацию за 1 млн целковых. Певец Егор Крид с аудиторией более 13 млн получает на одном посте 2 млн. За прошлый год суммы доходов звёзд ещё считают, но, если судить по данным 2019-го, лучше всех в сети зарабатывает Ксения Собчак – $1,6 млн в год. Её рекламодатели – дорогие бренды одежды, автомобили и водка. На втором месте Регина Тодоренко ($0,86 млн) – на странице телеведущей можно найти рекламу косметики, товаров для детей или чая. Столько же заработала Ольга Бузова, которая накручивает подписчиков, купаясь в ванне с лапшой, а потом смело может рекламировать всё что угодно. В топе также автоблогер Алан Енилеев ($0,85 млн), певицы Полина Гагарина ($0,77 млн) и Елена Темникова ($0,76 млн) и пр.
На Ютьюбе заработки ещё больше. Как утверждают эксперты, площадка стала серьёзным конкурентом ТВ: рекламодатели уходят со своими рекламными бюджетами из телевизора на видеосервис. В «Форбс» подсчитали заработки именитых видеоблогеров за 9 месяцев прошлого года только на рекламе – в конечном итоге цифры ещё выше. Первое место у стендапера с ТНТ Нурлана Сабурова и его партнёров: на канале LABELCOM они заработали за год $3,55 млн. На втором оказался известный далеко за пределами Ютьюба техноблогер Wylsacom ($3,41 млн). Третье место ($1,13 млн) занял юморист Александр Гудков со своим каналом «Чикен Карри». На четвёртом и пятом местах рейтинга журналист Юрий Дудь и актёр Антон Лапенко с $980 тыс. каждый.
В пятёрку не попали лица из телевизора вроде Собчак, Познера, Соловьёва, Пивоварова, Караулова и Пучкова (Гоблина), но все они есть на Ютьюбе, и тоже с весьма солидными доходами – хоть в рублях, хоть в долларах считай. И количество их зрителей порой побольше, чем в том же телевизоре.
Как 6-летнему ребёнку заработать 1,35 млрд
Но далеко не только именитые и известные блогеры сегодня зарабатывают головокружительные суммы. При желании и везении это может попробовать сделать любой пользователь. Формально, если 1 тыс. подписчиков и 4 тыс. часов просмотров набраны, то Ютьюб одобрит монетизацию и в роликах появляется реклама. Сразу золотой дождь ждать не стоит, но грамотный подход поможет стать миллионером.
Достаточно посмотреть на уральскую блогершу Инну Судакову. В 38 лет она весит центнер, обильно матерится, переедает и часто напивается, но абсолютно счастлива: она заработала на квартиру в Турции, просто поедая обеды и ужины перед камерой.
Но самый яркий пример – Настя Радзинская, которая попала в топ Forbes самых высокооплачиваемых ютьюб-блогеров по итогам 2020 г. Шестилетняя девочка заработала 1,3 млрд руб., или $18,5 млн.
Родители девочки рассказывают, как Насте при рождении поставили диагноз ДЦП и врачи настаивали, что она не будет ходить и разговаривать. Но Радзинские костьми легли, чтобы поднять ребёнка на ноги, и им это удалось. В 2 года решили развивать в Насте актёрские способности. «Мы увидели, что на Ютьюбе очень популярны видео о том, как ребёнок распаковывает подарки, и решили попробовать поснимать Настюшу», – рассказывает мама. И завертелось: милая девочка вызывала умиление у зрителей. Появились поклонники. Надо отметить, что родители Насти до этого занимались бизнесом, могли себе позволить месяцами путешествовать и снимать «приключения» Настюши. Канал девочки уже стал приносить прибыль. Появились переводчики, которые дублировали разговоры Насти и её папы (он тоже стал постоянным героем роликов) на английский, испанский и арабский. Девочка переехала с родителями из Краснодара в США, во Флориду. Создание одного видео обходится Радзинским в $1000–2000, а реклама приносит $200–500 тыс. в месяц. Это не «рекламные паузы», как на ТВ, – просто в кадре появляются йогурт определённого производителя, спортивный костюм нужной марки и «правильные» игрушки.
Дети вообще очень прибыльная штука сегодня в интернете. Например, на первом месте в YouTube по заработкам – 9-летний американец Райан Каджи ($29,5 млн). Сейчас огромные рекламные бюджеты пошли в ТикТок – жутко популярный у подростков. Там один из самых популярных блогеров, 19-летний Даня Милохин, зарабатывает за месяц почти столько же, сколько депутат Бондаренко – за год. И уже федеральные телеканалы вынуждены биться за этих звёзд: в ток-шоу перетряхивают грязное бельё блогеров, на коньки ставят Бузову, а Гузеева и Билан снимаются в проекте, посвящённом ТикТоку. На кону – сотни миллионов от рекламодателей.
Кто заплатит налоги?
Сегодня на различных платформах можно что-то продавать, организовывать мастер-классы, снимать профессиональные шоу и докфильмы, которым позавидует любой телеканал. Мировая паутина оказалась настоящим Клондайком. Неслучайно в Google недавно решили ввести налог для авторов роликов на Ютьюбе. Пока платить придётся с доходов от просмотров на территории США, но сумма может доходить до 24%. Наше Минцифры, по данным СМИ, в свою очередь планирует обязать иностранные платформы выплачивать налог с доходов от рекламы на каналах российских блогеров. Естественно, и сами блогеры должны платить подоходный налог.
А скоро нас ждёт поток ещё и политической рекламы на этих платформах, поскольку партии и отдельные политики, желающие попасть в Госдуму, уже заявили о «большом походе к избирателям в интернет». Главное, чтобы кандидаты в депутаты не начали там распаковывать подарки или вести онлайн со своих званых ужинов.