На фоне резкого роста числа заболевших коронавирусом в России власти страны по примеру европейских государств приняли решение о фактически полном закрытии границ с 18 марта до 1 мая. Попавшие под главный удар авиакомпании ждут серьезных убытков, и в правительстве, по данным “Ъ”, уже обсуждают меры их поддержки. Между тем вирус начал активно передаваться внутри страны — количество таких случаев выросло более чем вдвое при увеличении общего заражения на 50%.
Поздно вечером 16 марта пресс-служба правительства подтвердила информацию “Ъ” о почти полном закрытии границы РФ для иностранцев. В сообщении говорится, что премьер Михаил Мишустин провел телефонные разговоры с коллегами из Белоруссии, Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, проинформировав их о закрытии с 00:00 18 марта до 00:00 1 мая въезда в Россию иностранных граждан и лиц без гражданства. Это делается «для обеспечения безопасности государства, защиты здоровья населения и нераспространения коронавирусной инфекции в соответствии с российским законодательством и положениями применимых международных договоров РФ».
Ограничение не применяется в отношении сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений в РФ, водителей автомобилей международного автомобильного сообщения, экипажей воздушных, морских и речных судов, поездных и локомотивных бригад международного железнодорожного сообщения, членов официальных делегаций и лиц, имеющих дипломатические, служебные, обыкновенные частные визы, выданные в связи со смертью близкого родственника, лиц, постоянно проживающих на территории РФ, а также следующих транзитом через воздушные пункты пропуска.
Ввезенный вирус пошел на контакт
Решение о закрытии границ принято после того, как за сутки число подтвержденных в России случаев коронавирусной инфекции увеличилось на 50%, днем 16 марта официально объявлено о 30 новых пациентах: 20 человек в Москве, по трое в Санкт-Петербурге и Самарской области, по одному в Московской и Кировской областях, а также в Пермском крае и Республике Коми. Таким образом, в целом с января зарегистрировано 93 случая, уточнили в федеральном оперативном штабе по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции.
«Четверо выздоровели и выписаны, 79 человек находятся в стационаре, из них у 57 заболевание протекает в легкой форме без каких-либо симптомов, только у двух пациентов состояние средней тяжести из-за незначительной одышки,— заявила на первом заседании Координационного совета при правительстве РФ по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории РФ вице-премьер Татьяна Голикова.— Никому из них не требуется перевод на искусственную вентиляцию легких… Из 93 случаев 86 заболеваний завозные, 7 человек — контактные».
Количество контактных случаев, таким образом, растет в геометрической прогрессии — еще накануне, 15 марта, их было всего три. Главный врач медцентра «Лидер-Медицина», инфекционист Евгений Тимаков подчеркивает — удвоение параметра говорит о том, что «вирус здесь есть»: «Если будут проведены определенные ограничительные мероприятия по разобщению источников инфекции, то есть, например, отменены массовые мероприятия и введен карантин в школах и университетах, то роста заболевания в экспоненте не будет, а со стабильным количеством заболевших мы справимся, хотя маленького числа (заболевших.— “Ъ”) все же не будет, так как Москва — это город-миллионник». По мнению господина Тимакова, существенного роста выявленных случаев стоит ждать и с увеличением масштабов тестирования: «Так было в Китае».
В сообщении федерального штаба уточняется, что завозные случаи выявлены у граждан, которые посещали неблагополучные по коронавирусной инфекции страны в последние две недели (Италия, Франция, Испания, Швейцария). В московском оперативном штабе по контролю и мониторингу ситуации с коронавирусом уточняют, что заболевшие прибыли также из Бельгии, Венгрии и Таиланда. Все вновь выявленные больные — граждане РФ, однако этот факт не помешал правительству вслед за многими европейскими государствами почти полностью запретить въезд в страну иностранцев.
Никто никуда не едет
Пассажирские транспортные потоки за границу уже серьезно ограничены. Российские власти начали поэтапно закрывать границы для авиационного и железнодорожного сообщения с 31 января. С 18 февраля РФ в целом ограничила въезд в страну всем гражданам КНР, с 28 февраля — Ирана, с 1 марта — Южной Кореи, 13 марта — Италии.
На прошлой неделе оперативный штаб в целом ограничил авиасообщение со странами ЕС, который с начала марта превратился во второй (после Китая) очаг распространения вируса. В столицы государств продолжает летать только «Аэрофлот». «Рейсы полупустые»,— отмечает источник “Ъ” в отрасли. Это означает существенные потери для перевозчика, хотя оценить их сложно. Многие пустые места вполне могут быть оплаченными: «Аэрофлот» возвращает деньги только за отмененные рейсы, а обмен без штрафов разрешает на не пользующиеся спросом в связи с сохранением рисков инфекции вылеты до конца мая.
ОАО РЖД уже остановило пассажирское сообщение с большинством сопредельных стран. С 3 февраля не ходят поезда в Китай и Северную Корею, с 5 марта — в Австрию, Германию, Италию, а также поезд Москва—Ницца (полностью сообщение с Францией и Польшей, где останавливался этот поезд, прекращено с 15 марта). 10 марта остановлено сообщение с Монголией, с 13 — с Чехией, 16 марта — с Узбекистаном и Азербайджаном (по инициативе железных дорог двух стран, уточнили в ОАО РЖД, вплоть «до особых указаний»). Также с 16 марта, за редким исключением, стало невозможно уехать поездом в Казахстан и Киргизию, остановлено сообщение с Литвой (поезда в Калининград следуют транзитом без остановок), с 17 марта перестанут ходить составы в Латвию, Молдавию и на Украину. К моменту подготовки статьи официально сохранялось пассажирское железнодорожное сообщение с Финляндией, Эстонией и Белоруссией.
Доля международных рейсов в общем объеме перевозок ОАО РЖД в дальнем следовании невелика — 6,16% в 2018 году (6,79 млн человек из 110,3 млн, официальных итогов 2019 года еще нет), так что потеря нескольких месяцев вряд ли серьезно скажется на доходах монополии.
Другая ситуация у авиаторов: ограничение въезда в Россию для иностранцев дополнительно ударит по самому доходному международному пассажиропотоку авиакомпаний, а на фоне резкого ускорения распространения инфекции может оказаться лишь очередным, а не финальным этапом изоляции страны.
Поддержка по кресло-километрам
По словам источников “Ъ”, «Уральские авиалинии» только из-за закрытия полетов в Китай и Италию могут потерять 8–10 млрд руб. В S7 посчитали, что в случае продолжения эпидемии еще на один-два месяца потеряют по году 2 млн пассажиров, 22,6 млрд руб. выручки и 14,3 млрд руб. операционной прибыли. По словам источников “Ъ” в отрасли, серьезные риски у чартерных Azur, Nordwind, Royal Flight, IFly, располагающих дальнемагистральным флотом. В случае закрытия оставшихся направлений, например стран Юго-Восточной Азии, эти самолеты будет негде использовать. Перевозчикам придется либо держать их на земле, наращивая убытки, либо ставить на нераскатанные внутренние рейсы, например, с Дальнего Востока в Сочи.
В правительстве понимают, что авиакомпании стали одними из главных заложников эпидемии, и уже обсуждают меры их поддержки. На прошлой неделе в Белом доме прошло совещание, на котором рассматривались вопросы поддержки авиационной отрасли, под руководством первого вице-премьера Андрея Белоусова, рассказали источники “Ъ” в правительстве. Господин Белоусов поручил Минтрансу и Минфину проанализировать представленные авиакомпаниями расчеты убытков, возникших из-за распространения инфекции. По словам источников “Ъ”, чиновники прорабатывают вопрос о возможной компенсации потерь за счет средств федерального бюджета. В аппарате Андрея Белоусова, Минтрансе и Минфине не предоставили комментариев.
Оценить масштаб необходимой господдержки пока не готовы даже сами авиаторы. В S7 лишь отмечают, что эффективной мерой оперативной помощи были бы компенсации «на основе регулярной отраслевой отчетности, в том числе по кресло-километрам». Такая практика, пояснили в компании, уже применяется в Китае. Кроме того, «сейчас были бы крайне актуальны» возмещения, которые авиакомпании до сих пор не получили за резкий рост цен на авиатопливо в 2018 году и ограничение полетов в Грузию в 2019 году.