Дискуссия о возможной приватизации государственного пакета в Сбербанке России идёт с 2012 года, и в последнее время она лишь усилилась. Мы уже знаем: если министры и банкиры публично и назойливо обсуждают какое-то непопулярное решение, то рано или поздно оно будет принято. Похоже, что правительству настолько нужны «быстрые» деньги, что ради них оно готово отказаться от триллионных дивидендов в будущем.
Вот и Герман Греф недавно заявил, что вместо повышения налогов государству следовало бы продавать принадлежащие ему акции компаний. В частности, Сбербанка России. «Я не вижу ни одного основания, почему нас надо держать сейчас, когда требуются деньги на выполнение указов президента. Лучше вместо повышения налогов продать какие-то акции компаний, которые продаваемые. Сбербанк – абсолютно продаваемая история», – сказал Греф на пресс-конференции после годового собрания акционеров. По словам финансиста, если ЦБ продаст принадлежащие ему акции Сбербанка, государство на эти деньги могло бы «провести какие-то реформы, развивать инфраструктуру».
Германа Оскаровича легко заподозрить в лукавстве. Предложение его прозвучало как раз в тот момент, когда повышение НДС и пенсионного возраста фактически было делом решённым. Между тем инициативу Грефа поддержало Министерство финансов, которое, собственно, и инициировало налоговые и пенсионные «манёвры». Сегодня государство через ЦБ контролирует 52,32% голосующих акций Сбербанка, остальные бумаги находятся в свободном обращении на рынке.
В 2012 году государство сократило свою долю в капитале Сбербанка. Тогда ЦБ продал примерно 7,5% акций, выручив около 160 млрд рублей. Осенью 2016 года бывший министр экономического развития Алексей Улюкаев предлагал включить Сбербанк в план приватизации на 2017–2019 годы. Тогда идея не прошла, а вскоре сам Улюкаев был задержан при получении взятки. Но вполне вероятно, что интересанты никуда не делись, а сроки поджимают. Вот только что получит в результате этого государство?
Без дивидендов, но с обязательствами
Для выполнения нового майского указа президента правительству необходимо дополнительно найти 8 трлн рублей. При этом капитализация Сбербанка (суммарная цена обыкновенных и привилегированных акций) в начале 2018 года достигла 5,6 трлн рублей. Однако сценарий, при котором правительство решит окончательно избавиться от своей доли в Сбере, выглядит маловероятным, 25% акций – это максимум, что удастся продать. И даже если эти бумаги будут реализованы без значительного дисконта, государство получит не более 2,8 трлн рублей. При этом размер дивидендов, которые Сбербанк ежегодно выплачивает своему основному акционеру, может снизиться вдвое – половина этой суммы уйдёт частным лицам.
Тем временем прибыль Сбербанка и дивиденды, которые получают его акционеры, стремительно растут. По итогам 2016 года, банк направил на эти цели 25% прибыли – 135,5 млрд рублей. В 2017-м размер дивидендов увеличился до 36,2% от чистой прибыли – до 271 млрд рублей. А в конце минувшего года руководство банка приняло новую дивидендную стратегию, согласно которой в 2018–2020 годах акционерам планируется выплатить примерно триллион (!) рублей. Более того, с 2020 года на дивидендные выплаты будет направляться не менее 50% прибыли Сбербанка. Потому трудно представить, что Герман Греф советует правительству избавиться от такого ценного актива, руководствуясь исключительно государственными интересами.
Вполне вероятно, что глава Сбербанка заговорил о необходимости продавать госактивы, чтобы получить больше свободы в управлении. Снизив контроль со стороны государства, которое заинтересовано в пополнении бюджета больше, чем в развитии бизнеса, банк сможет более свободно работать со своими резервами, а также с остатками на счетах и депозитах. При этом именно на Сбербанк приходится почти половина вкладов физических лиц в России, что делает его защищённым: в случае проблем государству всё равно придётся за свой счёт спасать социально значимое кредитное учреждение, как сегодня это делают с частными, но важными для регионов компаниями Олега Дерипаски и Виктора Вексельберга.
Однако стремление к «свободе» вряд ли стоит считать главной мотивацией Германа Грефа приватизировать Сбербанк. В ближайшие пару лет должна решиться судьба санируемых частных банков, которые в 2017–2018 годах де-факто перешли под контроль государства. В ЦБ говорят, что после оздоровления эти активы попытаются продать, а Федеральная антимонопольная служба уже заявила, что будет настаивать на введении запрета государственным банкам покупать частные. В то же время представителям отрасли трудно представить, что кто-то из частного сектора мог бы потратить сотни миллиардов, а то и триллионы рублей на приобретение остатков «ФК Открытие», Бинбанка, «Возрождения» и прочих.
Разделяет эту позицию и Герман Греф: «Я не понимаю тогда, кто их будет покупать. Сегодня и частных банков-то не осталось. Я вообще считаю, что эти запреты никому не нужны», – сказал он на пресс-конференции по итогам июньского собрания акционеров Сбербанка, повторив свой призыв к приватизации. В свете такого заявления Германа Оскаровича ситуация выглядит ещё интереснее.
Иностранные покупатели
Выкупить санированные банки у Фонда консолидации банковского сектора сегодня не может никто, кроме гигантов с государственным участием вроде Сбербанка и ВТБ. Но кто в таком случае может приобрести контрольные пакеты в самих госбанках? Ответ очевиден: зарубежные банки, инвестиционные фонды и частные инвесторы. Напомним: ЦБ РФ контролирует 52,32% акций Сбербанка, а остальные бумаги находятся в свободном обращении. Из них, по признанию самого Германа Грефа, 40% контролируют инвесторы из США, а ещё 29% акций владеют британцы. Даже если предположить, что речь здесь во многом идёт об офшорных структурах российских бизнесменов, то львиная доля дивидендов Сбербанка уходит из России за границу. Может, при таком раскладе правительству надо не продавать, а увеличивать свою долю в крупнейшем розничном банке страны и обеспечивать выполнение майского указа за счёт дивидендов?
Иностранные компании, банки и фонды – вот главные претенденты на покупку государственного пакета в Сбербанке. Но, как считают многие аналитики, скорее всего контроль над бумагами уйдёт не в США или Великобританию, а в Китай. Западные инвесторы могут воздержаться от покупки крупных активов в России из-за угрозы новых санкций, а вот китайские банкиры, как говорят, активно присматриваются к отечественному финансовому сектору. Судя по всему, это так и есть – в начале июня стало известно, что инвесторы из КНР могут войти в капитал Совкомбанка – 14-го по величине российского кредитного учреждения.