Министр иностранных дел Сергей Лавров в интервью «Известиям» рассказал об основных тенденциях на мировой политической арене
Сегодня Россия отмечает День дипломатического работника. В приуроченном к этому празднику интервью корреспонденту «Известий» Татьяне Байковой главный дипломат страны — министр иностранных дел России Сергей Лавров — рассказал о тонкостях своей работы, проблемах во взаимоотношениях с США и НАТО, сирийском урегулировании и о других важных аспектах внешней политики.
— Во все времена профессия дипломата была сопряжена с риском для жизни. Разумеется, сегодня в условиях всплеска угрозы международного терроризма она не становится безопаснее. В здании Министерства иностранных дел установлена мемориальная доска с фамилиями тех, кто погиб при исполнении служебного долга. Только за последние годы скорбный список пополнили сотрудник посольства России в Абхазии Дмитрий Вишернев и его супруга, работавший в миссии ООН по содействию Афганистану Вадим Назаров, посол России в Турции Андрей Карлов.
Нашим сотрудникам часто приходится работать в весьма непростых условиях, а иногда — в откровенно враждебной обстановке. В числе примеров — масштабная высылка из США. Это была антироссийская судорога уходившей администрации Барака Обамы. Но такого рода действия, а также вербовочные подходы, сопровождаемые шантажом и угрозами, не редкость и в других странах — не только в Соединенных Штатах.
Сегодня мир стремительно меняется. В этой связи на дипломатов ложится большая ответственность по решению сложных и многоплановых задач, связанных с эффективной реализацией утвержденного президентом Владимиром Путиным внешнеполитического курса, защитой интересов России и ее граждан. Поэтому наши сотрудники должны обладать широким кругозором, глубокими разносторонними знаниями не только в области международных отношений, но и экономики, права, культуры. Залог успеха — стремление к постоянному самосовершенствованию, готовность идти в ногу со временем.
Безусловно, мы постоянно работаем над усилением физической безопасности и профессиональной защищенности дипломатов за рубежом. Совершенствуется подготовка сотрудников службы дежурных комендантов, костяк которой составляют кадровые пограничники. В некоторых странах с высокой степенью риска с согласия местных властей работают бойцы российских спецподразделений. Во многих государствах прибегаем к услугам местных частных охранных предприятий.
После трагедии в Анкаре в соответствии с поручением президента России в межведомственном формате разработаны дополнительные мероприятия по обеспечению безопасности наших загранучреждений и персонала. Речь идет о целом комплексе мер по усилению физической, инженерно-технической защиты, контролю оперативной обстановки вокруг наших диппредставительств.
— В ходе выборов президента США отчетливо проявился раскол в американском истеблишменте. Выборы Барака Обамы восемь лет назад или Джорджа Буша-младшего в начале XXI века прошли сравнительно спокойно. И вдруг такой всплеск эмоций на выборах 2016 года. Почему такая реакция? Есть какие-то глубинные причины?
— Детальный разбор факторов, определивших столь эмоциональный характер прошедшей президентской кампании в США, относится скорее к сфере деятельности исследователей — ученых-американистов, политологов и историков. Уровень прикладной аналитики в нашем министерстве традиционно высок, но нацелена она прежде всего на решение задач, связанных с развитием межгосударственных отношений.
Выстраивая диалог с американской стороной, мы, разумеется, внимательно отслеживаем и учитываем основные тенденции социально-политической жизни США, а также их влияние на линию страны на международной арене. Очевидно, что среди американских граждан в последнее время растет запрос на перемены как во внутренних делах, так и в части взаимодействия с внешним миром. Это стало важным фактором, обеспечившим победу на президентских выборах кандидата от Республиканской партии Дональда Трампа. Но определенная часть политической элиты из проигравшего лагеря (и не только) настолько ожесточилась в ходе избирательной кампании с ее сверхвысокими ставками, что, похоже, заложила себе целью полную обструкцию действиям нового президента. Думаю, что американское общество обладает достаточной степенью зрелости для успешного решения стоящих перед ним проблем и сможет найти адекватные ответы на внутренние трудности и вызовы.
Со своей стороны готовы работать с администрацией Дональда Трампа по всей повестке дня российско-американских отношений на основе принципов равноправия, взаимного уважения и учета интересов друг друга. Исходим из того, что развитие конструктивных взаимовыгодных двусторонних связей способно принести реальную пользу народам России и США, оказать позитивное воздействие на ситуацию в мире.
— НАТО активно разворачивает новые воинские подразделения в Польше и странах Прибалтики вблизи границ России. Объясняется это «возможной агрессией России». По вашему мнению, это просто очередная провокация или желание отвлечь внимание от других, более опасных и дестабилизирующих проектов НАТО близ наших границ?
— Осуществляемые альянсом действия в прилегающих к российским рубежам регионах, безусловно, носят провокационный и дестабилизирующий характер. Это и упомянутое развертывание дополнительных военных контингентов блока в Польше и Прибалтике — причем уже ведутся дискуссии о возможности аналогичных присутствий союзников на территории других стран Восточной Европы, в частности, в Болгарии и Румынии. И последовательная реализация отдельными странами — членами блока национальных планов по модернизации вооруженных сил и строительству новой военной инфраструктуры. И существенный рост масштабов и количества натовских учений вблизи наших границ. Особое беспокойство вызывает продолжающееся строительство ПРО США в Европе, истинная антироссийская нацеленность которой у нас никогда не вызывала сомнений.
Таким образом, взятый в НАТО «старый новый» курс на сдерживание России, включая одностороннее решение о полной заморозке практического сотрудничества с нами по гражданской и военной линиям, ведет к росту недоверия и подрыву существующего баланса сил на европейском континенте.
Ведем плотный мониторинг текущей и перспективной военно-политической ситуации в Европе. Будем придерживаться комплексного подхода, направленного на обеспечение надежной защиты границ и национальных интересов Российской Федерации. Соответствующим образом выстраивается и российская ответная линия на возникающие риски, предпринимаются шаги по нейтрализации потенциальных и реальных угроз. Россия — страна мирная. Но наше миролюбие основано на способности обеспечить безопасность родины в любой ситуации.
Последовательно выступаем за скорейшую деэскалацию военно-политической ситуации в Европе. Обратили внимание, что в одном из своих недавних интервью генсекретарь Йенс Столтенберг наконец признал, что Россия не представляет непосредственной угрозы для НАТО. Хотелось бы надеяться, что в конечном итоге возобладает здравый смысл и запугивание «угрозой с Востока» в угоду политической конъюнктуре уйдет в прошлое.
— Тема конфликта на юго-востоке Украины и Минских соглашений. Ситуация там по-прежнему остается взрывоопасной. Можно ли ожидать в ближайшее время прогресса в урегулировании этого конфликта и возможны ли какие-то альтернативы Минским договоренностям?
— В последние дни обстановка на юго-востоке Украины резко обострилась. Ответственность за новый виток эскалации ситуации несут именно радикальные и националистические силы в Киеве. Это документально подтверждается отчетами Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ. «Горячей зоной» стала практически вся линия соприкосновения. В результате обстрелов ВСУ есть жертвы среди мирного населения, разрушаются объекты социальной инфраструктуры. Многие люди остались без воды, света и тепла.
Налицо грубейшее нарушение Украиной своих обязательств по Минским соглашениям, выполнять которые она, судя по всему, не собирается. Вместо усилий по достижению устойчивого мира киевские власти упорно пытаются добиться военного решения конфликта. Чем заканчивались для них подобного рода авантюры в 2014-2015 годах, хорошо известно.
Действия Киева подтверждают его нежелание сделать выбор в пользу мирного решения проблем. В целом возникает вопрос, как украинские власти видят путь к миру в своей стране, если они последовательно уничтожают людей, которых вроде бы считают согражданами. Если киевские правители действительно хотят урегулирования конфликта, выход у них один: немедленно прекратить вооруженные провокации, соблюдать имеющиеся договоренности о перемирии и приступить наконец к выполнению всех положений минского «Комплекса мер», в том числе касающихся политических аспектов урегулирования.
Альтернативы Минским договоренностям нет. Наши контакты с зарубежными партнерами, в первую очередь по «нормандской четверке», а также с США показывают, что даже при всех расхождениях во взглядах на ситуацию на Украине мы едины в необходимости диалога между сторонами в конфликте в целях поиска согласия и компромисса.
Что касается перспектив, то «мяч» — на стороне Киева. Никто за украинские власти не в состоянии выполнить политические требования минского «Комплекса мер» — принять закон об особом статусе, о проведении в Донбассе местных выборов, провести конституционную реформу. Речь идет о шагах, имеющих ключевое значение для достижения мира на Украине.
— Для граждан России визы в Грузию не требуются. Готова ли Москва пойти на отмену виз для граждан этой страны?
— Грузия отменила визы не только для россиян, но и для граждан еще примерно 100 стран мира, причем большей частью — в одностороннем порядке. Такова обычная практика государств, стремящихся привлечь иностранных туристов. Но в современном мире, где стремительно растут террористические и другие угрозы, нельзя рассчитывать на «автоматическую» взаимность в визовых вопросах.
Например, жители Евросоюза еще в 2006 году получили возможность ездить в Грузию без виз. Однако лишь в 2012 году Брюссель согласился начать переговоры о визовой либерализации для грузинских граждан. Был составлен подробный план действий, предусматривавший, среди прочего, и корректировку национального законодательства, о выполнении которого Грузия регулярно отчитывалась. Несколько лет Брюссель систематически и кропотливо работал с Тбилиси по линии законодателей, внешнеполитических ведомств, других профильных органов исполнительной власти. И только сейчас этот процесс приближается к завершению.
Подобную масштабную работу между Россией и Грузией нереально наладить в отсутствие дипломатических отношений, разорванных режимом Саакашвили.
Президент России Владимир Путин заявил, что возможность введения безвизового режима с Грузией на взаимной основе не исключается. Мы остаемся открытыми для совместной всесторонней проработки связанных с этим вопросов.
Напомню, что в декабре 2015 года мы существенно либерализовали порядок въезда для граждан Грузии. Сегодня они могут без ограничений посещать нашу страну по приглашению частного лица, организации или постоянно проживающего иностранца. За прошлый год число виз, выданных нашей секцией интересов в Тбилиси, почти удвоилось. В настоящее время готовим визовые упрощения для экипажей самолетов, выполняющих рейсы между нашими странами.
— Как Россия видит пути выполнения положений резолюции Совета Безопасности ООН №2254 по Сирии? Замечаете ли вы подвижки в отношении заинтересованных сторон к вопросу о будущем президента Башара Асада? Есть ли изменения в позиции России по этому вопросу?
— Единогласно принятая резолюция 2254 СБ ООН остается ключевым элементом международно признанной базы сирийского урегулирования. Она определяет приоритетные направления многосторонних усилий на сирийском направлении, придает международно-правовой вес коллективной работе по подготовке переговоров между правительством Сирии и всем спектром сирийской оппозиции. Одновременно открывает путь к формированию широкого антитеррористического фронта под эгидой ООН с опорой на всех, кто на земле противостоит террору, включая армию Сирии.
В принятой резолюции отражен наш принципиальный подход к путям разблокирования сирийского кризиса, заключающийся в том, что только сирийский народ без вмешательства извне может определить свое будущее. Это в полной мере относится и к судьбе президента Сирии Башара Асада.
Наша линия не подлежит конъюнктурным изменениям. Повторю — только гражданам САР решать, в какой стране им жить и кому стоять во главе государства.
— Арабские СМИ сообщают, что при посредничестве России ведутся переговоры между представителями Дамаска и сирийских курдов на базе Хмеймим о федерализации страны. Если такие переговоры действительно ведутся, то какова позиция России по этому вопросу?
— Российская сторона прилагает усилия по налаживанию взаимопонимания между правительством САР и сирийскими курдами в интересах сохранения единой Сирии. В июне–декабре 2016 года при российском посредничестве состоялось четыре раунда таких контактов, в ходе которых сирийская правительственная делегация вела прямой или опосредованный диалог с представителями политических и общественных структур сирийских курдов, в том числе когда возникала такая необходимость, — с руководством курдских отрядов самообороны.
Считаем такой межсирийский диалог полезным. Отмечаем наличие серьезного потенциала для достижения договоренностей, о чем свидетельствует значительное число точек соприкосновения в позициях сторон, и конструктивные подвижки, которые мы наблюдаем в последнее время.
Курдский вопрос является стержневым для сохранения сирийской государственности и перспектив всеобъемлющей стабилизации на Ближнем Востоке. Наша плотная вовлеченность в дела региона, продиктованная интересами восстановления там стабильности и искоренения очага международного терроризма, предполагает продолжение усилий по содействию поискам необходимых компромиссов, которые позволили бы всем этноконфессиональным группам сирийского населения жить в мире и согласии и чувствовать себя комфортно в единой стране.
— Напряженность в Ливии нарастает. В соответствии со Схиратскими соглашениями состав ливийского правительства национального согласия должен быть одобрен парламентом, проводящим заседания в Тобруке. До сих пор этого сделано не было. Как Россия оценивает ситуацию в Ливии и намерена ли способствовать нормализации обстановки в этой стране?
— Наш безусловный приоритет — сохранение суверенитета и территориальной целостности страны. Заинтересованы в том, чтобы Ливия как можно скорее вышла из затянувшегося кризиса, вновь стала процветающим государством, опирающимся на крепкие государственные институты, дееспособную армию и силы правопорядка, восстановила статус важного игрока на региональной арене.
Приветствовали подписание в марокканском городе Схирате в декабре 2015 года политического соглашения по параметрам национального примирения. Поддержали принятие резолюции 2259 СБ ООН, закрепившей схиратские договоренности в качестве ключевого элемента урегулирования ливийского кризиса. Именно с нашей подачи в нее были внесены положения, обеспечивающие инклюзивный характер политпроцесса.
С тех пор прошло больше года, однако ситуация к лучшему не изменилась. Созданные на основе Схиратского соглашения президентский совет и Правительство национального согласия так и не смогли начать полноценно работать. Не выполнены и определенные схиратской «дорожной картой» главные задачи переходного периода — не завершена работа над текстом конституции, не проведены всеобщие выборы, по итогам которых должны были быть сформированы постоянные органы власти. При этом палата депутатов в Тобруке отказывается признавать кабинет министров в связи с тем, что в нем не представлены все ливийские политические силы.
Противостояние между Триполи и Тобруком привело к фактическому параличу всей системы управления. Вследствие этого усугубляются социально-экономические проблемы. На фоне вакуума власти в некоторых районах сохраняется присутствие ИГ и «Аль-Каиды» (запрещены в России. — «Известия»), не снижается активность связанных с ними местных экстремистских группировок.
Убеждены, что решить проблему удастся только в том случае, если к работе органов власти на всех уровнях будут привлечены представители широкого спектра общественно-политических сил, племенных и региональных групп.
Очевидно, что решать судьбу страны должны сами ливийцы. Попытки навязывать им готовые решения считаем контрпродуктивными. Вместе с тем необходимо продолжать кропотливую системную работу с обоими центрами силы в Ливии — и с Триполи, и с их оппонентами в Тобруке, подталкивая к преодолению внутренних разногласий, поиску взаимоприемлемых решений по всем спорным вопросам и параметрам национального примирения. Именно такую сбалансированную линию будем и впредь последовательно проводить.
О важности налаживания конструктивного диалога постоянно говорим и нашим западным партнерам, и спецпредставителю Генсекретаря ООН по Ливии Мартину Коблеру, и самим ливийцам — тому же Халифе Хафтару, находившемуся в Москве в ноябре 2016-го, а также председателю палаты депутатов Ливии Акиле Салеху, который приезжал к нам в декабре прошлого года. В аналогичном ключе ведем работу с властями в Триполи.