Все, пожалуй, знают про то, как в 1867-м император Александр II продал США Аляску за 7 с лишним млн $. А вот о том, что и в Калифорнии было русское поселение Форт-Росс, известно меньше.
Недавно были обнаружены неизвестные ранее документы, касающиеся освоения русскими Америки. О находках рассказывает их первооткрыватель – доктор исторических наук, гл. научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Александр ПЕТРОВ.
При чем тут Крым?
– История этого уникального форта долгие годы рассматривалась только с точки зрения российских источников. Но с 2017-го мы начали находить (работа проводилась в рамках проекта «Историко-культурное наследие Русской Америки», поддержанного Российским научным фондом) в архивах Испании, Франции и Италии неизвестные документы, касающиеся этого поселения. Новые документы дают представление, что как минимум с середины XVII в. в Европе знали о российском продвижении на земли Америки. Они показывают точку зрения Испании (это была ее территория), Франции (она, как и Англия, претендовала на эти земли), монахов-францисканцев...
Мы обнаружили странную вещь: материалы о России, тихоокеанских землях чередовались с документами о Крыме. При чем тут Крым? Сначала думали: случайная подборка. Но изучив материалы, поняли: все здорово увязывается.
Речь идет о времени правления Екатерины II, вторая половина XVIII в. Русские активно осваивали свои восточные территории, исследовали земли на Тихом океане. Дошли до Аляски, основали там первые поселения... Испанский посол в России с тревогой информировал своего монарха: русские дальше, чем другие нации, продвинулись в освоении Тихого океана и дошли до Калифорнии.
Посол был уверен, что русские продвигаются вглубь испанской территории в Америке, находясь под влиянием Англии. Испанские власти даже дали прямое указание: укрепить поселения (Монтерей, Сан-Диего) на западном побережье Америки, чтобы защитить их от проникновения русских... А ведь Россия тогда еще не дошла до Калифорнии. Так что можно сказать, что старт к развитию крупнейших городов там дала Россия.
Екатерина II эти опасения не развеивала. Это был ее козырь в дипломатии. Шла Русско-турецкая война (1768–1774 гг.), и ее исход был главным, что интересовало императрицу. Она вела переговоры с Францией и Англией – чтобы они не вмешались в войну. Это сработало. В 1774-м Османская империя была вынуждена подписать Кючук-Кайнарджийский договор, по которому в состав России вошли первые земли в Крыму.
«Юнона и Авось»
– Реальную заинтересованность в калифорнийских землях Россия проявила лишь в начале XIX в. И связана она с деятельностью камергера двора Николая Резанова (это имя наверняка многие знают по популярной рок-опере «Юнона и Авось»).
Резанов вместе со своим тестем (отцом первой жены) Григорием Шелиховым еще в 1799-м основал Российско-американскую компанию (РАК) – все хозяйство в Русской Америке велось именно ею. И вот в 1803-м Резанов совершает первую русскую кругосветную экспедицию, во время которой он должен был провести инспекцию колоний в Америке. Кроме того, у него было поручение – понять, насколько мощную силу представляют собой испанцы на этой территории и заинтересованы ли они в дальнейшем ее освоении.
Хозяйство на Аляске он нашел в весьма плачевном состоянии и начал выяснять, можно ли организовать туда регулярную доставку продуктов из Калифорнии, что было ближе и удобнее. А в Калифорнии обнаружил: тут еще можно добывать мех калана. Это было удивительно – вдоль всей территории Канады и ниже этих животных не было.
В общем, результаты поездки были блестящими: Резанов установил весьма доверительные отношения с испанцами (даже обручился с Консепсьон де Аргуэльо, дочерью коменданта Сан-Франциско). Но в 1807-м на обратном пути в Россию он погиб, и на многих далекоидущих планах по освоению этих земель пришлось поставить крест: слишком много было завязано на личности Николая Резанова.
Русский форт
– Первым главным правителем русских поселений в Северной Америке был Александр Баранов (в 1790–1818 гг.). Это он основал столицу Русской Америки на Аляске – город Новоархангельск (ныне – Ситка). Баранов сумел сильно развить и поселения в Калифорнии.
В 1812-м он назначил правителем этих земель Ивана Кускова, основавшего там русскую торговую факторию и создавшего крепость и селение Росс. Сложно сказать, было ли это результатом его консультаций с правительством России. Судя по всему, это была личная инициатива Баранова, которой в Петербурге просто следовали.
Испанцы, конечно, были против. Они направили правлению РАК гневную ноту – ликвидировать поселения. Но на все подобные заявления главы крепости всегда отвечали одинаково: мы должны списаться с правителем на Аляске, а тот – с Санкт-Петербургом... Переписка тянулась годами. За это время менялись губернаторы в Калифорнии, и процесс начинался заново.
Между тем Испания приходила в упадок, у нее уже не было сил заставить русских что-то изменить. К тому же испанцы остро нуждались в железе, оружии, порохе и других товарах, которые закупали у русских.
Де-юре расклад был такой: Аляска и Алеутские острова – территория России, поселения в Калифорнии – спорные земли, частное владение на испанской территории. Немаловажным был и нюанс, на который указывала РАК: хотя испанцы и считали Калифорнию своей, граница их владений к северу от Сан-Франциско не определена, а местные индейцы испанцам неподвластны.
Был момент, когда эти земли могли официально стать российскими. Вопрос обсуждался в 1830-е, когда Русской Америкой управлял барон Фердинанд Врангель. В обмен на решение ряда международных вопросов в благоприятном для Испании ключе испанцы гарантировали признание Форт-Росса. Но в тот момент Александр II не захотел из-за этого портить отношения ни с Францией, ни с Англией. Форт-Росс тем временем развивался и был весьма успешным. Мех калана быстро закончился (зверьков истребили), а вот сельское хозяйство процветало и приносило доход.
Русские завезли в Калифорнию, как бы сейчас сказали, передовые технологии. Так, агроном Форт-Росса Егор Черных предложил новый метод земледелия, благодаря которому повысились урожаи. Русские выделывали здесь кожи, обрабатывали железо и медь. В Форт-Россе появились первые в Калифорнии ветряные мельницы и судостроительные верфи (у испанцев тут не было ни одного судна), фруктовые сады и виноградники (нынешнее калифорнийское вино – отголосок тех лет). Русские колонисты впервые привезли в эти места и многие блага цивилизации, например оконные стекла. Многие иностранцы оставили записи о том, что это было процветающее поселение. И все удивлялись: почему русские его продали?
Фальсификация
– А случилось банальное. Последний правитель Форт-Росса Александр Ротчев (в 1838–1841 гг.) был нечист на руку. Деньги, которые он получал от продажи сельхозпродукции, присваивал. И в какой-то момент – видимо, чтобы спрятать недостачу – составил доклад об убыточности фактории, сфальсифицировав все показатели.
К сожалению, ему поверили, и в 1841-м Форт-Росс был продан американцу швейцарского происхождения Джону Саттеру (у него было прозвище «император Калифорнии») за 42.857 руб. серебром. Саттер недоплатил 37,5 тыс. руб., но большую часть долга – 19.778$ – РАК все же удалось получить в апреле 1849-го.
Обман Ротчева конечно же обнаружился. Барон Врангель, в частности, оставил крайне негативные записки о нем (эти документы мы недавно обнаружили в Москве, а позже я нашел подтверждение и в Национальном архиве Эстонии в Тарту, откуда был родом барон). Но обнародовать вскрывшиеся факты о Ротчеве было стратегически невыгодно: Форт-Росс был продан, и Россия выстраивала отношения с США...
А вскоре в Калифорнии нашли золото, и развитие этих мест пошло уже совсем по другому пути.